СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 "Полярная звезда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на 2019-2010 уч. год. в соответствии с новой программой по географии 5-9 класс "Полярная звезда" 2019 г. Учитыалась структура учебника 8 кл. 2018 г и 9 класс 2019 г.(совпадение тем ) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 "Полярная звезда"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по географии для основной общеобразовательной школы 5-9 классы составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

2. Рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина; Москва: Просвещение 2019 г.

3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, Изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629;от 28.12.2018 № 345);

6.Приказа Министерства Образования от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164; приказом Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320; приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427;приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643; приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39; приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69; приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609; приказом Минобрнауки России от 7 июня 2017 года N 506; 1Далее – СанПиН. 2Далее – СанПиН ОВЗ.

7. Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.;

8. Основной образовательной программы СОШ МКОУ Петровской СОШ

9. Учебного плана МКОУ Петровской СОШ на 2019-2020уч.г.;

10. Устава МКОУ Петровской СОШ;

11. Положения о рабочей программе в МКОУ Петровская СОШ;

12. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МКОУ Петровская СОШ;

13. Календарного графика МКОУ Петровская СОШ на 2019-2020 учебный год;





Общая характеристика учебного предмета

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.

Содержание предмета направлено на формирование:

 комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

 целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

 умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

 умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

 предпрофильной ориентации.

Цели и задачи курса:

 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

 формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

 понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

 познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

 формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

 формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

 формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

 формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

 формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

 всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

 выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Содержание курса географии в 5-6 классах нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.

Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Содержание курса для 8-9 класса посвящены изучению России, поэтому их содержание - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение географии в 5-9 классах отводится: в 5 и 6 классах - по 35 ч (по 1 ч в неделю, 35 учебных недель): в 7-8 классах на уроки географии отводится по 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель), в 9 классе -68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебники и рабочие тетради по географии входят в перечень допущенных изданий, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №699 от 9.06.16 г.

1.География 5-6 классы учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, Просвещение, 2015г.

2. География 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, Просвещение, 2015г.

3. География 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, Просвещение, 2018 г.

4. География 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, Просвещение, 2019 г.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса географии в 5-9 классах обучающиеся при получении основного общего образования научатся и получат возможность:

Содержательная линия «Источники географической информации»

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Содержательная линия «Природа Земли и человек»

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Содержательная линия «Население Земли»

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Содержательная линия «Материки, океаны и страны»

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Содержательная линия «Особенности географического положения России»

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Содержательная линия «Природа России»

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Содержательная линия «Население России»

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Содержательная линия «Хозяйство России»

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Содержательная линия «Районы России»

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Содержательная линия «Россия в современном мире»

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития








III. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии, Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности так их явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Тема 3. План и карта

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта–особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Тема 4. Человек на Земле

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Тема 5.Литосфера – твёрдая оболочка Земли

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных породи минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа–горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия

6 класс

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли

 Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

 Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

 Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

 Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.

 Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

 

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы

 Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Тема 3.  Биосфера – живая оболочка Земли

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

 Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

 Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

 Тема 4. Географическая оболочка Земли

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.


7 класс


Тема 1. Введение. Источники географической информации


Как вы будите изучать географию в 7 классе. Методы изучения окружающей среды. Фотоизображение как источник географической информации. Географическая карта – особый источник информации. Понятие «картографическая проекция». Способы отображения информации на картах с помощью условных знаков.

Тема 2. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей раз­личных рас.

Численность населения Земли, её изменение во време­ни. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прог­нозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рож­даемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Мигра­ции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её измене­ние со временем. Карта плотности населения. Неравномер­ность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяй­ственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. Геог­рафия народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйствен­ной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские посе­ления. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Тема 3. Природа Земли

Современный облик Земли: планетарные географичес­кие закономерности.

Земная кора и литосфера. Развитие земной коры. Формирование облика планеты. Происхождение материков и океанов. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Движение и взаимодействие литосферных плит. Гипотеза А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и её строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Тепло на Земле. Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Атмосферное давление. Распределение влага на поверхности Земли. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Воздушные массы и их свойства. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климат и климатические пояса. Роль климатических факторов в формировании климата. Климатические пояса и области Земли. Основные и переходные климатические пояса.

Роль Мирового Океана в формировании климатов Земли. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Влияние течений на формирование климата отдельных территорий.

