Учитель математики МБОУ СОШ №4 Купцова Л.В. г. Светлоград, Ставропольский край.
Урок 38.
Тема урока: «Умножение и деление степеней»
Цели:
Образовательные - научиться различать свойства умножения и деления степеней с натуральным показателем; применять эти свойства в случае с одинаковыми основаниями; уметь выполнять преобразования степеней с одинаковыми основаниями. По результатам самостоятельной работы, выяснить степень усвоения учащимися данной темы.
Развивающие – расширение кругозора и любознательности учащихся; развитие логического мышления и грамотной математической речи; внимания и памяти; формирование умений применять приемы обобщения, наблюдения, сравнения, анализа, выделения главного.
Воспитательные - воспитание познавательной активности, ответственности и аккуратности. Формирование навыков культуры диалога, умения работать в группе.
Задачи: организовать работу учащихся посредством повторения ранее изученного материала; обеспечить уровень воспроизведения посредством выполнения упражнений различного типа.
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, отсутствующих.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Степень и ее свойства», ваша задача применять свои теоретические знания при выполнении практических задач.
Вступительное слово учителя.
- Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.
- Но прежде чем мы окунемся в новый урок, давайте вспомним, а что же было на прошлых уроках?
II. Актуализация опорных знаний. Систематизация теоретического материала. Всесторонняя проверка знаний.
- И для того чтобы наша работа получилась как можно более успешной вспомним определение степени.
- Что такое степень? (произведение одинаковых множителей) (Слайд 3)
1. Прочитайте выражение, назовите основание и показатель степени: (Слайд 3)
64; (2,9)8; 104; (-7)5; 012; (-x)7.
2. Верно ли, что: (Слайд 4)
2•2•2 = 23 ;
5•5•5•5 =45;
(-3)3=9;
71=7;
a•a = 2a;
x•x•x•x•x=5x
an =a•a•a•a•…•а (n раз)
bk = b•b•b•b•a…•b (k раз)
Обосновать ответ.
3. Определите знак выражения: (Слайд 5)
(-2)3; (-2)10; -210; (-3)8; -39.
4. Bычислите: (Слайд 5)
0,32 (- 2)3 25 07 62 + 82 – 92 (- 10)2 – 101 (0,4 – 0,1)2
0,53 – 42 +(- 4)2 - 49 + 72
III. Изучение нового материала.
1) Рассмотрим такое выражение b3b4, оно представляет собой произведение двух степеней с одинаковым основанием. Это произведение можно заменить в виде степени с тем же основанием:
b3b4= (bbb)(bbbb)=bbbbbbb=b7. Проследите за показателями степени. Давайте сформулируем правило умножения степеней с одинаковыми основаниями:
аm • аn = аm + n, для любого числа a и произвольных натуральных чисел m и n
Правило: при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают. (Слайд 6)
Примеры: х8х7=х8+7=х15; уу5=у1+5=у6; с2с3с5=с2+3+5=с10.
2) Рассмотрим частное двух степеней с одинаковыми основаниями:
а5 : а3 = ? Каким действием проверяется деление? На а в какой степени надо умножить а3 , чтобы получить а5? а3 • a?= а5 (а2), значит а5 : а3 = а2
Сформулируем правило деления степеней с одинаковыми основаниями
аm : аn = аm - n , для любого числа a ≠ 0 и произвольных натуральных чисел m и n, таких, что m n
Правило: при делении степеней с одинаковыми основаниями основания оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель делителя. (Слайд 7)
Примеры: х12 : х9=х12-9 =х3; у7 : у=у7-1=у6
Применим это правило к частному аn : аn, получится:
an : аn = аn - n = а0 = 1. (Слайд 8)
Прочитайте это определение в учебнике.
IV. Закрепление изученого:
1. Выбираем правильный ответ (Слайд 9)
33 · 36 0,057 · 0,0512 4,34 · 4,33 26 · 27
(-3,1)5 · (-3,1)10 65 · 64 52 ·54
Выбираем правильный ответ (Слайд 10)
331 : 36 a5 :a h12 : h6 x16 :x4
0,29 : 0,25 (-3)15 : (-3)6 3523 : 3510
Физминутка. (наклонить корпус влево, если выражение меньше нуля; вправо, если выражение больше нуля):
(-2)3 (-23)2 -(-15)4 (-8)11 (-8)6 (-7)2n (-0,2)2n+1
2. Работа по учебнику:
№ 404 (с комментированием по цепочке)
а) m3m8=т11 в) с7с12=с19 д) аа3=а4 ж) 5958=517
б) х4х4=х8 г) р3р11=р14 е) b2b=b3 з) 3333=36
№ 409 (1 вариант - задания а, в, д; 2 вариант - задания б, г, е), два ученика работают у доски.
№ 414 (с комментированием по цепочке).
№ 407 (самостоятельно), затем заслушать варианты решения у нескольких учеников.
V. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют работу в карточках.
| К-1 | К-2 | К-3 |
№ 1 | а) с7с4 б) аа2 в) х3х3 | а) b2b3 б) х7х5 в) п4п6 | а) хх6 б) п7п9 в) а13а7 |
№ 2 | а) 84:83 б) а10:а9 в) с6:с2 | а) а8:а2 б) 318:36 в) т6:т | а) а8:а б) х4:х2 в) 26:23 |
№ 3 | а) а3·__=а10 б) __:а=а2 | а) а12:__=а6 б) __·а7=а15 | а) __ ·а2=а7 б) __:а2=а8 |
Карточки с выполненным заданием сдают на проверку.
VI. Результаты урока:
Подведение итогов урока, выставление оценок.
– Перечислите свойства степени с натуральным показателем.
- Возвращаясь к высказыванию Блеза Паскаля скажите, почувствовали вы себя великими людьми?
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я
добросовестно выполнял свою работу“.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием и
он ответил «А я принимал участие в строительстве Храма»
- Чем же сегодня занимался каждый из вас?
-Ребята! Кто из вас на уроке «возил проклятые камни»? (поднимите желтые карточки)
-Кто работал добросовестно? (поднимите зелёные)
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (поднимите красные карточки).
VII. Домашнее задание: п. 19, № 408, 415, 422.
- Спасибо за урок, желаю вам дальнейших успехов в освоении трудной, но интересной науки под названием математика!
Используемая литература:
Учебник «Алгебра-7», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Дидактический материал для 7 класса, Л.В. Кузнецова, Л.И. Звавич, С.Б. Суворова.
Энциклопедия по математике.