СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия" (по учебнику А.И. Власенкова).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, разработанный по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо",  является единственным по теме "Текст, его строение и виды его преобразования". На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о тексте, его строении, таких видах его переработки, как план, тезисы,выписки, конспект, реферат, знакомятся с правилами написания аннотации и рецензии. Отработка навыков переработки текста и написания рецензии проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы, истории и др.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия" (по учебнику А.И. Власенкова).»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Тема урока: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.


УМК: Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.


Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: данный урок является единственным по теме «Текст, его строение и виды его преобразования». На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о тексте, его строении, таких видах его переработки, как план, тезисы, конспект, реферат, знакомятся с правилами написания аннотации и рецензии. Отработка навыков переработки текста (план, тезисы, выписки, конспект, реферат) и написания рецензии проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы, истории и др.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель урока: создать условия для формирования навыков анализа и оценки текста, различных способов его переработки.

Задачи урока:

  1. обобщить знания о тексте, его признаках и строении;

  2. сформировать умение анализировать главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять средства связи предложений в тексте, определять лексическое значение слова;

  3. расширить знания учащихся о таких видах переработки текста, как план, тезисы, выписки, конспект, реферат;

  4. познакомить с правилами написания аннотации и рецензии;

  5. развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и познавательно-поисковый интерес посредством работы с текстами и материалами учебника;

  6. формировать навык работы в группе;

  7. расширять кругозор, формировать нравственные ориентиры учащихся.


Планируемые результаты:

Ученик должен знать: признаки текста, его строение, функционально – сысловые типы текстов, виды переработки текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, составлять план текста, тезисы, делать выписки, конспектировать, писать реферат, аннотацию, рецензию, схематизировать учебный материал, алгоритмизировать действия для переработки текста.

Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал

Сценарий урока.

  1. Стадия «Вызов». (Слайд 1)

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, вспомним основные способы переработки текстовой информации. (Запись в тетрадях темы урока). Умение работать с текстом необходимо каждому. Важно уметь не только создавать тексты разных стилей, но и извлекать из текста различную информацию, как главную, так и второстепенную. Именно в этих целях в ЕГЭ по русскому языку включаются задания, проверяющие ваше умение работать с текстом. Такие задания по тексту представлены как в первой части работы, так и во второй, где нужно создать собственный текст на основе прочитанного.

  1. Разминка. Подготовка к ЕГЭ.

Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ. Как показывает опыт, у многих вызывают затруднения задания, связанные именно с анализом текста. Это задания 1 -3, 20 -21. Сегодня мы с вами будем работать с заданиями 1 -3.

Прочитайте текст (И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. 30 вариантов.: М., «Экзамен», 2015. Вариант 26) и выполните задания 1–3 (на листах раздаточного материала).

  1. Язык – это живая система в ней постоянно появляются новые слова, устаревшие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2) Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3) Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
    1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Активное обогащение словарного состава языка происходит во время больших социальных изменений, потому что появляется необходимость обозначать новые понятия в разных сферах жизни.

3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

5)В языке устаревающие слова отмирают, а новые постоянно появляются.



  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

потому что

итак

впрочем

хотя

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    СИСТЕМА, -ы, ж.

  1. Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

  2. Форма организации чего – н. Избирательная с. С. Земледелия.

  3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

  4. Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

  5. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.



Ответы:1. 24; 2.потому что; 3.3 (слайды 2, 3, 4, 5)

- Поднимите руки те, кто выполнил эти задания без ошибок?

- Объясните остальным, что руководило вами при выполнении задания.


  1. Работа с таблицей. Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”. (На листах раздаточного материала). Целеполагание. (Слайд 6)

- Итак, сейчас вы работали с текстом. Посмотрите на тему урока и, работая в парах, заполните первую графу таблицы

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





















После заполнения первой графы обсуждаются записи учащихся, затем учащиеся формулируют цели урока, заполняя вторую графу таблицы «Хочу узнать». Учитель уточняет формулировки целей урока. (Слайд 7)

  1. Приём «Корзина идей».