Реки и озёра Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озёр на Земле. Крупнейшие озёра мира.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Влияние природных условий на распространение животного и растительного мира. Географическая зональность в распространении животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Охрана природы. Особо охраняемые территории.

Почвы как особое природное образование. Почвенное разнообразие. Факторы почвообразования. В.В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Закономерности распространения почв на Земле. Основные зональные типы почв, их особенности. Плодородие почв. Использование почв человеком. Охрана почв.

Тема 4. Природные комплексы и регионы

Природные зоны Земли. Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Океаны Земли. Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический и Индийский океаны. Географическое положение, площадь, средняя и максимальная глубины океанов. Особенности природы, природные богатства, органический мир, хозяйственное освоение океанов. Экологические проблемы океанов. Охрана природы.

Материки как крупные природные комплексы Земли. Материки – Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Современное географическое положение материков.

Историко-культурные районы мира. Географические регионы. Деление Земли и мира на части. Часть света. Географические регионы. Историко-культурные регионы. Понятие «граница». Естественные и воображаемые границы.

Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 5. Материки, океаны и страны

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Насе­ление материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельнос­ти человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богат­ства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлан­тического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природ­ного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и круп­ные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры

Тема 6. Участие в проекте: «Традиции и обычаи народов мира»

Тема 7. Россия в мире

8 класс

Введение

Тема 1. Россия на карте мира.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

Тема 2 Население России 

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3. Природа 

Рельеф России. История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

К лимат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Мор­ские пути России. Морские порты.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны 

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства.


Тема 5. Хозяйство  (по новым учебникам тема перенесена в 9 класс)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыноч­ных условиях. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «от­расль хозяйства»

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особеннос­ти топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Сос­тав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышлен­ного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Агропромышленный комп­лекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Особенности развития сферы услуг своей местности.

Тема 6. Наше наследие 

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного на­следия России — наш нравственный долг»

9 класс

Тема «Хозяйство России» была изучена в 8 классе (2018-2019 уч. год) в соответствии с предыдущим содержанием учебника за 8 класс.

Тема 1. Регионы России

 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  Изучение изображения Земли из космоса.

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.


Тема 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Тема 1. Центральная Россия

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

 Тема 2. Северо-Запад

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада: Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

  Тема 3. Европейский Север

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Тема 4. Северный Кавказ

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

 Тема 5. Поволжье

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Тема 6. Урал

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Тема 3. АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Тема 7. Сибирь

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Тема 8. Дальний Восток

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.


Тема 4. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Место России в мире Соседи России. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.


















































IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА

ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Содержание раздела (темы)

Общее количество часов

Число практических работ (экскурсий)

5 класс

Развитие географических знаний о Земле

6

1

Земля – планета Солнечной системы.

5

-

План и карта

9

3

Человек на Земле

5

2

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

10

5

6 класс

Гидросфера – водная оболочка Земли.

11

4

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

10

4

Биосфера – живая оболочка Земли

3

1

Географическая оболочка Земли

6

1

7 класс

Введение. Источники географической информации.

3

-

Население Земли

5

-

Природа Земли.

14

3

Природные комплексы и регионы

6

1

Материки, океаны и страны

40

7

Участие в проекте: «Традиции и обычаи народов мира».

1

-

Заключение. Россия в мире

1

-

8 класс

Введение Россия на карте мира

9

2

Население России

13

4

Природа России

31

5

Природно - хозяйственные зоны

15

1

Наше наследие

Обобщающее повторение

2

-

9 класс

Регионы России

12

2

Европейская Россия

37

4

Азиатская Россия

15

2

Россия в современном мире

4

1



В связи с несоответствием содержания учебников 8 и 9 класса под ред. А.И. Алексеева линии «Полярная звезда» и рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина; Москва: Просвещение 2019 г. раздел «Хозяйство России» был пройден в 8 классе (2018-2019 уч. год).



Приложение №1.



Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 6 ч.


1

Географические методы изучения окружающей среды.


5.09



2

Развитие географических знаний о Земле.


12.09



3

Любопытные эпизоды и наблюдения путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций


19.09





4

География сегодня

26.09



5

Практическая работа №1«Описание и нанесение на контурную карту географических маршрутов путешественников».


3.10



6

Итоговый урок по теме «Развитие географических знаний о Земле».


10.10



Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 5 ч.


7

Земля – планета Солнечной системы.


