ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.
Задания.
Время выполнения 60 минут Общее количество баллов 100 баллов
Задание 1. Решите исторические задачи (11 баллов). Сосчитайте:
1.Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н.э. или 40 г. до н.э.? (всего 6 баллов:2ответ,4- расчёты
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рим был основан в 753 г. до н. э., на сколько лет он старше Москвы? Какой город основан раньше? (всего 5 баллов: 2 балла - ответ, 3 балла - определение разницы)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите правильный ответ (всего 10 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ).
1. К орудиям труда, применяемым древними земледельцами, относятся
А) гарпун | Б) мотыга | В) шилья | Г) рубила |
2. Когда появился человек на Земле?
А) 2 млн. лет назад | Б) 100 тыс. лет назад | В) 10 тыс. лет назад |
3. Освоив изготовление орудий труда из камня, люди стали делать их из кости. Первыми костяными орудиями являются
А) топоры | Б) иглы | В) мечи | Г) рубила |
4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали
А) изображения животных на скалах Б) рисунки масляными красками по дереву В) картины, изготовленные из цветных минералов Г) изображения водяными красками по штукатурке | |
5. Главным занятием древних египтян было
А) скотоводство | Б) ремесло | В) земледелие | Г) рыболовство |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| | | | | |
Задание 3. Объясните, по какому принципу слова объединены в один ряд, и какое слово лишнее (лишнее слово подчеркните и объясните свой выбор) (всего 15 баллов: 2 - за лишнее слово, 3 - объяснение).
1. Амон-Ра, Зевс, Сет, Исида, Гор ______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
2. Император, деспот, жрец, фараон, царь ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пиктография, клинопись, пирамиды, иероглифы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Замените фразы крылатыми выражениями, связанными с историей Древней Греции (всего 8 баллов, по 2 балла за каждый правильный ответ).
1) Причина ссоры _____________________________________________________________________________.
2) Долгие, полные приключений странствия _____________________________________________________________________________________________.
3) Подарок, сделанный с коварным умыслом ________________________________________________.
4) Жестокие законы ___________________________________________________________________________.
Задание 5. Назовите семь чудес света – семь самых известных памятников Древнего мира (всего 21 балл: за каждую позицию по 3 балла).
1)_________________________________________________2)_________________________________________
3)_________________________________________________4)_________________________________________
5)_________________________________________________6)_________________________________________
7)_______________________________________________
Задание 6. Вставьте в текст крылатое выражение и объясните его смысл
(всего 12 баллов: 2 – за крылатое выражение, 2 - за объяснение смысла).
1) Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Заняв Фригию, Александр Македонский увидел в храме Зевса повозку, на дышле которой был запутанный узел с множеством хитро спрятанных концов. По приданию, кто его развяжет, будет владеть всей Азией. Царь выхватил меч и разрубил. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влек он руками в гору, но едва достигал он вершины с тяжкою ношей, вниз по горе на равнину катился обманчивый камень». И была эта работа названа ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Историческая задача (всего 9 баллов: 2 – за название сооружения, 3 – за объяснение присутствия сверхъестественных сил, 4 – за характеристику памятника архитектуры).
Китайская легенда рассказывает: "Был у Цинь Ши-хуанди конь. Не простой он был, а волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня ".
Можно ли догадаться по легенде, о каком сооружении древности в ней идет речь?
Что вы о нем знаете?
Почему люди считали, что в его строительстве помогали сверхъестественные силы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитайте рассказ финикийского моряка, который побывал в Индии. Напишите, о каких чудесах этой страны рассказано в тексте, заменив цифры словами (всего 14 баллов: 2 балла за каждую позицию).
Наконец мы пристали к зелёному берегу и вступили в благоуханный край. Да, там вправду пахнет всё: воздух, деревья и особенно пища, в которую жители бросают разноцветные порошки или маленькие шарики - горькие, кислые, сладковатые; так они могут из обычной муки сделать сто лепёшек разного вкуса (1). Хотя и мука у них не обычная: они растирают её из зёрен, выращенных ими на зелёных кустиках, по колено в воде (2).
В этом краю всё диковинно: люди собирают с кустов белые лёгкие комочки и потом одеваются в них (3); мёд у них твёрдый, как смёрзшийся песок, и так же хрустит на зубах(4). Коровы заходят в любой дом, едят чужую еду, и никто их не гонит (5).
