СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Потребности человека". 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект "Потребности человека". 6 класс

Просмотр содержимого документа
«К концу 6 класса мы уже много знаем и умеем»

К концу 6 класса мы уже много знаем и умеем. Кто-то из нас занимается музыкой, спортом или танцами, интересуется жизнью выдающихся людей, ходит в театры, музеи, на концерты, путешествует вместе с родителями по разным городам. И, конечно, у нас есть потребность поиграть, помочь взрослым по хозяйству, защитить слабого. Нас заинтересовала тема «Потребности человека» и мы решили взять ее для более детального исследования.

Цель нашего проекта: узнать, что такое потребности человека.

Задачи проекта:

  1. узнать какие потребности бывают.

  2. выяснить: меняются ли потребности человека.

  3. определить роль потребностей в жизни людей.


Что же такое потребность?

Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи; голодный – в пище. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Например, сходив в магазин за едой, покушав, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние комфорта.

Какие бывают потребности? Человек – существо биопсихосоциальное, поэтому ему свойственны разные потребности:

  1. Биологические потребности (физиологические или материальные). Человеку необходимы воздух, вода, тепло, сон, жилище. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Биологические потребности – это основные потребности.

  2. Социальные потребности. Для того, чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, человек удовлетворяет потребности в общении, в труде. Социальные потребности возникают только в обществе.

  3. Духовные потребности. Эти потребности человек испытывает в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Потребности бывают также разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.



Меняются ли человеческие потребности?

Мир меняется, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему невозможно обойтись. С изменением жизни людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых живет человек. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть утолен, т.е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо?

Мы также решили выяснить: меняются ли потребности человека в зависимости от возраста? Провели тестирование обучающихся 6 класса (11-12 лет) и 10 класса (15-16 лет) для определения актуальных, т.е. ведущих потребностей у людей разного возраста. Тест назывался «Потребности» или «Парные сравнения». Результат следующий: для большинства обучающихся и 6 и 10 классов актуальными потребностями являются биологические и социальные. То есть материальные, потребности в безопасности, налаживании межличностных отношений, потребности в признании. Примерно одинаковые низкие показатели прослеживаются в стремлении к самовыражению, т.е. духовные потребности не являются главными как для десятиклассников, так и для шестиклассников. Это показывает, что потребности человека индивидуальны и в большей степени не зависят от возраста, а зависят от желания и возможностей каждого отдельного человека. Кто-то достигает уровня духовных потребностей, т.е. формирует и развивает свой внутренний мир путем познания, а кто-то нет. Еще философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».

Какую роль играют потребности в жизни человека?

Потребности человека возникают вновь и вновь. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и на всегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для ее удовлетворения. Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия. Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.

Вывод. Таким образом, потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности бывают биологические, социальные, духовные; разумные и неразумные. Потребности человека индивидуальны и в большей степени не зависят от возраста, а зависят от желания и возможностей каждого отдельного человека. Потребности заставляют человека действовать, развиваться.

Просмотр содержимого документа
«Тест Потребности»

Тест «Потребности» или «Парные сравнения»



Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека

Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь тёплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить своё положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение и влияние.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другим.

 

Тест «Потребности» или «Парные сравнения»



Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека

Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь тёплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить своё положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение и влияние.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другим.

 

Просмотр содержимого презентации
«презнтация Потребности»

Учебный проект:  «Потребности человека»   Проект выполнили ученицы 6 класса: Бабанова Светлана, Кузнецова Алёна, Лабуткина Виктория

Учебный проект: «Потребности человека»

Проект выполнили ученицы 6 класса:

Бабанова Светлана, Кузнецова Алёна, Лабуткина Виктория

Цель проекта: узнать что такое потребности человека

Цель проекта:

узнать что такое потребности человека

Задачи проекта: Узнать какие потребности бывают. Выяснить: меняются ли потребности человека во времени. Определить роль потребностей в жизни людей.

Задачи проекта:

Узнать какие потребности бывают.

Выяснить: меняются ли потребности человека во времени.

Определить роль потребностей в жизни людей.

План проекта: 1. Что такое потребности. 2. Без каких потребностей человек не может жить? 3. Потребности и их виды

План проекта:

1. Что такое потребности.

2. Без каких потребностей человек не может жить?

3. Потребности и их виды

Что такое потребность человека?

Что такое потребность человека?

  • Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).
Какие бывают потребности? 1. Биологические Жилище  Отдых  Воздух Пища Нужны, чтобы жить Сон Одежда

Какие бывают потребности?

1. Биологические

Жилище

Отдых

Воздух

Пища

Нужны, чтобы жить

Сон

Одежда

Какие бывают потребности? 2.Социальные Общение Общественная деятельность Признание, карьера Потребность в общении, труде. Социальные потребности возникают только в обществе.

Какие бывают потребности?

2.Социальные

Общение

Общественная

деятельность

Признание,

карьера

Потребность в общении, труде.

Социальные потребности возникают

только в обществе.

Какие бывают потребности? 3. Духовные Стремление к знанию Религия Творчество  Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Какие бывают потребности?

3. Духовные

Стремление

к знанию

Религия

Творчество

Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.
  • Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.

Физиологические потребности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.   Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.  
  • Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности.
  •  
  • Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильности и иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.
  •  

Потребность в безопасности

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу) .  
  • Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу) .
  •  

Потребности в зависимости и любви потребность быть нужным кому-то ,кому то принадлежать

А. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).
  • А. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении (желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы), и потребность в оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка).

Потребность признании

  • Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. А. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что — в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, — человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я». Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы «не заслужил такой чести». Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

Эстетические потребности

По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.  
  • По Маслоу, человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как «…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать». Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.
  •  

Потребности в самоактуализации самовыражении

Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз. Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.   Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.
  • Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.
  • Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.

 

  • Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.
Потребности человека безграничны и полностью неутолимы. Существует экономический закон непрерывного возрастания человеческих потребностей.
  • Потребности человека безграничны и полностью неутолимы.
  • Существует экономический закон непрерывного возрастания человеческих потребностей.
Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (удовольствие, удовлетворение);  Нематериальные потребности – это все те потребности, которые в иерархической пирамиде Маслоу относятся к духовным потребностям
  • Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (удовольствие, удовлетворение);
  • Нематериальные потребности – это все те потребности, которые в иерархической пирамиде Маслоу относятся к духовным потребностям

Так же потребности делятся на

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.
  • Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

Вывод

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!