17.10



8

Форма, размеры и движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.


24.10



9-10

Солнечный свет на Земле. Пояса освещённости.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

7.11


14.11



11

Итоговый урок по теме «Планета Земля

21.11



Тема 3. План и карта – 9 ч.


12-13

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

Практическая работа № 2. «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута».


28.11


5.12



14

Масштаб и его виды.

Практическая работа № 3. «Топографический диктант»

12.12



15

Изображение земной поверхности на плоскости.

Местность на бумаге.

Практическая работа №4. «Составление плана местности».

19.12



16

Географическая карта – особый источник информации.

Градусная сетка.

26.12



17

Географическая широта

16.01



18

Географическая долгота.

Географические координаты.

23.01



19

Адреса земных объектов.

Практическая работа № 5 «Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат».

Практическая работа № 6 «Определение расстояний и направлений по глобусу и карте».

30.01



20

Итоговый урок по теме

«План и карта».


6.02



Тема 4. Человек на Земле -5 ч.

21

Заселение человеком Земли.

13.02



22

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

20.02



23

Практическая работа

Практическая работа № 7 «Многообразие стран мира» (нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц)



27.02



24

Практическая работа № 8. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

5.03



25

Моя малая Родина

12.03



Тема 5.Литосфера – твёрдая оболочка Земли – 10 ч.


26

Земная кора и литосфера.


19.03



27

Горные породы, минералы, полезные ископаемые


2.04



28

Сокровища земных недр.

Практическая работа № 9 «Изучение свойств горных пород и минералов».

9.04



29

В мире камней и кристаллов

16.04



30


Загадочные движении земной коры.

Землетрясение и вулканизм.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов»

23.04



31

Рельеф Земли. Равнины

30.04



32

Рельеф Земли. Горы.

Практическая работа № 11 «Описание по карте равнин и гор по плану».

Практическая работа № 12 «Определение абсолютных высот и глубин на плане и карте»

7.05



33

Практическая работа № 13 «Описание рельефа своей местности».


14.05



34

Обобщающее повторение

21.05



35

Итоговый урок

28.05





Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически



1.Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов

1.

Состав и строение гидросферы.

2.09



2.

Мировой океан.

Практическая работа №1 «Описание океана и моря по плану».

9.09



3.

Мировой океан.

Практическая работа №2 «Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов».

16.09




4.

Решение практических задач по карте.

Практическая работа №3 «Выполнение проектного задания».

23.09




5.

Воды океана.

30.09



6

Реки Земли

7.10



7

Реки Земли.

Практическая работа №4 «Описание реки Осередь по плану».

14.10





8

Озера и болота.

21.10



9

Подземные воды и ледники.

11.11



10

Гидросфера и человек.

18.11


11

Обобщение знаний по теме «Гидросфера

25.11



2.Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 10 часов

12

Состав и строение атмосферы.

2.12



13

Тепло в атмосфере.

Практическая работа №5 «Вычерчивание графиков суточного изменения температуры».

9.12





14

Тепло в атмосфере.

Практическая работа №6 «Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой».

16.12



15

Атмосферное давление.

Практическая работа №7 «Измерение атмосферного давления с помощью барометра».

23.12



16

Ветер.

Практическая работа №8 «Вычерчивание графиков «роза ветров»».

13.01



17

Вода в атмосфере.

20.01

.


18

Атмосферные осадки.

27.01




19

Погода и климат

3.02



20

Наблюдение за погодой. Карты погоды.

10.02





21

Атмосфера и человек.

Практическая работа №9 «Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений». ПРОЕКТ.

17.02



22

Обобщение знаний «Атмосфера»

24.02



3.Биосфера – живая оболочка Земли 3 часа

23

Биосфера – земная оболочка.

2.03



24

Почва как особое природное образование.

Практическая работа №10 (работа с образцом почвы).

9.03





25

Биосфера – сфера жизни.

16.03



26

Обобщение знаний «Биосфера»

30.03



4.Географическая оболочка Земли6 часов.

27

Географическая оболочка Земли.

6.04



28

Природные зоны Земли

13.04



29

Культурные ландшафты.

20.04



30

Влияние человека на ландшафт.

27.04



31

Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли»

4.05



32

Подготовка к итоговому тестированию

11.05



33

Итоговое тестирование за учебный год.

