СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания для исследования музыкальных способностей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания для исследования музыкальных способностей»

Дидактическое упражнение «Послушай песенку»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

особенности эмоциональной реакции на музыку;

- наличия первоначальных предпосылок к пению.

Материал: песни «Кошечка» муз. А.Александрова, «Собачка» муз. М. Раухвергера.

Проведение обследования: ребенку показывают игрушку, предлагают прослушать песню в исполнении педагога и вместе с ним пропеть звукоподражания «мяу-мяу», «гав-гав» с музыкальным сопровождением.

Фиксируются: принятие задания; эмоциональная реакция ребенка в процессе слушания; умение ребенка воспроизводить голосом короткие звукоподражания вместе со взрослым.

2. Дидактическое упражнение «Вот как мы умеем» 

Цель: задание направлено на выявление у ребенка способности двигаться под музыку.

Материал: пляска «Ай – да!» муз. и сл. Г. Ильиной.

Проведение обследования: ребенку предлагается найти себе пару (дружочка) и выполнить с ним простые плясовые движения по показу взрослого (притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук).

Фиксируются: принятие задания; умение выполнять простые танцевальные движения по показу взрослого; желание контактировать с другими детьми.

3. Дидактическое упражнение «Музыкальный сундучок» 

Цель: задание направлено на выявление у ребенка первоначальных представлений о детских музыкальных игрушках.
Материал: ларец, погремушка, бубен, барабан, колокольчик, музыкальный молоточек.

Проведение обследования: педагог вынимает из ларца различные детские музыкальные инструменты (погремушку, бубен, барабан, колокольчик) и демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку извлечь из них звуки.

Фиксируются: принятие задания; желание взять музыкальный инструмент в руки; умение повторить приём игры на нем, который показал музыкальный руководитель.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

4. Дидактическое упражнение «Найди игрушку». 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- способности слушать внимательно и до конца небольшие детские песни в исполнении взрослого;

- умения воспроизводить голосом звукоподражания.

Материал: песни «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Собачка» муз. М. Раухвергера, сл. Н.Комиссаровой; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; игрушки.

Проведение обследования: перед ребенком выкладывают игрушки (собачку, гуся, лошадку). Ребенок слушает знакомую песню в исполнении взрослого и выбирает игрушку, соответствующую содержанию. Затем вместе с педагогом с музыкальным сопровождением поет звукоподражания «но-но», «гав-гав», «га-га» и отдельные слова песни.

Фиксируются: принятие задания; присутствие слухового внимания и сосредоточения при слушании музыки; понимание содержания песни; умение воспроизводить голосом короткие звукоподражания и отдельные слова вместе со взрослым.

5. Игровая ситуация «Заинька» 

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

- умения исполнять простые музыкально-ритмические движения, ориентируясь на взрослого;

- умения выполнять подражательные действия;

- активности во время игры.

Материал: хоровод «Заинька, попляши»», муз. Т. Ломовой; плюшевый зайка.

Проведение обследования: предложить ребенку рассмотреть игрушку. Педагог говорит, что сейчас мы превратимся в маленьких в зайчиков. Предлагает попрыгать и покачать ушками, как зайчик. А теперь давай научим зайку танцевать. Под пение песни «Заинька попляши» ребенок вместе с педагогом выполняет знакомые танцевальные движения: хлопки в ладоши, вращение кистями рук, притопы одной ногой, кружение на месте, прыжки на месте на двух ногах, «пружинка» без поворота.

Фиксируются: принятие задания; способность выполнить образные имитационные движения по показу взрослого; умение выполнять танцевальные движения под музыку; умение начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки; активность во время игры.

6Дидактическое упражнение «Музыкальные игрушки» 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- умения узнавать знакомые детские музыкальные инструменты;

- умения правильно их удерживать и извлекать на них звук.

Материал: погремушка, бубен, барабан, колокольчик, мягкие игрушки (заяц, ежик, медведь, лисичка).

Проведение обследования: на столе выложить детские шумовые музыкальные игрушки: погремушку, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек.

Педагог: к нам в гости заглянул зайчик, он плачет, потому что потерял барабан. Помоги зайке, найди барабан.

Ребенок: находит на столе барабан.

Педагог: а теперь поиграй на нем, как тебе хочется.

Ребенок: произвольно играет на барабане.

