Цели урока: | 1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение плесневых грибов. 2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык работы с микроскопом 3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры |
Планируемые результаты | Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение плесневых грибов и дрожжей — роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека — особенности размножения мукора, пеницилла и дрожжей Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «грибница», «мицелий» «споры», «почкование» — работать с микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать мукор, пеницилл, дрожжи Метапредметные результаты обучения Учащиеся должныуметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. - формирование ответственного отношения к учению Личностные результаты обучения осмыслениеи понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания |
Средства обучения | Раздаточные карточки 6 цветов, приложение для 6 групп, учебники раб. тетрадь для 5 класса под. Ред. В.В. Пасечника Приборы Игла припоровальная, Микроскоп, Пипетки, Предметные и покровные стекла Натуральные объекты Кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей Мультимедийные средства обучения Компьютер с презентацией |
Тип урока: | комбинированный |
Формы урока | Групповая, практическая |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД |
Организационный момент Основные этапы: создание групп | Объединиться в 6 мини-групп и занять рабочее место | Организация деятельности учащихся по самоопределению на групповую работу | Применяем активный метод «Выбери партнера» На столе разложены разноцветные карточки (зеленые, золотые , красные, синие). Каждому ученику необходимо взять карточку, выяснить, кто еще выбрал тот же цвет и, объединившись в мини-группу по выбранному цвету, занять свое рабочее место. | Регулятивные Концентрирование внимания Коммуникативные умение слушать; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (если речь идет о групповой работе). |
Проверка домашнего задания
| Отвечают на вопросы учителя | Организует индивидуальный опрос и беседу | 1. На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали представителей царства Грибы: - Что мы уже узнали о царстве грибов? (познакомились с особенностями их строения, процессами жизнедеятельности, узнали, насколько разнообразна и удивительна эта группа живых организмов.) Прежде чем мы продолжим изучение этого царства, я предлагаю вам выполнить следующее задание: на листах, которые есть у каждого из вас на парте, в буквенном квадрате спрятались названия грибов, ваша задача их найти. На работу вам – 1 минута. ( Слайд) Зачитайте, какие слова вам удалось найти. (мухомор, лисичка, пеницилл, трутовик, боровик, поганка, головня) Спасибо. Скажите, вам что-нибудь известно об этих грибах? (Возможные ответы: мухомор и поганка – ядовитые грибы, из веществ пеницилла делают лекарство пенициллин, боровик, лисички – съедобные грибы, головня снижает урожайность сельскохозяйственных растений, трутовики поселяются на деревьях) Вопросы на слайдах. | Познавательные. Сформировать умения самостоятельно воспроизводить информацию, выбирать основания и критерии для указанных логических операций, выявление пробелов знаний в пройденной теме |
Актуализация знаний
Целеполагание | Работа в 6 группах Обсуждение в группах, формулируют тему, цель | Фиксирует тему, цель, задачи на доске по мере высказывания групп | Молодцы, оказывается, вам уже многое известно, а пригодятся ли вам в жизни эти знания? Как вы считаете, нужно ли людям знать о грибах? Почему? Итак, о грибах полезно знать всем и сегодня на уроке мы убедимся в этом ещё раз. К настоящему времени учёным удалось узнать о грибах многое. На ваших столах есть листочки с некоторыми интересными фактами. Ознакомьтесь с этой информацией и подумайте, людям каких профессий эти сведения могут оказаться полезными. Приложение Проверка работы обучающихся (Слайд) (1. библиотекарь,2-эколог,3-лесник, 4-агроном, 5- врач, 6—агроном 7-врач) Мы изучили с вами общее строение, жизнедеятельность, а также особенности и представителей шляпочных грибов. Сегодня мы познакомимся еще с одной группой, о представителях которой мы уже сегодня беседовали. Определение учащимися темы, цели и задач урок (Слайды) | Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Позновательные Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией |
Изучение нового материала | | | Просмотр фильма «Плесень» 1 мин. Работа с текстом учебника с.78-80 Задание прочитать текст ,ответить на вопросы: 1.Где встречаются….? 2. Какое имеют строение…? 3.Как размножаются…? 1, 2 группа – «Гриб мукор» 3,4 группа- «Гриб пеницилл» 5,6 группа- «Дрожжи» | Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Позновательные Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией Воспроизведение полученных знаний - создание образа биологического объекта |
Физкультминутка |
Закрепление материала
| 1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности | Предлагает инструктивные карты исследовательской работы Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегос Организует 6 групп Организует работу по воспроизведению полученных знаний на уроке | Настройка микроскопа Вспоминаем правила работы с микроскопом ( слайд) Вам было дано домашнее задание вырастить плесень. Как вы это делали? Технологическая карта практической работы Цель: закрепить умения работать с микроскопом, научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения мукора и дрожжей» Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба с плесенью. готовый раствор выращенных дрожжей. (слайд) Изучение строения гриба мукора Задание на с. 78, результаты оформляем в тетр с.34 № 53 Строение дрожжей Задание на с. 80, результаты оформляем в тетр с.34 № 54 | Регулятивные 1.Формирование задач исследовательской работы; 2.Планирование хода исследовательской работы; 3.Выбор эффективных путей организации практической работы. Коммуникативные 1 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; 2.умение работать в группе (распределять задания на каждого). Познавательные 1. Приготовление микропрепаратов; 2. Умение работать с увеличительными приборами; |
Рефлексия
Домашнее задание | Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности. | Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности. | Что делали, как работали, что нового узнали, что было интересно? (Слайд) Проводим самоконтроль и выставляем оценки себе как я усвоил материал как я работал на уроке…. Выбирают смайлик рисуют в тетрадь (слайд) 1. В учебнике п. 15 вопросы .Творческое задание Подобрать загадки, стихи или составить кроссворд о грибах | Регулятивные Осмысливание своего образа работы с учебным материалом осознавать конечный результат |