СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектного обучения и развитие творческого потенциала обучающихся. Из опыта учителя литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совещании. Обобщение опыта учителя литературы и руководителя поэтического клуба МАОУ гимназия №1 г. Белебея "Зелёная лампа".

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения и развитие творческого потенциала обучающихся. Из опыта учителя литературы.»

Технология проектного обучения и развитие творческого потенциала обучающихся

Меня зовут Полунина Ольга Викторовна, я учитель русского языка и литературы гимназии №1

Как распускается цветок,

Из фильма помню я учебного –

И в душу радости поток

Вливается струёй волшебною.


Да, в нашей жизни есть мгновенья,

Когда взлетаем ввысь на крыльях

От красоты прикосновенья

Пусть просто на учебном фильме.


Говорят, что дети – цветы жизни. Но мне видится, что они – маленькие упругие бутончики, а расцветают они на наших глазах.

Пусть дети развиваются, растут

Пусть будет жизнь для них великим откровеньем.

Мы рядом с ними в важные мгновенья,

Когда свершается души великий труд…


От нас во многом зависит, чем наполнятся эти души, доверенные школе родителями и нашей Родиной.

Мы живём в нелёгкое время, когда на всех обрушивается лавина информации, и огромная её часть безнравственна, это губительно влияет на развивающиеся души наших детей… Но мы живём и в очень в интересное время: люди выстаивают очереди в картинные галереи; на хорошие спектакли трудно купить билеты; Год театра уступил место Году памяти и славы… И становится понятной актуальность слов ректора ВГИКа Владимира Малышева: «Нация выживает только в том случае, когда сохраняет свою культуру, традиции и нравственность. Мировая история знает примеры, когда передача культурного кода прерывалась, и это приводило к крушению государств, исчезновению народов...»

Мы, учителя, напрямую отвечаем за передачу культурного кода новым поколениям, это связано в первую очередь с духовно-нравственным и языковым развитием детей. Я совершенно уверена, что русский язык, охватывая наше подсознание, способен передавать из поколения в поколение важные символы, которые заставляют человека стремиться к постижению истины.

В результате 33-летнего опыта работы и изучения новых требований в свете ФГОС сформировалась моя педагогическая концепция:

Я считаю, что истинное образование есть не только становление ума, но и становление сердца. Задача уроков русского языка и литературы состоит в том, чтобы, давая знания и помогая ребенку вырасти здоровым, умным, научить его отличать добро от зла.

Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, – воспитывать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.

Формировать Универсальные Учебные Действия (УУД), согласно новым Стандартам, помогает системно-деятельностный подход. Одним из эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.


- Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.

- В 1905 году русский педагог Станислав (Теофилович) Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

(- Сегодня проектная деятельность в процессе обучения рассматривается учеными Владимиром (Павловичем) Беспалько, Галиной (Борисовной) Голуб, Евгенией (Семёновной) Полат и др.)

- В нашей республике известны имена таких мастеров проектного обучения, как Фанис (Вагизович) Шарипов, Вера (Анатольевна) Капранова.

- Основной тезис современного метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1.  Направлены на достижение конкретных целей;

2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4. В определенной степени неповторимы и уникальны.


В результате происходит личностное развитие ребёнка. Развиваются самостоятельность, любознательность, социальные навыки в процессе групповых взаимодействий. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, у них развиваются интеллектуальные, информационные и коммуникативные навыки.


Основные этапы проекта:

1) выбор темы;

2) постановка цели и задач;

3) выбор гипотезы исследования;

4) организация исследования;

5) подготовка к защите и защита работы;

6) рефлексия.

Также эти стадии называют «пять П»:

проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое «п» - Портфолио.

По продолжительности выполнения различаются краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты. По количеству участников – личностные, парные, групповые.

