Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Ионная связь» (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)
Дата проведения 04. 10. 2017
• уметь определять типы химических связей в соединениях.
VI. Подведение итогов урока (2 минуты)
VII. Домашнее задание (1 минута)
Планируемый образовательный результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
К: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | I. Организационный момент. 1. Приветствие (1 мин.) Приветствует учащихся и эмоционально настраивает их на активную работу на уроке. Ученики приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Слушают, настраиваются на работу. |
Р: волевая саморегуляция. Л: действие смыслообразования. | II. Актуализация знаний (4 мин.). Фронтальная беседа по вопросам: - Что такое ионы? - Какие бывают ионы по числу атомных ядер? То есть, чем они могут различаться? - Какие виды ионов вы уже знаете из курса физики? 3. Сообщает тему урока: сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ионами, научимся записывать схему их образования и будем определять ионную связь в химических соединениях. | Отвечают на вопросы. Знают понятия «ион»; «простые ионы», и «сложные ионы»; «катионы» и «анионы». |
К: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П: анализ объектов с целью выделения признаков. Р: целеполагание, постановка учебной задачи, прогнозирование. | III. Изучение нового материала (25 мин.) 1.Самоопределение к деятельности. Внимание, на доске вы видите несколько химических формул веществ. Как вы думаете, что их объединяет? С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в их состав входит металл и неметалл. Чем отличаются атомы металлов и неметаллов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем энергетическом уровне, разные атомные радиусы и поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы металлов имеют относительно большие атомные радиусы, небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Атомы же неметаллов имеют относительно небольшие атомные радиусы, большое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Поэтому атомы металлов легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные частицы - ионы, а атомы неметаллов принимают их, также превращаясь в ионы, но только отрицательно заряженные. Как же будет называться такая связь - ионная. Итак, как же мы сформулируем тему сегодняшнего урока. Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Ионная связь». Ученики записывают число и тему. А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока. Ребята пробуют определить цель урока. Итак, цель сегодняшнего урока ознакомиться с механизмом возникновения ионной связи и свойствах веществ с данным видом связи. | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. |
Л: ответственное отношение к обучению. П: осуществление поиска и выделения необходимой информации (из материалов учебника), умение структурировать знания. Р: организация своей учебной деятельности, адекватное восприятие информации от учителя, работа с текстом параграфа и его компонентами; планирование, прогнозирование. К: сотрудничество с одноклассниками в поиске информации; использование речевых средств для аргументации своей позиции. | 2. Работа по теме урока: а) Восприятие и осмысление нового материала. Вопросы на экране: - Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов? - Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у аргона? - Как атом может получить стабильное постоянство электронов? - Какие химические элементы способны отдавать электроны? - Какие химические элементы способны принимать электроны? - Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым? Обсуждение найденных ответов на вопросы, учитель помогает, исправляет, уточняет. Рассмотрим образование ионной связи на примере соединения хлорида натрия: атом ион Na + 11) ) ) - е → Na + 11) ) 2 8 1 2 8 атом ион Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) ) 2 8 7 2 8 8 Na0 - 1ē → Na+
Cl0 + ē → Cl-
Na0 + Cl0 → Na+Cl- ионное соединение Число электронов изменилось. У натрия на один электрон больше, а у хлора на один электрон меньше. Ребята, на примере данной схемы попробуйте сформулировать выводы. Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся формулируют выводы, которые записывают в тетрадь: 1. Связь возникает между металлами и неметаллами. 2. В процессе образования связи электроны от атомов металлов переходят к атомам неметаллов. 3. Атомы металлов и неметаллов превращаются в ионы. 4. Связь, возникающая между ионами, называется ионной. 5. Связь поддерживается за счет сил электростатического притяжения. Рассмотрим образование ионной связи, образованной при взаимодействии атомов кальция и кислорода. Работа с учебником §9. | Работа с презентацией (работа в группах) Работа с учебником (работа в группах) Учащиеся отвечают на вопросы. Рассматривают сxему образования xлорида натрия. Обсуждение ответов. Формулируют выводы. Учащиеся работают индивидуально, учатся записывать схему образования ионной связи. |
Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция. П: построение логической цепи, рассуждений, доказательств. К: инициативное сотрудничество в поиске информации. | б) Первичная проверка понимания. На слайде представлены вещества: Н2, КI, CaF2, K2S, СО, Li2O, CaO. Выберите среди предложенных формул соединений те, молекулы которых образованы при помощи ионной связи: Напишите схемы образования химической связи для веществ- КI и CaF2 . Проверка, как учащиеся справились с этим заданием. | Учащиеся работают в группах и отрабатывают умения записывать схему образования ионной связи. Проверка выполненной работы. |
Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умение управлять своей познавательной деятельностью. П: выбор оснований и критериев для сравнения. Р: волевая саморегуляция, составление плана ответа, формулировка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. К: участие в групповой работе, сотрудничество с одноклассниками. | IV. Первичное закрепление (5 мин.) Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку. 1.В каком ряду находятся вещества только с ионной связью – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов: 1) AlCl3, H2O, NH3; 2) Li2O, KBr, CaS; 3) Na2O, SO3, Cl2. 2. Напишите схему образования химической связи в молекуле Na2S. | Учащиеся работают в парах. Записывают ответы в тетрадях. Проверка выполненной работы. |
Л: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. П: выбор оснований и критериев для сравнения. Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | V. Рефлексия (3 мин.) Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели на уроке? Оцените вашу работу на уроке - что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Учитель раздаёт листочки с вопросами и просит ответить, поставив + или -. Я узнал(а) много нового. На уроке было над чем подумать. На уроке я работал(а) добросовестно. На все вопрос, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответ. Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) Я не доволен(льна) тем, что сегодня | Оценивание качества и уровня усвоения. Индивидуальная работа учащихся. Каждый ученик анализирует свою работу на уроке и отвечает на вопросы. |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л: целеполагание, смыслообразование, самоопределение. | VI. Подведение итогов урока (2 мин.) Есть ли у кого - то вопросы по пройденному материалу? Испытывал ли кто - то трудности при выполнении заданий? А ты запомни главное и твердо это знай. Любые связи – СИЛА О том не забывай! | Обоснование некоторых учащихся оценки своей деятельности. Вывод. |
| VII. Домашнее задание (1 мин.) слайд на доске: § 10, выучить определения. ТПО Химия. 8 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С., Сладков С.А. -М.: Дрофа, 2014г. стр.37 1,2; стр.38 №4. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Литература.
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2- изд. -М.: 2013г.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». М., 2004г.
3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.
4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.
5 . Штремплер И.Г. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996.