Народу в этом крае - как морского песка! И лучше с ними не воевать, потому что они не только числом велики, но и умелы в боях. Самые главные воины у них ростом не меньше трёх метров, умные и преданные, с кожей, прочной, как железо, с толстыми мощными ногами (6). А полководцы воюют быстро и уверенно, потому что могут легко сосчитать и записать количество своих войск с помощью закорючек во много раз короче и проще египетских (7).
ВСЕГО100 БАЛЛОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.
КЛЮЧИ. 2017-2018
Задание 1. Счет лет в истории (11 баллов). Сосчитайте:
1) 65 г. до н. э., на 25 лет. (Ответ - 2 балл, расчёты - 4 балла. Максимально – 6 баллов)
2) Раньше основан Рим, на 1900 лет (ответ - 2 балл, расчёты - 3 балла. Максимально- 5 баллов)
1 2 3 4 5
Б А Б А В
Задание 2. Найдите правильный ответ (всего 10 баллов: по 2 баллу за каждый правильный ответ).
Задание 3. Логическая цепочка.
Объясните, по какому принципу слова объединены в один ряд, и какое слово лишнее
(лишнее слово подчеркните) (всего 15 баллов: 2 - за лишнее слово, 3 - объяснение).
1. Зевс, египетские боги 2. жрец, главы государств 3. пирамиды, виды письменности
Задание 4. Замените фразы крылатыми выражениями, связанными с историей Древней Греции (всего 8 баллов, по 2 балла за каждый правильный ответ).
1) «Яблоко раздора 2) «Одиссея» 3) «Троянский конь» 4) «Драконовы законы»
Задание 5. Назовите семь чудес света – семь самых известных памятников Древнего мира (всего 21 баллов: за каждую позицию по 3 балла).
1. Пирамиды Гизы 2.Висячие сады Семирамиды
3. Олимпийская статуя Зевса 4. Храм Артемиды в Эфесе
5.Галикарнасский мавзолей 6. Колосс Родосский 7. Александрийский маяк
Задание 6. Вставьте в текст крылатое выражение и объясните его смысл (всего 12 баллов: 2 – за крылатое выражение, 2 - за объяснение смысла).
1) «со щитом или на щите», победить, добиться успеха, или проиграть, потерпеть неудачу в чем-либо.
2) «гордиев узел», означает применить неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.
3) «Сизифов труд», тяжелая и бесплодная работа.
Задание 7. Историческая задача. (всего 9 баллов: 2 – за название сооружения, 3 – за объяснение присутствия сверхъестественных сил, 4 – за характеристику памятника архитектуры (не менее двух положений, за каждое положение 2 балла).
Великая Китайская стена.
Характеристика:
- Общая протяженность – 8851,8 км
- Построена в основном в 3 в. до н. э. Тянется с Северо-Восточного побережья до пустынных районов Северо-Западного Китая.
- Высота стены – от 6,6 до 10 м. Ширина такова, что могут разъехаться две повозки. Это самое масштабное сооружение человечества, видимое даже из космоса.
- Стену строили правители трёх династий, начата императором Цинь Ши Хуанди, собравшим на строительство половину населения страны. Люди работали в ужасающих условиях; в фольклоре того времени Великую Китайскую стену называли «стеной плача».
- Во время правления династии Хань стену продолжали возводить для защиты от нашествия гуннов и других степных племён, совершавших набеги на китайские земли.
- На всём протяжении стены были сооружены сторожевые башни; при этом каждая из башен находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью звуковых и дымовых сигналов. Расстояние от башни до башни было строго определено и равнялось двум полётам стрелы, т. е. всё пространство простреливалось, что обеспечивало безопасность границы.
- Великая Китайская стена включена в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Задание 8. Прочитайте рассказ финикийского моряка, который побывал в Индии. Напишите, о каких чудесах этой страны рассказано в тексте, заменив цифры словами (всего 14 баллов: 2 балла за каждую позицию).
1 пряности
2 рис
3 хлопок
4 сахар
5 священное животное
6 слон
7 индийские цифры
ВСЕГО 100 БАЛЛОВ