СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся с «Полярной звездой» (1)»

Дата 04.09.2020 Класс 8б Урок №2

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Цель урока: · выявить влияние географического положения России на природу и жизнедеятельнось её населения; продолжить формирование умений анализировать различные источники географической информации.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о влиянии северного положения России на жизнь и деятельность её населения.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом, картами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) создавать схемы и таблицы для решения учебных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации; 4) строить логическое рассуждение и делать выводы; 5) осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками; 6) работать в группе.

Личностные: определение своей личностной позиции в решении проблемы.

Оборудование: карты — физическая карта России, «Россия на мировой карте холода», «Удалённость территории России от незамерзающих морей».

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Покажите на политико-административной карте границы России и пограничные государства.

2. Покажите на физической карте крайние точки России и определите их географические координаты.

3. Докажите, что Россия — самое большое государство в мире.

4. Назовите особенности географического положения России.

5. Объявите победителей конкурса на лучшее эссе «Визитная карточка России».

6. Как вы считаете, большая территория России — это положительная или отрицательная особенность её географического положения?

II. Изучение нового материал

Урок строится на основе работы обучающихся с текстом § 2, картами параграфа и Приложения. Учитель формулирует задачу — найти ответ на проблемный вопрос: есть ли страны холоднее, чем Россия?

Многие учёные, изучавшие климатические особенности России, утверждают, что это самая северная страна. Так ли это? Давайте выясним.

«У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считают лежащей на берегу этого океана», — писал Д. И. Менделеев.

Основоположник отечественной климатологии А. И. Воейков утверждал: «Наша суровая зима и короткое лето невыгодны для народного хозяйства; они мешают нам возделывать растения тёплых стран и заставляют каждого хозяина держать более животных и орудий, чем в Западной Европе, более тратить на устройство домов, отопление и тёплую одежду… Как ни обширна Россия, но тёплых климатов у нас немного».

Наш современник географ Ю. Н. Гладкий утверждает: «Колоссальные издержки России в сравнении с подавляющим большинством высокоразвитых государств связаны, в частности, с необходимостью бороться с холодом: с повышенным расходом энергии на обогрев зданий в производственной и коммунально-бытовой сферах, увеличением объёма используемых конструкционных материалов, производством тёплой одежды, обуви и т. п. Дополнительных средств требуют строительство и поддержание в надлежащем порядке дорожно-транспортной сети, разрушаемой замерзающими грунтовыми водами, укрепление инженерных сооружений, страдающих от обильных снегопадов, обледенения и деформаций металла, вызываемых перепадом температур. Немалые убытки государство терпит в связи с ликвидацией ежегодных последствий ледостава и ледохода, паводковых наводнений, снежных лавин».

Учитель предлагает выяснить, в каких климатических поясах и природных зонах находится наша страна. По картам (рис. 49 на с. 97 и рис. 7 на с. 15 учебника) обучающиеся называют климатические пояса и природные зоны, в которых расположена Россия. Какие ещё страны мира имеют схожее географическое положение? А в чём различие географического положения этих стран в сравнении с Россией?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, школьники анализируют рисунки 3 и 4 учебника. Чтобы убедиться в «северности» географического положения России, обучающиеся должны проанализировать таблицу и сделать самостоятельные выводы.

ФИЗМИНУТА

Следующий этап урока посвящён групповой работе, в ходе которой учащиеся должны установить, какое влияние оказывает северное положение России на жизнь её населения. Каждая группа отвечает на один из вопросов, предложенных для обсуждения на с. 9 учебника. Результатом обсуждения группы может стать развёрнутый ответ, схема, таблица, содержащие аргументированные выводы, сделанные на основе анализа текста и карт параграфа, карт Приложения

Подведение итогов. Защита проектов

Рефлексия. В завершение урока следует привести слова географа Н. Н. Михайлова, обеспечивающие рефлексию обучающихся: «Природой и судьбой нашему народу дана земля, занимающая север Евразии. Другой земли у нас нет и не будет. И нет у нас другой задачи, как обустроить эту землю, дать народу возможность сносного существования, следуя своим извечным традициям».

Домашнее задание: 1) изучить § 2; 2) на основе задания 17 на с. 9 тренажёра написать эссе на тему «Плюсы и минусы географического положения России»; 3) выполнить задание 22 на с. 10 тренажёра.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!