СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Ионная связь»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок формирования знаний о механизме образования ионной связи и умений по формулам химических веществ определять ионную связь, а также формирования понятий о единой природе химической связи в соединениях; о катионах и анионах, между которыми возникает ионная связь.  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: «Ионная связь»»

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Ионная связь» (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)

Дата проведения 04. 10. 2017

1. Учитель: Файзулина Ольга Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ №148 г.о. Самара, Ленинский район.

2. Тема урока: «Ионная химическая связь».

3. Цель:  формирование знаний о механизме образования ионной связи и умений по формулам химических веществ определять ионную связь, а также формирование понятий о единой природе химической связи в соединениях; о катионах и анионах, между которыми возникает ионная связь.  

4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны

  • знать определения таких понятий как «химическая связь», «ион», «ионная связь»;

• уметь определять типы химических связей в соединениях.

5. Программные требования к результатам.

Личностные

Метапредметные

Предметные

• Демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов;

• проявляют уважительное отношение к старшим (учителю) и одноклассникам и результатам их деятельности;

• оценивают свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.



Познавательные: 

• умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

• выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• предвосхищают результат и уровень усвоения;

• ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.


Знают: 

• положительно и отрицательно заряженные ионы;

• механизм образования ионной химической связи.



Умеют: 

• устанавливать причинно - следственные связи: состав вещества - вид химической связи - свойства;

• составлять схемы образования молекул соединений с ионной связью;



Владеют: 

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.



6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание: изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. 8. План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (3 минуты) III. Изучение нового материала (25 минут) IV. Первичное закрепление изученного материала (5 минут) V. Рефлексия (3 минуты)

VI. Подведение итогов урока (2 минуты)

VII. Домашнее задание (1 минута)

9. Основные понятия:  ионы, ионная связь.

10. Технология: интерактивного обучения (работа в группах).

11. Тип урока: изучение нового материала.

12. Форма урока:  традиционная.

13. Методы обучения: проблемный.

14. Оборудование:  ПСХЭ  Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 288с. На демонстрационном столе: модель кристаллической решетки хлорида натрия; растворы веществ: дихромат калия, перманганат калия, сульфат кобальта, сульфат никеля. На столах учащихся: модели атомов для составления моделей молекул, стержни для соединения атомов.

15. Домашнее задание: Изучить§10, выучить определения. ТПО Химия. 8 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С., Сладков С.А. -М.: Дрофа, 2014г. стр.37 1,2; стр.38 №4

Ход урока


Формируемые УУД

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

К: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.




I. Организационный момент.

1. Приветствие (1 мин.)

Приветствует учащихся и эмоционально настраивает их на активную работу на уроке. Ученики приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Слушают, настраиваются на работу.






Р: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно


Л: демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов

II. Актуализация знаний (4 мин.). Фронтальная беседа по вопросам:

- Что такое ионы?

- Какие бывают ионы по числу атомных ядер? То есть, чем они могут различаться?

- Какие виды ионов вы уже знаете из курса физики?

3. Сообщает тему урока: сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ионами, научимся записывать схему их образования и будем определять ионную связь в химических соединениях.

Отвечают на вопросы.

Знают понятия «ион»; «простые ионы», и «сложные ионы»;

«катионы» и «анионы».

К: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;


П: проявляют инициативу в ситуации общения;


Р: предвосхищают результат и уровень усвоения;

целеполагание, постановка учебной задачи, прогнозирование.



III. Изучение нового материала (25 мин.)


1.Самоопределение к деятельности.

Внимание, на доске вы видите несколько химических формул веществ.

Как вы думаете, что их объединяет?

С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в их состав входит металл и неметалл. Чем отличаются атомы металлов и неметаллов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем энергетическом уровне, разные атомные радиусы и поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов.

Атомы металлов имеют относительно большие атомные радиусы, небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Атомы же неметаллов имеют относительно небольшие атомные радиусы, большое число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Поэтому атомы металлов легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные частицы - ионы, а атомы неметаллов принимают их, также превращаясь в ионы, но только отрицательно заряженные. Как же будет называться такая связь -

ионная. Итак, как же мы сформулируем тему сегодняшнего урока.

Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Ионная связь».

Ученики записывают число и тему. А теперь кто-то из вас попробует

сформулировать цель сегодняшнего урока. Ребята пробуют определить цель урока. Итак, цель сегодняшнего урока ознакомиться с механизмом возникновения ионной связи и свойствах веществ с данным видом связи.






