Тема. «Три склонения имён существительных».
Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.
2. Оформление рабочей записи.
– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
3. Минутка чистописания.
Показ минуты чистописания на интерактивной доске.
4. Словарная работа.
–Переходим к повторению словарных слов.
Устная работа.
– Покажите пропущенную букву.
/
д…орога
/
л…сица
/
г…зета
/
х…зяйство
/
л…пата
4.2. Письменная работа.
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.
(Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.
(Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.
(Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.
(Улица)
– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
5. Сообщение цели урока.
– Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
– Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Мира и по площади Ленина.
– Определите падеж существительных по улице, по площади.
(Дательный падеж)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА:ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
6. Итак, работаем по теме урока.
– Прочитайте слова, найдите общее в данных словах.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.
(Вода, земля)
– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.
(Юра, Витя)
– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
– Выделите в них окончания.
– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.
вода Юра конь окно степь
земля Витя стол море дочь
/__________________________/ /__________________________/ /__________/
1 склонение 2 склонение 3 склонение
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.
Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
7. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм
действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
8. Физминутка
Упражнения выполняем вместе с пандой
9. Работа с учебником. Стр.100, Упражнение 178.
10. Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
САМОПОВЕРКА.
11.А теперь посмотрите на доску.Идите к доске и возьмите по одному листику.
Делимся по группам -1 склонение, 2 склонение и 3 склонение. Теперь давайте соберём наши листики в один букет, получился красивый осенний букет. А теперь дайте устроим листопад.
12.Давайте.ребята, просклоняем имена существительные .Работаем по карточке у интерактивной доски.РАХМЕТ. АЛИНА. Остальные записывают в тетрадях.
12. Давайте подведем итог урока. Что мы узнали на уроке?
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Это мы изучим на следующих уроках.
13. Релаксация. Каким цветом вы нарисовали бы наш урок, если бы вы были художниками?
Почему?
У вас на партах лежат смайлики, у них нет лица. Нарисуйте сами свое настроение, какие эмоции у вас вызвал наш урок.