Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
городского округа город Нововоронеж»
День открытых дверей
«Обобщение знаний о трёх типах склонения»
(фрагмент урока русского языка в 4 классе)
учитель: Курьянова И. А.
25 ноября 2015 год
Цели: закреплять знания о типах склонения имён существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного.
Решаемые проблемы: Как определить склонение имён существительных?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять склонение имён существительных.
Метапредметные УУД:
коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;
регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
1. Самоопределение к деятельности:
- Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. (Работа в парах.)
В предложении «На швейной фабрике разработали новую модель костюма» три имени существительных: фабрике, модель, костюма. Выделяю окончания. В слове фабрике окончание -е. Это существительное 2 склонения. В слове модель нулевое окончание. Это существительное 2 или 3 склонения. В слове костюма окончание -а. Это существительное 1 склонения.
- В чём заключается ошибка ученика?
- Сформулируйте задачи и тему урока.
2. Работа по теме урока:
- С чего надо начинать определение склонения существительного?
- Назовите начальную форму имени существительного?
- Что нужно сделать дальше?
- Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения?
а) Составим алгоритм рассуждения при определении склонения.
Определяю род имени существительного
Выделяю окончание
ж. р. или м. р.
-а, -я
с. р., -о, -е
м. р., □
ж. р., □
1 склонение
2 склонение
3 склонение
б) - Разделите слова на три группы:
Ман..кен,..дежда, м..дельер, л..кало, м..дель, ткань, п..льто, к..стюм, блу..ка, шв..я, брюки, мода, нить, плат..е.
- Какие слова оказались лишними? Почему? (пальто – несклоняемое, брюки – множественное число)
- Просклоняйте одно из слов.
в) - Определите склонение существительных.
На швейной фабрике, с брючным костюмом, выступать на подиуме, сделать выкройку, пуговица от пиджака, много тонкой ткани.
3. Рефлексия:
- Соедините стрелками типы склонения и их признаки.
1 скл. имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е
имена существительные женского рода с нулевым окончанием
2 скл.
имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
3 скл. имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я
имена существительные мужского рода с окончаниями -а, -я
4. Подведение итогов урока.
- Назовите признаки трёх типов склонения имён существительных.
- Расскажите алгоритм определения склонения.
- Какой темой можно объединить все слова, с которыми мы работали на сегодняшнем уроке? (моделирование одежды)
- Оцените свою работу на уроке. (раскрасить нужный смайлик)
Приложение: (для ученика)
Тема: ____________________________________________________________
1. Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки. (Работа в парах.)
В предложении «На швейной фабрике разработали новую модель костюма» три имени существительных: фабрике, модель, костюма. Выделяю окончания. В слове фабрике окончание -е. Это существительное 2 склонения. В слове модель нулевое окончание. Это существительное 2 или 3 склонения. В слове костюма окончание -а. Это существительное 1 склонения.
2. Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения
3. Разделите слова на три группы:
Манекен, одежда, модельер, лекало, модель, ткань, пальто, костюм, блузка, швея, брюки, мода, нить, платье.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- Какие слова оказались лишними? Почему?
- Просклоняйте одно из слов.
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
4. Определите склонение существительных.
На швейной фабрике, с брючным костюмом, выступать на подиуме, сделать выкройку, пуговица от пиджака, много тонкой ткани.
5. Соедините стрелками типы склонения и их признаки.
1 скл. имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е
имена существительные женского рода с нулевым окончанием
2 скл.
имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
3 скл. имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я
имена существительные мужского рода с окончаниями -а, -я