а) образовательные: вывести правила умножения и деления степеней с одинаковым основанием; дать определение нулевой степени числа, не равного нулю; формировать умение выполнять указанные действия со степенями
б) развивающие: научить наблюдать, выводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
в) воспитательные: воспитать интерес к математике.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте учащиеся! (проверка наличия учеников и выполнение домашнего задания). № у доски, с остальными устный счет.
1. Вычислите. а) 32; б) ; в ) –(–2)3;
2. Сравните значение двух выражений:
а) (–8,64)20 и 030; б) (–1)76 и (–1)70
Сегодня мы с вами продолжим работать со степенями.
Актуализация.
Учитель:
Проведём небольшую разминку. Известно, что степени изучали многие учёные и один из них сказал следующую фразу
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики
степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
Ваша задача назвать фамилию учёного. Для этого нам помогут наши примеры на вычисления. Необходимо под каждым найденным ответом приписать соответствующую букву и расшифровать слово
№
Примеры
Ответы
буквы
1
25
32
м
2
33
27
о
3
(-10)3
-1000
н
4
(-4)2
16
л
5
23+32
17
с
6
(-3)3-(-2)2
-31
в
Учитель: Какое ключевое слово мы разгадали?
Ученик: Ломоносов. Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека» : энциклопедист, физик и химик.
.
Историческая справка
Учитель:
Рассмотрим историческую справку про степень и узнаем какие ещё учёные вложили свой интерес в развитие степени.
История возникновения степени числа
У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.
Француз, бакалавр медицины Никола Шюке (около 1500 г.) смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
У Рене Декарта в его «Геометрии» (1637) мы находим современное обозначение степеней а2,а3,... Немецкий ученый Лейбниц считал, что упор должен быть сделан на необходимости применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей и применял знак а2.
IV.Формирование новых способов и действий.
Учитель: Тема нашего урока «Умножение и деление степеней»
Цели урока.
23·22 (-2)3·22
Рассмотрим следующие правила:
1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются
am· an= am + n
х6:х4(-3)4 : (-3)2
2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются
am:an= am — n , где, m > n, a ≠ 0
Степень с нулевым показателем не была определена и считают, что при а≠0
а0=1 а1 =а
например: 134 : 34 =134-4 = 130=1
V.Физкультминутка.
Учитель: Проведём небольшую разминку. Выполняем гимнастику для глаз и рук.
Практическая часть
Учитель: Для закрепления новой темы решим задачи
Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление степеней»
Тема урока: Умножение многочлена на многочлен.
Цели:
Обучающие:
отработать навыки умножения многочлена на многочлен , а также приведения многочленов к стандартному виду; устранить возможные пробелы в знаниях учащихся; закрепить на практике знания, умения и навыки умножения многочленов; повторить изученные понятия и термины;
Развивающие:
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение обучаться в сотрудничестве, работать в команде; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, ); развивать навыки логической математической речи; развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач ;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать культуру решения математических задач; воспитывать дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения; воспитывать ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Всякое учение и всякое обучение основано на некотором уже ранее имеющемся знании Аристотель
- Как вы понимаете эти слова?
2. Мотивация.
- Разгадать кроссворд, ключевое слово и есть тема урока.
Вопросы:
1.Многочленом называется ……….одночленов.
2.Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно ….(2)….этот одночлен на каждый ….(8)…. многочлена и полученные произведения ….(5)…. 3.Выражения -7, 23 , Х, Х4- это….?
4. Функции и их ……..
6.Если многочлен состоит из двух членов, его называют……..?
7.Если многочлен состоит из трех членов, его называют…….?
9. В выражениях 23, Х10, 0,52 числа, которые стоят рядом с большими указывают на…..?