Учитель: Артемова Е.В.
Школа: МБОУ СОШ р. П. Тамала
Предмет: математика.
Учебный план – 6 часов в неделю (из них 4 ч. – алгебра, 2ч. – геометрия)
Класс: 9
Тема: Целое уравнение и его корни. Решение целых уравнений.
Тип урока: совершенствование умений и навыков.
Цели урока:
образовательная: закрепить, систематизировать знания, умения и навыки решения целых уравнений аналитическим и графическим способами; актуализировать опорные знания решения квадратных уравнений и уравнений высших степеней, построения графиков функций.
развивающая: развитие личности учащегося через самостоятельную творческую работу, развитие инициативы учащихся; обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме; развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения уравнения;
воспитательная: развитие интереса к изучению математики, подготовка учащихся к применению знаний в нестандартной ситуации; воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов
1.Оргмомент – ставятся цели и задачи урока.
Ребята! Вам предстоит итоговая аттестация по математике в форме ГИА и ЕГЭ. Чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ, вы должны знать математику не только на минимальном уровне, но и применить ваши знания в нестандартных ситуациях. В частях В и С ЕГЭ часто встречаются уравнения высших степеней. Наша задача: систематизация и обобщение, расширение и углубление знаний по решению целых уравнений с одной переменной выше второй степени; подготовка к применению знаний в нестандартной ситуации, к ГИА и ЕГЭ.
Эпигаф:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
(поэт Р.Сеф).
Уравнение-это самая простая и распространенная математическая задача. Вы накопили некоторый опыт решения разнообразных уравнений и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приемах решения нестандартных уравнений.
Уравнения сами по себе представляют интерес для изучения. Самые ранние рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны приемы решения линейных уравнений. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет назад до н.э. вавилоняне.
Стандартные приемы и методы решения элементарных алгебраических уравнений являются составной частью решения всех типов уравнений.
В простейших случаях решение уравнения с одним неизвестным распадается на два шага: преобразование уравнения к стандартному и решение стандартного уравнения. Полностью алгоритмизировать процесс решения уравнений нельзя, однако полезно запомнить наиболее употребительные приемы, общие для всех типов уравнений. Вы накопили некоторый опыт решения разнообразных уравнений и нам нужно привести свои знания в порядок, разобраться в приемах решения целых уравнений.
На них мы и заострим наше внимание.
2.Актуализация знаний.
На дом вам было дано задание повторить тему уравнения и способы их решения.
Что называется уравнением? ( Равенство, содержащее переменную, называется уравнением с одной переменной)
Что называется корнем уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.)
Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или доказать, что корней нет.)
Посмотрите на уравнения, найдите здесь «лишние». Почему вы так считаете? (л,е –дробно-рациональные)
Я вам предлагаю решить несколько уравнений устно:
а) x2 = 0 е)
б) 3x – 6 = 0 ж) x(x – 1)(x + 2) = 0
в) x2 – 9 = 0 з) x4 – x2 = 0
г) x2 = 1/36 и) x2 – 0,01 = 0,03
д) x2 = – 25 к) 19 – c2 = 10
л) м) x3 – 25x = 0
Скажите, что объединяет все уравнения, кроме л и е? (одна переменная, целые уравнения и т.д.)
Что называется целым уравнением с одной переменной? (Уравнения, в которых левая и правая часть являются целыми выражениями)
Что называется степенью целого уравнения? (Степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида)
Учитель: Ребята в начале урока мы с вами решали устно уравнения. Давайте вновь вернёмся к ним и укажем степени этих уравнений. А степенью целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида. А что называется степенью многочлена?...
Ученики: Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения.
Учитель: Ребята, а какова степень знакомых нам уравнений?.
Сколько корней может иметь целое уравнение с одной переменной 2-ой, 3-ой, 4-ой, п-ой степени. На этот вопрос мы ответим немного позже?(если затрудняются пока не говорить, не более 2, 3, 4, п )
Какие виды целых уравнений вам знакомы?
Закрепление. Работа по учебнику. Откройте учебник и найдите № 267 (а, б, в). Посмотрите на данные уравнения! Чем они отличаются?.... Как вы думаете, с чего можно начать решение каждого из этих уравнений?... Запишите в тетрадь решение уравнений: ребята, сидящие на 1 ряду, (1 вариант) – под буквой «а», на втором ряду ( 2 вариант) – под буквой «б», и ребята, сидящие на 3 ряду, ( 3 вариант) – под буквой «в».
Учитель: Кто справился с заданием? Кто решил своё уравнение, приступайте к решению любого из оставшихся уравнения. А для тех, у кого возникли вопросы, воспроизведём решение на доске. (На доске записывается с комментированием решение примеров учащимися, которые быстрее всех справились с заданием).