Учащиеся отвечают на вопросы.




















Учащиеся ставят цель урока.

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Л: развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы;


П: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;  


Р: предвосхищают результат и уровень усвоения;


К: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.























2. Работа по теме урока:

а) Восприятие и осмысление нового материала.

Вопросы на экране: - Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов? - Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у аргона? - Как атом может получить стабильное постоянство электронов? - Какие химические элементы способны отдавать электроны? - Какие химические элементы способны принимать электроны?

- Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым?

Обсуждение найденных ответов на вопросы, учитель помогает, исправляет, уточняет.

Рассмотрим образование ионной связи на примере соединения хлорида натрия:

атом ион

Na + 11) ) ) - е → Na + 11) )

2 8 1 2 8

атом ион

Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) )

2 8 7 2 8 8

Na0 - 1ē → Na+

Cl0 + ē → Cl-

Na0 + Cl0 → Na+Cl- ионное соединение

Число электронов изменилось. У натрия на один электрон больше, а у хлора на один электрон меньше. Ребята, на примере данной схемы попробуйте сформулировать выводы.

Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся формулируют выводы,

которые записывают в тетрадь:

1. Связь возникает между металлами и неметаллами.

2. В процессе образования связи электроны от атомов металлов переходят к атомам неметаллов.

3. Атомы металлов и неметаллов превращаются в ионы.

4. Связь, возникающая между ионами, называется ионной.

5. Связь поддерживается за счет сил электростатического притяжения.


Рассмотрим образование ионной связи, образованной при взаимодействии атомов кальция и кислорода. Работа с учебником §9.



Работа с презентацией (работа в группах)


Работа с учебником (работа в группах)


Учащиеся отвечают на вопросы.




Рассматривают сxему образования xлорида натрия.

















Обсуждение ответов.























Формулируют выводы.



Учащиеся работают индивидуально, учатся

записывать схему образования ионной связи.


Р: владеют основами самоконтроля и самооценки;



П: выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи;

К: владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии.


б) Первичная проверка понимания.


На слайде представлены вещества: Н2, КI, CaF2, K2S, СО, Li2O, CaO. Выберите среди предложенных формул соединений те, молекулы которых образованы при помощи ионной связи: Напишите схемы образования химической связи для веществ- КI и CaF2 .


Проверка, как учащиеся справились с этим заданием.



Учащиеся работают в группах и отрабатывают умения

записывать схему образования ионной связи.




Проверка выполненной работы.


Л: развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы;


П: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;


Р: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.


К: участвуют в групповой работе, сотрудничают с одноклассниками.

IV. Первичное закрепление (5 мин.)

Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку.

1.В каком ряду находятся вещества только с ионной связью – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов:

1) AlCl3, H2O, NH3;

2) Li2O, KBr, CaS;
3) Na2O, SO3, Cl2.


2. Напишите схему образования химической связи в молекуле

Na2S.

Учащиеся работают в парах. Записывают ответы в тетрадях.












Проверка выполненной работы.


Л: оценивают свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки;


П: выбирают основания и критерии для сравнения.


Р: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

V. Рефлексия (3 мин.)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Оцените вашу работу на уроке - что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Учитель раздаёт листочки с вопросами и просит ответить, поставив  +  или  -.

  • Я узнал(а) много нового.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На уроке я работал(а) добросовестно.

  • На все вопрос, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответ.

  • Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)

  • Я не доволен(льна) тем, что сегодня



Оценивание качества и уровня усвоения.


Индивидуальная работа учащихся.







Каждый ученик анализирует свою работу на уроке и отвечает на вопросы.

К: владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии;

формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.



Л: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности.


VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

 Есть ли у кого - то вопросы по пройденному материалу?


 Испытывал ли кто - то трудности при выполнении заданий?

А ты запомни главное и твердо это знай.

Любые связи – СИЛА

О том не забывай!

Обоснование некоторых

учащихся оценки своей деятельности.




Вывод.



VII. Домашнее задание (1 мин.) слайд на доске:

§ 10, выучить определения. ТПО Химия. 8 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С., Сладков С.А. -М.: Дрофа, 2014г. стр.37 1,2; стр.38 №4.


Записывают домашнее задание в дневник.


Литература.

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2- изд. -М.: 2013г.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». М., 2004г.

3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.

4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.

5. Штремплер И.Г. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!