18.05



34-35

Итоговые уроки

25.05

(-1 ч. 4.11)






Календарно-тематическое планирование 7 класс

п/п

Тема урока, вид урока

Дата проведения

Примечания

По плану

фактически

Тема 1. Введение – 3 ч.

1.

Как вы будете изучать географию в 7 классе.

2.09



2.

Методы изучения окружающей среды.

5.09



3.

Географическая карта – особый источник информации.

9.09



Тема 2. Население Земли - 5 часов

4.

Народы, языки и религии мира.

12.09



5.

Городское и сельское население.

16.09



6.

Размещение людей на Земле. Численность населения Земли, её изменение во времени.

19.09



7.

Страны мира.

23.09



8.

Обобщение

знаний по теме «Население Земли»

26.09



Тема 3. Природа Земли - 14 часов

9.

Развитие земной коры.

30.09



10.

Земная кора на карте.

3.10



11.

Природные ресурсы земной коры.

Практическая работа №1

«Выявление закономерностей размещения полезных ископаемых».

7.10



12.

Температура воздуха на разных широтах.

10.10



13.

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

14.10



14.

Общая циркуляция атмосферы.

17.10



15.

Климатические пояса и области Земли.

Практическая работа №2

«Описание одного из климатических поясов по плану. Чтение и анализ климатических диаграмм»

21.10



16.

Океанические течения.

24.10



17.

Реки и озёра Земли.

4.11



18.

Это синее, синее море.

7.11



19.

Откуда и куда течёт моя река?

Практическая работа №3

«Составление описания реки (озера) на основе информации интернета»

11.11



20.

Растительный и животный мир земли.

14.11



21.

Почвы.

18.11



22.

Обобщение по теме «Природа Земли».

21.11



Тема 4. Природные комплексы и регионы - 6 часов.

23.

Природные зоны Земли.

25.11



24.

Океаны Земли. Особенности природы Тихого и Северного Ледовитого океанов.

28.11



25.

Океаны Земли. Особенности природы Атлантического и Индийского океанов.

Практическая работа №4

«Составление описания океана по типовому плану»

2.12



26.

Материки как крупные комплексы Земли.

5.12



27.

Историко – культурные районы мира. Географические регионы.

9.12



28.

Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы».

12.12



Тема 5. Материки и страны - 42 часа

29.

Африка: образ материка. ГП. Особенности строения земной коры и рельеф. Полезные ископаемые.

16.12



30-31

Африка: образ материка. Особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира. Природные зоны.

19.12

23.12



32

Африка: путешествие «Кто путешествует – живёт!». История освоения. Население и его хозяйственная деятельность

26.12



33.

Многообразие стран. Путешествие по Африке.

Практическая работа №5

«Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия».

13.01



34.

Египет. Практическая работа №6

«Описание страны по типовому плану»

16.01




35-36.

Создание и защита проекта «Создание национального парка в Танзании».

20.01

23.01



37

Обобщение по теме: «Африка».

27.01



38.

Австралия: образ материка. ГП. Особенности рельефа

30.01



39

Австралия: климат, внутренние воды, природные зоны. Население и его хозяйственная деятельность.

3.02



40

Путешествие по Австралии. Австралийский Союз. Океания.

Практическая работа №7

«Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия».

6.02



41

Обобщение по теме: «Австралия»

10.02



42.

Антарктида: образ материка.

ГП. Ледовый покров и рельеф.

13.02



43

Антарктида: особенности климата, растительный и животный мир. Открытие материка. Охраны природы.

17.02



44.

Южная Америка: образ материка. ГП. Особенности рельефа.

20.02



45.

Южная Америка: климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

24.02



46.

Латинская Америка в мире.

Многообразие стран. Население и его хозяйственная деятельность.

27.02



47.

Южная Америка.

Путешествие по Южной Америке: Огненная Земля - Буэнос-Айрес - Рио-де-Жанейро.

Практическая работа №8

«Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия».

2.03



48.

Путешествие по Южной Америке: Амазония.

5.03



49.

Многообразие стран.

9.03



50.

Бразилия.

Практическая работа №9

«Описание страны» по плану

12.03



51

Обобщение по теме: «Южная Америка»

16.03



52.

Северная Америка: образ материка. ГП. Особенности рельефа.

19.03



53.

Северная Америка: климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

30.03



54.

Многообразие стран. Англо-саксонская Америка. США. Канада.

2.04



55.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Мексика.

6.04



56.

Путешествие по Северной Америке.

