СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст, его строение и виды его преобразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать речь обучающихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах

Просмотр содержимого документа
«Текст, его строение и виды его преобразования»

Тема занятия: Текст, его строение и виды его преобразования.

Цель занятия: Совершенствовать речь обучающихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах.

Задачи занятия:

1) формировать навыки комплексного анализа текста;

2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Оборудование: тексты для анализа, словари.


Вопросы, на которые обучающиеся должны дать ответы, в конце занятия:

1. Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Что такое абзац и какова его роль в тексте?

2. Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

3. Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи?

4. Какие средства связи используются в текстах разных типов речи?


Ход занятия


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Слово преподавателя.

В нашей речи – устной или письменной – мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений.

Однако можем ли мы любой набор предложений назвать текстом? ( Конечно, нет)


III. Изучение новой темы.

1. Слово преподавателя.

Текст обладает определёнными, характерными признаками. Так что же такое текст и каковы его признаки?


Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей. Слово «текст» латинского происхождения в переводе – соединение, сплетение, связь.


Отличительные черты текста – это:

1. Тематическое единство;

2. Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

3. Грамматическая связь между предложениями;

4. Наличие или возможность заголовка;

5. Использование языковых средств связи между предложениями (местоимения, синонимы, повторяющиеся слова, союзы).


Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Текст должен быть посвящён одной теме, т.е. обладать содержательной целостностью.

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой-то определённый смысл, т.е. обладать смысловой целостностью.

Тема и основная мысль могут быть выражены в названии.

В тексте большого объёма ведущая тема распадается на микротемы.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. В тексте ей обычно соответствует абзац.


Актуализация знаний о признаках текста и его строении.




2. Работа с текстами.

Текст с нарушенной последовательностью предложений:

1. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

2. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

3. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

4. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.


- Ваша задача - доказать или опровергнуть утверждение, что перед нами тексты. Укажите признаки текста или их отсутствие.


(Обучающиеся работают с текстами, затем слушаем устные ответы, возможна дискуссия).


Затем делается общий вывод:

- текст может не иметь всех перечисленных признаков, как, например, стихотворение Фета, которое состоит из одного предложения, но это предложение не может быть простым;

- обязательными признаками текста являются непременное наличие темы, идеи, (которые обеспечивают информативность, а это напрямую связано с содержанием), основной мысли, которая должна получить развитие;

- нарушенный логический порядок превращает текст в набор отдельных предложений.

Главные признаки текста.



3. Беседа с обучающимися.

- Что вы можете сказать о строении текста? (Текст состоит из одного или нескольких абзацев).

- Дайте определение, что такое тема текста.

- Чем, по-вашему, тема отличается от микротемы? (Это составная часть темы). Микротема реализуется в микротексте, который мы с вами и называем привычным словом – абзац.

- В чём нам помогут знания о микротеме и о строении абзаца? (В работе над сочинением и при составлении плана текста по разным предметам).

Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, т.е. обладает структурной целостностью.


4. Выполнение тренировочных заданий.

Запишем предложения.

1. Сегодня подморозило. На каникулах мы поедем в Санкт-Петербург. Птицы потянулись в жаркие страны (отдельные высказывания на разные темы, невозможно выделить структурные части)

2. Автобус прибывает сегодня вечером. Мне необходимо встретить этот автобус, т.к. на нём приезжает моя сестра. (предложения на одну тему: необходимо встретить сестру; можно выделить структурные части: автобус прибывает – необходимо встретить – приезжает сестра).


Обратите внимание: велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

Предложения в тексте могут соединяться с помощью последовательной или параллельной связи.

При последовательной (цепной) связи каждое следующее предложение заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим, но при этом остаётся с ним тесно связанным.Средствами связи выступают повторы, местоимения, синонимы.

При параллельной связи первое предложение сообщает нечто общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средствами связи в таких предложениях является сходство в построении предложений


В русском языке выделяются три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности: сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков. Главный вопрос – какой?

Рассуждение – обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? Тезис содержит в себе основную мысль и доказывается с помощью аргументов и фактов. Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т.п.


Типы речи


Тип речи

Разновидность типа речи

Повествование (что произошло?)

изобразительное

информативное

Описание (какой?)

