Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» ( 4 класс)
Цель урока:
Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.
Предметные результаты:
1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.
2. Определять имена существительные в творительном падеже.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой
( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)
– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?
- Сегодня на уроке мы будем добывать знания, исследовать объекты русского языка.
2. Минутка чистописания.
- А начнём урок с минуты красивого письма.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
– О чем говорится в загадке?
( Зима. Удивительно красивое время года)
З з
Охарактеризуйте звуки.
Зима, зимушка, зимовье, мороз.
– Какое слово можно назвать «лишним»?
– Почему?
-Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочное слово.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Кто из Вас догадался, какой части речи они относятся ?
- Что Вы знаете об Имени Существительном?
3. Постановка цели урока.
рубить топором
кивать головой
мокнуть под дождем
стучать молотом
мешать ложкой
летать над морем
– Прочитайте словосочетания.
– Что в них общего? (В творительном падеже.)
– Чем отличаются две группы словосочетаний? (В первом столбике с ударным окончанием, во втором столбике – с безударным окончанием.)
– В написании окончаний каких слов можно сделать ошибку?
– Сформулируйте тему урока. (Слайд 3)
-Постановка цели и задач урока.
Учитель: В течение всего урока будем вырабатывать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
4. Работа над новым материалом.
– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.
-Работа по картине.
- Записать слова, поставить его в Т.п, выделить окончание, определить склонение.
Вывод: Какие окончания имеют существительные в Т.п.? ( слайд)
Земля покрыта белоснежным ковром.
- Разберите предложение по членам и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:
5.Физминутка.
- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.
Конь, солнце отец
сын дача парта
дочь мышь ручка
6. Первичное закрепление. ( 1 у доски)
Выпишите существительные в Т.п., выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.
Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…
7.Работа по учебнику. ( с.118)
Упр.220. с.118
Рассветом, пустынный-морфемный разбор(по составу), сад-фонетический (звуко-бук), снегом –морфологический
8. Определите падеж существительных и запишите только буквы падежей.
Растет под березой, убежал от лисы, прочитал про слона, сидели у реки, шли по городу, шагать с песней, смотрел на крокодила , жить без друга, сидит с газетой, лететь над деревней, приехал к сестре , стать писателем.
Взаимопроверка по таблице.
8. Итог урока.
Пора подвести итоги нашей работы.
– Что вы нового и интересного узнали на уроке?
Мы возвращаемся к эпиграфу и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой
( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)
9.Рефлексия.
«!» – молодец, все делаю правильно;
«+» – хорошо, допускаю незначительные ошибки;
«?» – нужна помощь учителя
- выставление оценок
10. Д/з. Упр.221, правило с.117