СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его секреты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родному (русскому) языку, учебник О.М. Александровой, раздел РЕчь.Текст

Просмотр содержимого документа
«Текст и его секреты»

Тема «Текст и его секреты»


Цели: вспомнить с учащимися отличительные особенности текста, выразительные средства языка, их роль в тексте.

Формировать навыки связного устного высказывания, строить связное монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Способствовать воспитанию чувства прекрасного, чувства благодарности и доброго отношения.

Ход урок

Вступительное слово учителя

Наша неделя русского языка и литературы проходит под девизом: надо верить в чудеса!

Чудеса происходят с теми, кто их замечает.

Каждый наступивший день, капелька росы на траве, в которой играют солнечные блики, радостный щебет птиц ранним утром наступающей весны, белогривые облака причудливых форм, мелодии, заставляющие душу трепетать, любовь близких и добрые пожелания людей - что может быть прекраснее в этом мире.

Часто мы это воспринимаем, как само собой разумеющееся, а ведь это и есть те чудеса, которые дарит нам жизнь, наполняя её смыслом и радостью бытия.

И сегодня мы  с вами будем наблюдать за чудесами, которые дарит нам родной язык. И будем учиться сами творить чудеса.

- А чтобы узнать ключевое слово нашего урока, разгадайте кроссворд. (Слайд 2)

1.То, о чем говорится в произведении.

2. Синоним к основной мысли произведения.

3. Момент, с которого начинается событие, которое дает ему толчок.

4.Это слово произошло от латинского слова «стило», это палочка для письма на восковой доске.

5. Разворачивание событий.



Т

Е

М

А



И

Д

Е

Я


З

А

В

Я

З

К

А



С

Т

И

Л

Ь

Р

А

З

В

И

Т

И

Е



Учитель: Итак, с чем мы сегодня будем работать на уроке? (С текстом)

У вас есть свои секреты? Конечно, у всех есть свои секреты. Есть свои секреты и у текста и сегодня мы попытаемся их раскрыть.

Запишите тему урока «Текст и его секреты». (Слайд 1)

(Слайд 3)


«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно как  драгоценные камни излучают таинственный блеск...» - как точно сказал К. Паустовский о русском языке.

Действительно, целые россыпи поистине драгоценных камней подарили нам русские поэты и писатели.

(Слайд 4) Кто из вас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А.С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье! (перифраз)

Приятна мне твоя прощальная краса (эпитет)—

Люблю я пышное природы увяданье, (оксюморон)

В багрец и в золото одетые леса… (метафора)

(Оксюморон – сочетание слов с противоположным значение, сочетание несочетаемого: горячий снег, живой труп)

Перифраза - описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета (например: царь зверей вместо лев).

Или не слышал легкого шелеста листьев в стихотворении И. Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной (эпитет), (сравнение)

Лиловыйзолотойбагряный, (эпитеты)

Веселой, пестрою стеной (сравнение)

Стоит над светлою (эпитет) поляной…(олицетворение)


В чем секрет мастерства поэтов? Вернёмся ещё раз к этим волшебным строчкам, в которых как бы рисуются словами целые картины, вызывая в нас сложные гаммы чувств.

- Докажите, что это тексты. А чтобы это доказать, давайте вспомним, что такое текст.(Приводят доказательства)

- Какова тема 1-го текста? (Осень)

- Какова идея этого текста? (Осень – очей очарование. Красота золотой осени)

- Какими чувствами проникнуты эти строки? (Грусти и восхищения красой природы)

- Какова тема 2-го текста? (Осенний лес)

- Какова идея? (Любование красками осеннего леса)

- Какими чувствами проникнуты эти строки? (Ввосхищением сказочной красотой осенней природы).

- Какие же ещё секреты содержат тексты и каковы секреты мастерства авторов? Чем достигается точность и выразитель-ность текста? (Выразительными средствами языка).


- Мы сейчас перенесёмся на терминологическую ярмарку. Каждый может купить термин, цена – лексическое значение этого термина.


(Слайд 5) (Выходят по очереди выходят ученики-коробейники с карточками – информаторами, которые потом дарят тому, кто правильно ответил)

- Покупайте ЭПИТЕТ, он усиливает выразительность, образность языка произведения; придаёт художественную, поэтическую яркость речи; выделяет характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивает его индивидуальный признак; помогает увидеть авторское отношение к окружающему миру.

(Эпи́тет  — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).)


