СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы уроков музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы уроков музыки

Просмотр содержимого документа
«Типы уроков музыки»

1.Отличительны черты урока музыки



- Главная отличительная черта урока музыки – это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства

- непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;

- преимущество на уроках коллективных форм работы;

- главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;

- творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;

2. Типы уроков музыки

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования - создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, пресс-конференция, соревнование, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, музыкальная коллекция, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы;

- обобщающий урок-концерт года.

Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:

1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания;

2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации;

3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.



Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов:

1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти);

2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения);

3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);

- чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.



Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа.



Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

- направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;

- направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;

- создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;

- оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;

- развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;

- создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:



- целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;

- оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;

- художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);

- единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;

- создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;

- структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;

- опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);

- создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;

- деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!