Лос-Анджелес - Сан-Франциско.

9.04



57.

Соединённые Штаты Америки.

Практическая работа №10

«Описание страны» по плану

13.04



58

Обобщение по теме: «Северная Америка»

16.04



59-60.

Евразия: образ материка.

20.04

23.04



61.

Европа в мире.

27.04



62.

Европа: путешествие. Германия.

30.04



63.

Европа: путешествие.

Франция.

4.05



64.

Европа: путешествие. Великобритания

7.05



65.

Азия: путешествие.

Практическая работа №11

«Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия».

11.05



66.

Многообразие стран. Китай.

14.05



67.

Многообразие стран. Индия.

18.05



68.

Обобщение по теме: «Материки и страны».

21.05



69

Участие в проекте: «Традиции и обычаи народов мира».

25.05



70

Итоговый урок

28.05





Календарно-тематическое планирование 8 класс

№п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

фактически

1

Введение

2.09



Географическое пространство России. (9 час.)

2

Россия на карте мира

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России»

5.09



3-4

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №2 «Определение поясного времени по карте»

9.09

12.09



5

Ориентирование по карте России. Районирование

16.09



6-7

Формирование территории России. Заселение террито­рии России

19.09

23.09



8

Наше национальное богатство и наследие

26.09



9.

Итоговый урок по теме «Россия на карте мира»

30.09



Население России (13 часов)

10-11

Численность и воспроизводство населения. Темпы роста численности насе­ления (пар 7-8)

Практическая работа №3 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. Чтение и анализ половозрастных пирамид».


3.10

7.10



12-13

«Демографический портрет» населения России. (ȿ9)

Практическая работа №4 «Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий».

10.10

14.10



14-15

Россия - многонациональное государство. Национальный состав (ȿ11)

17.10

21.10



16

Размещение населения. Зона очагового заселения (ȿ12)

24.10



17-18

Города и сельские поселения. Урбанизация ( ȿ13)

4.11

7.11



19

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

Практическая работа №5 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы».

11.11



20

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы.

Практическая работа №6 «Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России».


14.11



21

Население Воронежской области

18.11



22

Обобщение знаний по теме «Население России»

21.11



Природа России (31 часа)

23-24

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление.

25.11

28.11



25

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры.

2.12



26-27

Рельеф. Скульптура поверхности.

Практическая работа №7 «Нанесение рельефа России в контурную карту».

5.12

9.12



28-29

Полезные ископаемые России.

12.12

16.12



30

Стихийные явления на территории России:

19.12



31

Рельеф Воронежской области

23.12



32

Итоговый урок по теме: «Геологическое строение и рельеф»

26.12



33

Климат России. Понятие «солнечная радиация».

13.01



34-35

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России

16.01

20.01



36-37


Влияние географического положения на климат России

Климатические пояса и типы климата России.

Практическая работа №8 «Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации».

23.01

27.01



38-39

Сезонность и комфортность климата

Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека 

Практическая работа №9 «Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения».

30.01

3.02



40

Климат Воронежской области.

Практическая работа №10 «Описание характеристики климата своего регион».

6.02



41

Обобщение знаний по теме «Климат»

10.02



42

Россия — морская держава. Особенности российских морей.

13.02



43

Ресурсы морей и их использование человеком.


17.02



44-45




Реки России. Режим рек России.

Практическая работа №11«Характеристика рек России»

20.02

24.02



46

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России

27.02



47-48

Болота. Распространение болот.

Подземные воды. Водные ресурсы родного края.

Ледники.

2.03

5.03



49

Водные дороги и перекрёстки

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. 

9.03



50

Внутренние воды Воронежской области Воронежской области

12.03



51

Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»

16.03



52-53


Почва – особое природное тело

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края.

19.03

30.03



Природно – хозяйственные зоны (6 часов)

54-55

Северные безлесные зоны. 

Практическая работа №12«Составление характеристики природно-хозяйственной зоны (по плану)».

2.04

6.04



56-57

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава.

9.04

13.04



58

Степи и лесостепи Особенности лесостепной и степной зон.

16.04



59

Южные безлесные зоны

20.04



60

Субтропики. Области высотной поясности в России.