Педагог: а теперь посмотри, как я умею играть на барабане и повтори за мной.

Ребенок: ребенок повторяет за взрослым правильный прием игры на инструменте и отдает его зайке.

Таким образом, приходят другие игрушки, ребенок помогает им найти свой инструмент.

Фиксируются: принятие задания; узнавание знакомых детских музыкальных инструментов, правильное извлечение на них звуков.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

7. Дидактическая игра «В лесу»  Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- эмоциональной отзывчивости при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений;

- умения узнавать знакомую музыку и понимать ее содержание;

умения петь вместе со взрослым в сопровождении музыкального инструмента;

- сформированности первичных навыков коллективного пения.

Материал: «Зайчик», муз. М. Старокадомского; «Медведь» муз. В. Ребикова; «Воробушки» М. Красева; «Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой; сюжетная картинка с изображением леса и объемная елочка; картонные заяц, медведь, птичка, собачка, девочка; карточки, на которых изображены медведь, зайчик, птичка, собачка.

Проведение обследования: перед ребенком ставят елочку и девочку, раскладывают карточки. «Девочка Таня пришла в лес собирать ягоды. А за елочкой кто-то спрятался. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушай музыку и отгадай». Педагог исполняет пьесу «Зайчик», ребенок узнает мелодию и поднимают нужную карточку. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за елочку, где находится фигурка зайчика. Затем ребенок слушает остальные пьесы. А теперь давай вместе споем для Тани песенку. Ребенок поет вместе со взрослым песню «Бобик», затем поет вместе с другими детьми.

Фиксируются: принятие задания; эмоциональная отзывчивость при слушании музыки; умение слушать внимательно знакомые пьесы и узнавать их; понимание содержания пьсы; желание петь песню вместе со взрослым и другими детьми.

8. Двигательное задание «Веселые дети»

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

умения выполнять под музыку основные музыкально-ритмические движения;

умения изменять движение в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении;

- умения подчинять танцевальные движения ритму музыки.

Материал: «Побегаем-попрыгаем», муз. С. Соснина; «Веселый танец», муз. Г. Левкодимовой.

Проведение обследования: участвует группа детей.

1. Детям предлагается двигаться соответственно динамическим изменениям музыки: под тихое звучание бегать, под громкое - прыгать.

2. Дети исполняют знакомый танец в парах, изменяя движения в соответствии с 2-х частной формой музыки.

Фиксируются: принятие задания; увлеченность движением под музыку; соответствие движений ритму музыки;

умение различать тихое и громкое звучание музыки; умение слышать смену частей музыки.

9. Дидактическая игра «Дождик»

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

умения правильно извлекать звуки на детских музыкальных инструментах;

- умения передавать простейший ритмический рисунок на ударных инструментах;

умения согласовывать начало и окончание игры с музыкальным сопровождением.

Материал: детская попевка «Дождик»; металлофон, бубен, колокольчик, музыкальный молоточек.

Проведение обследования: сейчас мы с тобой вместе расскажем сказку, как кукла Катя вышла на прогулку, а помогут нам ее рассказать музыкальные инструменты.

Кукла Катя вышла погулять. Она медленно шла по ступенькам вниз (по показу педагога ребенок выполняет молоточком на металлофоне редкие удары сверху вниз).

Кукла Катя взяла мячик и начала им медленно ударять об пол (ребенок берет музыкальный молоточек и выполняет редкие удары).

Кукла Катя взяла скакалку и стала быстро прыгать (ребенок берет бубен и выполняет частые удары).

Вдруг на небе появилась тучка, и закапал дождик. Сначала он капал медленно (ребенок медленно звенит колокольчиком).

Затем он начал капать все сильней и сильней (ребенок часто звенит колокольчиком).

Кукла Катя испугалась и быстро убежала домой (ребенок выполняет на металлофоне частые удары на одной ступеньке).

2. А теперь для Кати давай сыграем песенку, я буду играть на пианино, а ты на бубне. Под фортепианное сопровождение ребенок стучит в бубен ритм детской попевки «Дождик».

Фиксируются: принятие задания; умение правильно извлекать звуки на шумовых музыкальных инструментах; умение воспроизводить на них простой ритмический рисунок; умение слышать начало и окончание музыки..



4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

10. Дидактическая игра «Что делают зайцы?».