предмета

места

состояние среды

состояние человека

Рассуждение (почему?)

доказательство

объяснение

размышление


У каждого типа речи своя композиция


Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка-развязка

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод


(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)


- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

I. Разговорный

II. Книжные:

1. Художественный

2. Официально-деловой

3. Научный

4. Публицистический

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

- Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.

- Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.

-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.

- Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.

- Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать.


5. Постановка проблемы.

– Существуют разные виды переработки текста.





- Со всеми указанными видами переработки текста мы с вами уже встречались. Однако чаще всего в своей деятельности, готовясь к пересказу параграфа учебника, вы встречаетесь с сокращением текста. Существуют определённые правила сокращения текста. - С чего начинается работа над текстом? (С объяснения непонятных и непонятых слов).

- Что нужно сделать за этим? (Можно карандашом на полях книги выделить смысловые части текста и дать им заглавие. Затем в каждой части подчеркнуть ключевые слова или опорные понятия. Предложения сократить, убирая, например, придаточные части или однородные члены предложения).



Знакомство с правилами написания рецензии.

- Очень часто в жизни нам приходится давать оценку какому – либо тексту. Это является шагом к созданию рецензии. Существуют определённые правила написания рецензии.


IV. Закрепление новой темы.

1. Беседа с обучающимися

- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

1. «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». «Лопай, что дают»… «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». «Добродетелью украшайтесь». «Катинька, я вас люблю безумно!» (Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).


- А второй текст?

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Да, это текст). (Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом.


2. Практическая часть. (Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи обучающихся).

Работа со стихотворением Людмилы Татьяничевой:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам, Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.


Беседа с обучающимися.

1. Докажите, что это текст.

2. Какова главная мысль текста?

3. Назовите ключевые слова.

4. Какой тип речи?

6. Какой стиль речи?

7. Вид связи предложений? (Цепной, параллельный)


Броня – в старину:

1) металлическая одежда, защищающая туловище война;

2) прочная защитная облицовка из стальных плит.


Обучающиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой – материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль.

Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям.

Тип речи повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает женщина – мать.

Связь между предложениями цепная: лексические средства связи – текстуальные
синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит - делает сильнее; я – они).

Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос - ответ: вопросительное – повествовательное предложение.

Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры (тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня), автор - поэтесса Л. Татьяничева.


3. Работа с текстами с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение.

1). 70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.


2). – Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему.

(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести. (4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт – Петербурге. (5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки. (6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка. (8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

Л.Успенский.

Тестовые задания.

А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1. 1

2. 3

3. 9

4. 8

А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1. Памятники посвящаются только героям Победы.

2. Памятников много по всему миру.

3. Памятники напоминают о прошлом.

4. Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.

А.3. Определите стиль и тип речи текста.

1. Научный, описание.

2. Публицистический, рассуждение.

3. Публицистический, повествование.

4. Художественный, повествование.

А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.

1. Синоним.

2. Повтор.

3. Однокоренные слова.

4. Местоимение.

А.5. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?

1. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).


4. Выполните следующие задания:

– Подберите заголовок к данному тексту.

– Сформулируйте тему текста.

- Определите позицию автора.

- Согласны ли вы с его точкой зрения?


5. Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста

Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхи.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Ночь уже стоит над озером и смотрит в его темную воду... На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь... Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Озаглавьте.

3. Основная тема текста.

4. Основная идея текста.

5. План текста.

6. Назовите микротемы текста.

7. Роль первого предложения в тексте.

8. Назовите средства связи предложений в тексте.

9. Определите тип речи.

10. Определите стиль текста.

11. Назовите автора текста.

12. Объясните лексическое значение слова: Мещёра.

13. Какие предложения преобладают, почему?

14. Выпишите слова с орфограммой:

1 вариант - Н, НН в прилагательных и причастиях;

2 вариант - НЕ с разными частями речи;

3 вариант - чередующиеся гласные в корне.


6. Работа с текстом.

Задание:

Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.

У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это (не)обычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные расстоянием любящие.

Ю.Бондарев


(Тема - Главная книга,

идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом.

Стиль - публицистический, тип речи – рассуждение.

Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-;

ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений.

Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить;

терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком.

Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок.

Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.

Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.

Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.

Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.

- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!