23.04



61

Природные зоны Воронежской области

27.04



62-63

Великие равнины России

30.04

4.05



64

Горный каркас России

7.05



65

Регионы многолетней мерзлоты

11.05



66

Экзотика России

14.05



67

Экологическая ситуация в России

18.05



68

Экологическая безопасность в России

21.05



69-70 Итоговые уроки 25,28.05



Календарно-тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически


  1. Регионы России (12 ч)

1

Районирование России

2.09



2

Подходы к районированию

5.09



3

Административно- территориальное устройство России

9.09



4

Учимся с "Полярной звездой" Практическая работа №1 «Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему».

12.09



5

Великие равнины России

16.09



6

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири

19.09



7

Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь

23.09



8

Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток


26.09



9

Экологическая ситуация в России.


3.10



10

Экологическая безопасность России

7.10



11

Учимся с "Полярной звездой».

Практическая работа №2 «.  Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати».


10.10



12

Тест по теме "Регионы России"

14.10




II .ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (37 ч)

Тема 1. Центральная Россия (16 ч)

13

Пространство Центральной России.

17.10



14

Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России

21.10



15

Центральная Россия: освоение территории и население

24.10



16

Центральный район

4.11



17

Волго - Вятский район

7.11



18

Центрально- Черноземный район

11.11



19

Учимся с "Полярной звездой"

Практическая работа №3 «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации»

14.11



20

Москва и Подмосковье

18.11



21

Учимся с "Полярной звездой" (продолжение п/р №3)

21.11



22

Обобщение темы Центральная Россия. Тест

25.11



Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

23

Пространство Северо-Запада

28.11



24

Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу"

2.12



25

Северо-Запад: хозяйство

5.12



26

Санкт-Петербург – вторая столица России

9.12



27

Учимся с "Полярной звездой"

Практическая работа №4 «Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».


12.12



Тема 3. Европейский Север (4 ч)


28

Пространство Европейского Севера. Учимся с "Полярной звездой" (6)

16.12



29

Европейский Север: освоение территории и население

19.12



30

Европейский Север: хозяйство и проблемы.


23.12



31

Учимся с "Полярной звездой"

Практическая работа №5 «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

26.12



32

Обобщение темы Европейский Север. Тест

13.01



Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

33

Пространство Северного Кавказа

16.01



34

Северный Кавказ: освоение территории и население.

20.01



35

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

23.01



36

Учимся с "Полярной звездой"

Практическая работа №6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства».


27.01



37

Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест

30.01



Тема 5. Поволжье (4 ч)

38

Пространство Поволжья

3.02



39

Поволжье: освоение территории и население

6.02



40

Поволжье: хозяйство и проблемы

10.02



41

Учимся с "Полярной звездой" (9)

13.02



42

Обобщение темы Поволжья. Тест

17.02



Тема 6. Урал (4 ч)


43

Пространство Урала

20.02



44

Урал: освоение территории и население

24.02



45

Население и города. Уровень урбанизации

27.02



46

Современное хозяйство и проблемы Урала

2.03



47

Анализ ситуации "Специфика проблем Урала"

5.03



48

Обобщение темы Урал. Тест

9.03



  1. АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (15 ч)


Тема 7. Сибирь (7 ч)

49

Пространство Сибири

12.03



50

Сибирь: освоение территории и население

16.03



51

Сибирь: хозяйство

19.03



52

Западная Сибирь

30.03



53

Восточная Сибирь

2.04



54

Озеро Байкал - объект Всемирного наследия

6.04



55

Крупные города Западной и Восточной Сибири

9.04



56

Учимся с "Полярной звездой" (11)

Практическая работа № 7 Создание презентационных материалов об экономическом районе на основе различных источников информации

13.04



57

Обобщение темы Сибирь. Тест

16.04



Тема 8. Дальний Восток (4 ч)

58

Пространство Дальнего Востока

20.04



59

Дальний Восток: освоение территории и население (1)

23.04



60

Дальний Восток: освоение территории и население (2)

27.04



61

Дальний Восток: хозяйство

30.04



62

Учимся с "Полярной звездой" (12)

Практическая работа № 8 Создание презентационных материалов об экономическом районе на основе различных источников информации

4.05



63

Обобщение темы Дальний Восток. Тест

7.05



64

Итоговый тест

11.05



IV. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (4 ч)

65

Соседи России

14.05



66

Сфера влияния России

18.05



67

Учимся с "Полярной звездой" (13)

Практическая работа № 9 Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.


21.05



68

Учимся с "Полярной звездой" (14)

25.05








Скачать

© 2019 9311 410

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!