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- сформированности культуры слушания музыки;

- элементарных представлений о музыкальных жанрах (песня-танец-марш);

особенностей динамического слуха;

- знаний о темпе (быстро – медленно).

Материал: «Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера;

планшет с изображением лесной поляны с разрезами для карточек, карточки - иллюстрации («зайцы спят», «зайцы пляшут», «зайцы маршируют»); пьеса «Барабан» А.Александрова; барабан.

Проведение обследования: педагог предлагает ребенку пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, ты сам узнаешь, когда услышишь музыку». Поочерёдно звучат колыбельная, плясовая, маршевая музыка. По просьбе педагога ребенок выбирает карточку, соответствующую жанру этого произведения и вставляет ее в прорези на планшете. После прослушивания каждой пьесы педагог задает ребенку вопрос: «Какая музыка, быстрая или медленная?». А теперь помоги мне сыграть марш. Я буду играть на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо».

Фиксируются: принятие задания; умение слушать музыку внимательно; умение различать жанры музыки и называть их; умение различать быстрый и медленный темп музыки; способность различать и воспроизводить тихие и громкие звуки.

11. Дидактическая игра «Большая и маленькая собачка» 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка особенностей восприятия низкого и высокого звучания музыки.

Материал: «Собачка» М. Раухвергера; игрушки (большая и маленькая собачки).

Проведение обследования: ребенку предлагается про­слушать пьесу «Собачка» в фортепианном ис­полнении в высоком, затем в низком регистрах. Педагог обращается к ребенку: «Покажи, какая собачка сейчас лает, маленькая или большая?» Ребенок выбирает собачку соответственно регистру звучания.

Фиксируются: принятие задания; умение слушать музыку внимательно; умение различать высокий и низкий регистр.

12. Дидактическая игра «Буратино» 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- наличия любимых песен;

- умения петь вместе с другими детьми.

Материал: красочная коробка, карточки - иллюстрации к знакомым детям песням.

Проведение обследования: музыкальный руководитель объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой картинки. Предлагает ребенку достать из коробки ту картинку, про которую он хотел бы спеть песню. Ребенок достает картинку, затем вместе с детьми поет соответствующую песню.

Фиксируются: принятие задания; наличие любимой песни; умение петь (подпевать) в полный голос одну-две несложные песни с музыкальным сопровождением вместе с другими детьми, соблюдая одновременность звучания.

13. Двигательное задание «Кто как ходит?» 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка способности передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы, сочетая движения с характером музыки.

Материал: игра «Плетень», муз. В.Калинникова.

Проведение обследования: ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.

Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.

Фиксируются: принятие задания; умение передать игровой образ в движении под музыку.

14. Двигательное задание «Я умею танцевать» (п.8.22.)

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

- умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром;

- желания танцевать вместе с другими детьми.

Материал: «Тема с вариациями», муз. Т.Ломовой; «Потанцуем вместе», муз. Т. Ломовой.

Проведение обследования: участвует группа детей.

1. Ребенку предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения (плавный шаг, подскоки, бег, ходьба), можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.

2. Детям предлагают исполнить знакомый танец в парах, изменяя движения в соответствии с 2-х частной формой музыки. Музыкальный руководитель ведет наблюдение за каждым ребенком.

Фиксируются: принятие задания; владение достаточным объемом движений; умение самостоятельно реагировать на смену частей музыкального произведения в движении.

15. Дидактическая игра «Часики» 

Цель:  задание направлено на выявление у ребенка:

умения правильно извлекать звуки на детских музыкальных инструментах;

умения выделять сильную долю при игре на детских музыкальных инструментах;

умения согласовывать начало и окончание игры с музыкальным сопровождением.

Материал: «Маленькая полька», муз. Д. Кабалевского; круглые часики со стрелкой, где вместо цифр наклеены картинки с шумовыми музыкальными инструментами; маракасы, колокольчик, тамбурин, ложки.

Проведение обследования: на столе лежат музыкально – шумовые инструменты. Педагог вызывает одного ребенка и указывает стрелочкой на часиках, какой инструмент надо взять. Ребенок берет нужный инструмент и показывает всем детям прием игры на нем. Такое же задание получают остальные дети. Когда каждый ребенок получит инструмент, педагог предлагает сыграть всем вместе в оркестре.

Фиксируются: принятие задания; владение приемами игры на детских музыкальных инструментах; умение согласованно играть в ансамбле вместе с другими детьми.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!