- Прежде чем говорить о способах преобразования текста, давайте вспомним, какие признаки отличают текст как единицу речи от набора предложений. В эту корзину (Слайд 8: 1,2) нужно условно сложить признаки текста.

Учащиеся работают в тетрадях (1 – 2 минуты), записывая признаки текста, затем в группах обсуждают информацию, после чего каждая группа по очереди называет признаки текста. Учитель кратко записывает их на доске. Затем учащимся предлагается самостоятельно изучить информацию на стр. 144 учебника (первый фрагмент) и сложить в «корзину идей» не названные ранее признаки текста. (Слайд 8: 3-10)

  1. Работа в группе. Приём «Письмо по кругу». (Слайд 9).

- Докажите, что стихотворение Е.П. Растопчиной «Талисман» (упр. 335) представляет собой текст. (Учитель раздаёт каждому листы бумаги, где написано начало письма «Данный произведение представляет собой текст, так как …». Ученикам предлагается продолжить по очереди написанное (каждый записывает 1 – 2 предложения). Так листы двигаются по кругу, пока каждый не получит тот листок, где он первым написал свои предложения). Проводится обсуждение одного – двух писем.



  1. Повторение темы «Строение текста». Приём «Лови ошибку». (Слайд 10).

(Учитель читает суждения, содержащие ошибки. Учащиеся должны их найти и исправить. Если затрудняются, то в помощь информация на стр. 144 (второй фрагмент), 145 (третий фрагмент), 146, 148, 150 – 151.

- Предложения в тексте связываются параллельной и перпендикулярной связью.

- При параллельной связи новое предыдущего предложения становится данным последующего предложения.

- Параллельная связь может усиливаться вводными словами, а также наречиями образа действия, деепричастными оборотами, придаточными предложениями.

- Тема текста – это вопрос, на который автор призывает ответить, поразмышлять над ним.

- Наибольшая составная часть общей темы называется микротемой.

- Абзац служит для выделения основной темы, для перехода от одной темы к другой.

- Абзац состоит из пролога и комментирующей части.

II. Стадия «Осмысление».

  1. Приём «Пометки на полях». (Слайд 11).

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос:

- Существуют разные виды переработки текста. Какие? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно поработать с материалами учебника.

Работа в группах. Каждой группе раздаются листы с таблицей «Виды переработки текста».

- Изучите информацию на страницах 176-177, 179,183-186 и заполните таблицу, оценив свои знания значками: «v» - знаю, «+» - новое для меня, «?» - не всё понятно, есть вопросы.



Виды переработки текста

Определение теоретического понятия.

Пометки на полях.

«v» - знаю, «+» - новое для меня, «?» - не всё понятно, есть вопросы.









После заполнения таблицы обсудить то, что не совсем понятно.

- Какой вид переработки текстовой информации оказался для вас совершенно новым? (Аннотация)



  1. Практическое задание.

- Попробуйте написать аннотацию на ваш учебник русского языка. (Работа в группах, обсуждение, редактирование).



  1. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

- Работая с текстом, нам часто приходится давать ему оценку, то есть рецензировать текст. Существуют определённые правила написания рецензии. Прочитайте самостоятельно материал учебника на стр. 205 – 206 и задайте друг другу «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию прочитанного.

4. Анализ рецензии. Работа с упр. 330. (Слайд 12).

После чтения вслух, ответить на вопросы:

- Какова тема данной рецензии?

- Оцените название рецензии.

- Вопросы № 2, 3 на стр. 190.

III. Стадия «Рефлексия».

  1. Работа с таблицей. Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”. (На листах раздаточного материала). Заполняя третью графу таблицы, соотносят известную и полученную информации. (Слайд 6).



  1. Приём «Синквейн». Составить синквейн по теме урока. Чтение, обсуждение. (Слайд 13).



IV. Домашнее задание: дифференцированно: I уровень – упр. 317 (составить план и тезисы статьи); II уровень – упр. 323 (подготовить реферат на тему «Изображение войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»), III уровень – упр. 332 (написать рецензию на статью из газеты). (Слайд 14).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!