СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»  35 часов

Просмотр содержимого документа
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» (35 ч, 1 ч в неделю)


Раздел

кол-во часов

Тема

Содержание

(п\р, л\р, экскурсии)

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата

проведения

1. Строение и многообразие покрытосеменных растений – 14 часов

  1. Строение семян дву­дольных растений

Строение семян.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабора­торных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа


  1. Строение семян одно­дольных растений

Особенности строения семян однодоль­ных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения семян однодоль­ных растений

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян


  1. Виды корней. Типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Лабораторные и практические работы Виды корней. Стержневые и мочкова­тые корневые системы

Определяют понятия: «главный ко­рень», «боковые корни», «придаточ­ные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем


  1. Строение корней

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторные и практические работы Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия: «корневой чех­лик», «корневой волосок», «зона деле­ния», «зона растяжения», «зона всасы­вания», «зона проведения». Анализи­руют строение корня


  1. Условия произраста­ния и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные кор­ни», «дыхательные корни». Устанав­ливают причинно-следственные связи между условиями существования и ви­доизменениями корней


  1. Побег. Почки и их строение. Рост и раз­витие побега

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Лабораторные и практические работы Строение почек. Расположение почек на стебле

Определяют понятия: «побег», «поч­ка», «верхушечная почка», «пазуш­ная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очерёдное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лаборатор­ной работы и наблюдений за ростом и развитием побега


  1. Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкова­ние листьев. Лабораторные и практические работы

Листья простые и сложные, их жилко­вание и листорасположение

Определяют понятия: «листовая плас­тинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилко­вание», «дуговое жилкование». Запол­няют таблицу по результатам изучения различных листьев


  1. Клеточное строение листа. Видоизмене­ние листьев

Строение кожицы листа, строение мя­коти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Лабораторные и практические работы

Строение кожицы листа.

Клеточное строение листа

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбча­тая ткань листа», «губчатая ткань лис­та», «мякоть листа», «проводящий пу­чок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «тене­вые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты


  1. Строение стебля. Многообразие стеб­лей

Строение стебля. Многообразие стеб­лей.

Лабораторные и практические работы

Внутреннее строение ветки дерева

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу­чий стебель», «чечевички»,«пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «дре­весина», «сердцевина», «сердцевинные лучи ».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты


  1. Видоизменение побе­гов

Строение и функции видоизменённых побегов.

Лабораторные и практические работы

Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия: «видоизме­нённый побег», «корневище», «клу­бень», «луковица». Выполняют лабо­раторную работу и обсуждают её ре­зультаты


  1. Цветок и его стро­ение

Строение цветка. Венчик цветка. Ча­шечка цветка. Околоцветник. Стро­ение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения цветка

Определяют понятия: «пестик», «ты­чинка», «лепестки», «венчик», «чаше­листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцвет­ник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя­зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты


  1. Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторные и практические работы

Ознакомление с различными видами соцветиййсоцветий

Выполняют лабораторную работу. За­полняют таблицу по результатам рабо­ты с текстом учебника и дополнитель­ной литературой


  1. Плоды и их класси­фикация

Строение плодов. Классификация пло­дов.

Лабораторные и практические работы

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия: «околоплод­ник», «простые плоды», «сборные пло­ды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемян- ные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок»,«коробочка»,«соплодие». Выполняют лабораторную работу. Ана­лизируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы


  1. Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и се­мян. Приспособления, выработавшие­ся у плодов и семян в связи с различны­ми способами распространения

Работают с текстом учебника, коллек­циями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распростране­ния плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»


2. Жизнь растений – 10 часов

  1. Минеральное пита­ние растений

Почвенное питание растений. Погло­щение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и орга­нические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, на­носимый окружающей среде использо­ванием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «поч­ва», «плодородие», «удобрение». Выде­ляют существенные признаки почвен­ного питания растений. Объясняют не­обходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде исполь­зованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защи­ты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе


  1. Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлоро­филл, их роль в фотосинтезе. Уп­равление фотосинтезом растений: усло­вия, влияющие на интенсивность фото­синтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле


Выявляют приспособленность расте­ний к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия про­текания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека


  1. Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаи­мосвязь процессов дыхания и фотосин­теза


  1. Испарение воды рас­тениями. Листопад

Испарение воды растениями, его значе­ние. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений


  1. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минераль­ных и органических веществ в расте­нии. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Лабораторные и практические работы Передвижение веществ по побегу рас­тения

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особеннос­ти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказатель­ства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений



  1. Прорастание семян

Роль семян в жизни растений. Усло­вия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Лабораторные и практические работы

Определение всхожести семян расте­ний и их посев

Объясняют роль семян в жизни расте­ний. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ


  1. Способы размноже­ния растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размно­жение как важнейшее свойство орга­низмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Опло­дотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции ор­ганического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размно­жения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира


  1. Размножение споро­вых растений

Размножение водорослей, мхов, папо­ротников. Половое и бесполое размно­жение у споровых. Чередование по­колений

Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «споран­гий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размно­жения, а также значение чередования поколений у споровых растений



  1. Размножение семен­ных растений

Размножение голосеменных и покры­тосеменных растений. Опыление. Спо­собы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зер­но», «зародышевый мешок», «пыль­цевход», «центральная клетка», «двой­ное оплодотворение»,«опыление», «перекрёстное опыление», «самоопы­ление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравни­вают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодо­творения и образования плодов и се­мян


  1. Вегетативное раз­множение покрыто­семенных растений

Способы вегетативного размножения. Лабораторные и практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культуратканей», «привой»,«под­вой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных рас­тений и его использование человеком


3. Классификация растений - 6 часов

  1. Систематика расте­ний

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, цар­ство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царст­во». Выделяют признаки, характер­ные для двудольных и однодольных растений



  1. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцвет­ные

Выделяют основные особенности расте­ний семейств Крестоцветные и Розо­цветные. Знакомятся с определитель­ными карточками



  1. Семейства Паслёно­вые и Бобовые

Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые

Выделяют основные особенности расте­ний семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам



  1. Семейство Сложно­цветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности расте­ний семейства Сложноцветные. Опре­деляют растения по карточкам



  1. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности расте­ний семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам



  1. Важнейшие сельско­хозяйственные рас­тения

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделыва­ния, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной лите­ратуры и материалов Интернета об ис­тории введения в культуру и агротех­нике важнейших культурных двудоль­ных и однодольных растений, выращи­ваемых в местности проживания школьников


4. Природные сообщества – 3 часа

  1. Природные сообще­ства. Взаимосвязи в растительном сообществе

Типы растительных сообществ. Вза­имосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные ти­пы растительных сообществ. Устанав­ливают взаимосвязи в растительном сообществе


  1. Развитие и смена растительных сооб­ществ

Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Определяют понятие «смена раститель­ных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт)


  1. Влияние хозяйствен­ной деятельности человека на растительный мир

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Исто­рия охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природо­пользование». Обсуждают отчёт по экс­курсии. Выбирают задание на лето



Резервное время — 2 ч







Темы проектной и исследовательской деятельности

  • Устройство цветочных часов и оценка возможности их создания на пришкольном участке; реализация проекта.

  • Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного-систематика.

  • Изучение и практическое применение вегетативного размножения на примере комнатных растений, кустарников на школьном или садовом участке.

  • Истории происхождения и переселения некоторых со­временных культурных растений.

  • Кто такие насекомоядные растения? Где можно их встретить?

  • Только ли насекомых могут съесть растения? Растения ли они?

  • Составление плана размещения в классной комнате (в любом другом помещении или на конкретной площад­ке) растений с учётом их принадлежности к определённой экологической группе.

  • Влияние густоты посева на рост и развитие растений.

  • Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности. Создание лекарственного огорода.

  • Ядовитые растения вокруг нас. Известные в истории факты отравлений ядовитыми растениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!