(Слайд 6) - А мои МЕТАФОРЫ незаменимы при создании текста, они усиливают зримость и наглядность изображаемого, помогают передать неповторимость, индивидуальность предметов, метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта», - так сказал Аристотель о метафорах.

(Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку).


(Слайд 7) - Ну, а как же без СРАВНЕНИЯ, покупайте сравнения не пожалеете, с помощью их можно рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление; передавать настроение, переживания героя; они помогают передать чувство, мысли героя, авторскую оценку предмета или явления.

(Сравне́ние – это образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, необычные свойства).


(Слайд 8) Покупайте ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, оно служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

(Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия).

Побывав на терминологической ярмарке, мы убедились, что выразительные средства помогают сделать речь ещё более выразительной, живой и образной. Образность – одно из важнейших требований стилистики художественной речи.


- Найдите в наших текстах изобразительные средства языка и выпишите их (Проверка). (Слайд 9)


- А мы продолжаем раскрывать секреты текста и переносимся в весну.

- А как вы думаете, легко ли создавать текст? Попробуем раскрутить серпантин одной фразы. Я задаю фразу, а каждый дополняет 1-2 слова.

Я люблю весну.

Я люблю раннюю весну.

Я люблю раннюю весну, солнечную.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью деревьев.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость и музыку весны.

Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость и музыку весны, а ещё потому, что это моё любимое время года.


- У нас получился текст? Докажите. Вы убедились, что создать красивый, образный текст не так просто. Этому надо учиться.


- А какой ещё секрет есть у текста?

(Слайд 11) Композиция текста — это его строение, взаимное расположение частей. Обычно текст включает следующие композиционные части:

1) вступление, в котором определена или намечена тема;

2) основную часть, в которой тема получает своё развитие;

3) заключение, в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.

Обратимся к учебнику, откройте упражнение 177.

1) Прочитайте текст. О чём он: только о цветке на клёне или ещё о чём-то? (Этот текст не только о цветке на клёне. Но и об отношениях между людьми, о людях, которые готовы отдать любимому человеку последнее, что у них есть, и о неблагодарности других, не умеющих ценить заботу).

(Слайд 12) Цветок на клёне

Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.

— Какое чудо! — радовался клён.

И  все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.

— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.

— Вот ещё!  — фыркнул однажды цветок. — Я и так хорош.

И улетел с осенним ветром.

С  тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А  цветок исчез, как не бывало. (В. Кротов)


2) Какие особенности текста говорят о том, что это сказка?

(Диалог клёна и цветка. Какой приём использовал автор? Автор использовал олицетворение, наделив персонажей человеческими чертами).

- Объясните, из каких композиционных частей состоит этот текст и каково назначение каждой из них

Вступление (о том, как цветок вырос на клёне) –

Основная часть (диалог цветка и клёна) – развитие сюжета

Заключение (преображение клёна, когда цветок улетел) – завершение повествования - что вышло в итоге.


3) Проследите, как в тексте использован приём противопоставления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную мысль.

(прием противопоставления использован автором в том месте повествования, когда клён мечтает вслух о том, что цветок даст семена, и вырастут новые цветущие клёны, а цветок спорит с ним и улетает навсегда с ветром . Этот приём помогает автору ярче выразить свою мысль, потому что благодаря ему получается из рассказа сделать легенду)

- Все ли секреты текста мы успели сегодня с вами раскрыть? Конечно, нет. Это мы продолжим на следующих уроках.

- Итак, наш урок подошёл к концу. И закончить мне его хочется закончить стихотворением молодого человека, который подписался Viva_rus

Чудеса случаются лишь с теми,
Кто в них верит и наивно ждет.
Кто для этого открыл все двери,
До конца дела все доведет.

С чудесами весело проснуться,
С чудесами легче, чем без них.
Если в них ты хочешь окунуться,
Первым делай чудо для других!

(слайд 13) Дома: Вот вы и совершите чудо дома :

напишите сочинение – миниатюру – монолог цветка, который улетел, о чем он думал, улетая или монолог клена, мечта которого не осуществилась, он потерял веру в чудо… или… ?

Рефлексия

- Какие секреты текста мы сегодня с вами раскрыли?

Что у текста есть тема и основная мысль, мы убедились, что выразительные средства языка делают текст образным и красивым. Каждый текст имеет композицию.

(Слайд 14) Вы сегодня славно поработали давайте поблагодарим друг друга.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!