СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический.план

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Тематический.план»



МБОУ Татарско-Сайманская СШ

Утверждаю:

Директор школы _______ Думбалова Р.Т.

Приказ № 231 от 30.08. 2016 г.





Рабочая программа

по литературе для 6 класса

уровень: базовый

срок реализации: 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией Г.С.Меркина(М., «Русское слово»,2012)



Разработчик программы: Бикмаева Р.У.,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.





Рассмотрена Согласована

на заседании ТМГ Зам.дир. по УВР

учителей гуманитарного цикла ______ Иванова Н.Ш.

протокол №1 от 29.08.2016 г. 29 августа 2016 г.

Руководитель _____ Бикмаева Р.У.



Пояснительная  записка

6 класс

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 г.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"( с изменениями на 21 апреля 2016 года).

  • Нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”

  • «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией Г.С.Меркина(М., «Русское слово»,2012

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Татарско- Сайманской СШ

  • учебного плана МБОУ Татарско-Сайманской СШ


2. В целях реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:


  1. Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014. (ФГОС . Инновационная школа)

  2. Учебник «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  3. Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», .

  4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

  5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 6 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)

  6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 6 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2015.

  7. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 6 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.

  8. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.




Место учебного предмета

Количество часов в неделю – 3

Общее количество – 102


3. Содержание учебного предмета.

6 класс

Из греческой мифологии. Литература и мифология. Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. Стремление познать мир и реализовать свою мечту. Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла.

Из устного народного творчества. Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.

Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания.

Из древнерусской литературы. Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение...» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть Поучительный характер древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание.

Из русской литературы XIX века.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана». Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Стихотворения: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина.. Антитеза как основной художественный приём стихотворения. Лирика природы. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Нравственная проблематика произведения.

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ). Стихотворения: «Тучи», «Парус», «Листок». Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова. Риторические вопросы. Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова. Антитезы и инверсии. Многозначность художественного образа.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Остап и Андрий. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа». Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство».

А.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты».

В.Г. Короленко. Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе»

А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали. Изображение степи в повести «Степь». Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка» «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Особая роль события рассказывания. А.П. Чехов Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина. И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».

А.И. Куприн. Детские годы А.И. Куприна. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна.

Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».

С.А. Есенин. Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина. Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...», «Песнь о собаке». Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Образы животных в произведениях художественной литературы. Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

М.М. Пришвин. Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были.

А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество». Основные темы и образы поэзии. Тема Родины. Роль художественной детали, её многозначность.

Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». М.В. Исаковский. Стихотворение «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли» и др.

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка».

В.П. Астафьев. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон». Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Стихотворения: «Тихая моя родина», «Звезда полей». Картины природы в стихотворениях. Лирический герой и его мировосприятие.

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса.

«Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.

Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка». Сходство и различия народных и литературных сказок.

О. Генри. Краткие сведения об О. Генри. Новеллы: «Вождь краснокожих», «Дары волхвов». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.

История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем».

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Рассказ «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге.

Сведения по теории и истории литературы

Литература и другие виды искусства. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор. Ирония и самоирония.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (инверсия, антитеза, риторический вопрос). Художественная деталь. Силлабо-тоническое стихосложение. Ритм. Пиррихий. Спондей. Эпические жанры (легенды, предания, сказки, роман, поучение, летопись, повесть, рождественский рассказ, юмористический рассказ, новелла). Лирические жанры (стихотворение, элегия). Лироэпические жанры (баллада).



4 Результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



5. Тематическое планирование





















Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту







































Скачать

© 2018, 716 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!