а)(6 – х)(х+6) – (х–11)х=36, б) – = 0, в) 9х2 – =1,
36 – х2 – х2 + 11х – 36=0, = 0, 36х2–(36х2 –33х+96–88)– 4=0
– 2х2 + 11х = 0, т.к. 55 ≠ 0, 36х2–36х2 +33х–96х+88 – 4=0
х (11 – 2х) = 0, 5 – 15у -33 + 11у = 0, – 63х = – 84,
х1 = 0 и 2х2 = 11, -4у = 28, х= = 1
х2 = 5,5 у = –7
Ответ: 0; 5,5 Ответ: – 7 Ответ: 1 .
Учитель: Уравнения бывают 1, 2, 3, 4, и более высоких степеней. Мы с вами большей частью решаем уравнение I, II и иногда III степени. Давайте решим уравнение I степени и узнаем, сколько оно может иметь корней. (На слайде): 2x-5=10, 0·х = 7
Учитель: Сделайте вывод… Сколько корней может иметь уравнение I степени?
Ученики: Не более одного.
Учитель: Рассмотрим уравнения на следующем слайде . Запишите в тетрадях решение: 1 ряд – 1 вариант, 2 ряд – 2 вариант, 3 ряд – 3 вариант. ….
(На слайде)
I вариант | II вариант | III вариант |
x2-5x+6=0 | y2-4y+7=0 | x2-12x+36=0 |
Д=1, Д0 | Д=-12, Д | Д=0, 1 корень |
x1=2, x2=3 | нет корней | x=6 |
Учитель: Сколько корней может иметь уравнение II степени?
Ученики: Не более двух.
Учитель: Выясните, сколько корней может иметь уравнение III степени?
1 ряд – 1 вариант, 2 ряд – 2 вариант, 3 ряд – 3 вариант
(На слайде)
I вариант | II вариант | III вариант |
x3-1=0 | x3-4x=0 | x3-12x2+36x=0 |
x3=1 | x(x2-4)=0 | x(x2-12x+36)=0 |
x=1 | x=0, x=2, x= -2 | x=0, x=6 |
1 корень | 3 корня | 2 корня |
А теперь сделаем вывод: сколько корней может иметь уравнение III степени?
Ученики: Не более трёх.
Учитель: Существуют также и уравнения более высоких степеней. Это уравнения 4 степени, 5 степени. А сколько они могут иметь корней? Для решения уравнений 4, 5 и более степеней существуют специальные методы. Сегодня мы решали уравнения аналитическим способом, но существует не только этот способ. Прежде чем с ним познакомится, вспомним известные нам функции и их графики. Из списка функций, приведенного на доске, выберите функцию, соответствующую данному графику. Запишите в тетради данные соответствия.
Поменялись тетрадями и сверили с правильными ответами на слайде.
А теперь рассмотрим решение уравнения x3+x-4=0. А сколько корней оно может иметь?
(Ученики отвечают):
Запишем это уравнение в виде x3=-x+4. А теперь рассмотрим функции y=x3 и y=-x+4. Что является графиками данных функций?
Ученики: Кубическая парабола и прямая.
У
читель: Это уравнение можно решить графически. Посмотрите, на слайде нам представлены графики данных функций. Вы видите, ребята, что графики имеют точку пересечения. Попробуйте назвать корень данного уравнения.
Ученики: называют: 1,3
У
читель: Как вы думаете, в чём недостаток данного метода решения?
Ученики: Он не точен.
Учитель: Да, графический способ решения уравнений не всегда обеспечивает высокую точность результата, и поэтому иногда приходится этот результат уточнять при помощи вычислений. Итак, ребята, данное уравнение имеет 1 решение, какое?..
А если бы подобное уравнение имело бы 2 решения, то, как бы могла прямая располагаться по отношению к кубической параболе.
(Идёт создание проблемной ситуации).
А если три решения?
А сейчас рассмотрим пример решения уравнения графическим способом
Чтобы решить уравнение х2 + 2х – 8 =0 ,представим его в виде х2 = – 2х +8,
Далее рассмотрим функции у = х2 и у = – 2х +8.
Что является графиком каждой функции?
Построим графики этих функций в одной системе координат. Определим абсциссы точек пересечения, они будут являться корнями нашего уравнения
Ответ: – 4 ; 2.
I вариант | II вариант | III вариант |
X3-2x-3=0 | y5+2y+7=0 | x4-12x+3=0 |
Итог урока.
Лист самооценки |
Фамилия |
| оценка | Итоговая оценка |
Устный опрос | | |
Решение уравнений. | | |
Работа по учебнику | | |
Установите соответствие | | |
Решение уравнения графическим способом | | |
| да | нет |
Знаю ли я методы решения целых уравнений? | | |
Умею ли я применять эти методы? | | |
Смогу ли я решать уравнения самостоятельно? | | |
Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке? | | |
Домашнее задание.