Краткосрочный групповой проект реализуется на учебном занятии. Здесь решается поставленная проблема в течение 40 минут. Вот примеры тем уроков-проектов по русскому языку и литературе: «Красна речь в пословице»(5 кл.), «Говорящие фамилии в произведениях русских писателей» (7 кл,); «Использование антонимов для создания антитезы и оксюморонов», «Штампы и стереотипы в современной публичной речи» и др.

Метод проектов на уроках русского языка и литературы повышает их практическую направленность.

Особенно технология проектного обучения уместна во внеурочной деятельности учащихся. Уже 20 лет я руковожу поэтическим объединением «Зелёная лампа». Это название связано А.С. Пушкиным. «Зелёная лампа», которую он посещал после окончания Лицея, соединила в себе общественно-философский кружок с молодой озорной компанией».

В гимназии хранится подарок поэта Роберта Паля, его сборник стихов «Книга судьбы» с таким автографом: «Счастья вам, ребята! Путь далёк, - пригодится и зелёный огонёк!».

И член нашего кружка заинтересовалась этой книгой. Изучив поэтический сборник Роберта (Васильевича) Паля, ученица успешно выступила на муниципальной конференции «Интеллект будущего» и Республиканской конференции «Путь в науку» в г. Мелеузе.

Как видим, одним из видов долгосрочных проектов является научно-исследовательская работа обучающегося.

Мои ученики стали победителями и призёрами на муниципальных и республиканских научно-исследовательских конференциях «Интеллект будущего» и «Дорогами Отечества».

Интерес к предмету исследования и тема работы всегда взаимосвязаны, например, ученица 10 класса раскрывала тему «Ассоциативные поля фонем /л/- /л’/и буквы «эль», их обозначающей». На букве «эль» ученица остановилась и в связи с тем, что с неё начинается ее фамилия. В процессе работы над проектом Ксения сделала вывод, что у многих людей фонема /л’/ ассоциируется со словом «любовь». И в финале работы она сочинила стихотворение, содержащее аллитерации со звуком [л’], заканчивающееся словами: «Лишь любовь процветает!»

Ученицы 6 класса работали над исследованием «Ассоциативные поля антонимов “белый” и “чёрный”». Особое внимание авторов работы привлекло словосочетание «белый снег», лексический фон которого обширен: белый снег – это не только атмосферные осадки. Зима у нас – это значительная часть года, поэтому «белый снег» часто ассоциируется с Россией. Эту мысль ученицы подтвердили, проанализировав стихотворение Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», в котором они увидели и связь поколений, и великую, всепобеждающую любовь к Родине:

Идут снеги большие,
аж до боли светлы

и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Ученицы 10 класса работали над исследовательским проектом «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова – актуальны ли они для новых поколений?» Очень удачной его частью стало размышление о стихотворении «Родина». Ученицы показали, что им Лермонтов положил начало важной литературной традиции, которую продолжили Александр Блок, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Сергей Есенин, Федор Сологуб, Марина Цветаева, Николай Рубцов, Константин Симонов, и другие поэты. В результате работы над проектом ученицы пришли выводу, что основные мотивы творчества М.Ю. Лермонтова, несомненно, актуальны и сегодня, потому что поэт раскрывают русскую душу, устремлённую к высшим ценностям.

Другая десятиклассница работала над темой «Порок и идеал в русской классической литературе». Она проанализировала поступки героинь, трагически закончивших свою жизнь, выявила закономерности, приведшие к губительному пороку и противопоставила им действия положительных образов, близких к народному идеалу.

Ученица пришла к выводу, что секрет высокой духовности раскрывают Пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова - героини, живущие не для себя, а для близких людей, - надёжные и верные женщины, их счастье заключено в счастливой жизни близких людей. Это и есть главный приоритет, который выдвигает русская классическая литература.


В 2020 году исследовательской работой моего ученика из 6 класса стал «Лингвистический анализ пьесы-сказки Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Целью проекта было исследовать все языковые уровни произведения. Исходя из лингвистических особенностей текста, Даниил пришёл к выводу, что всё в сказке направлено Самуилом Маршаком на то, чтобы показать, как вздорность, лицемерие, алчность и жестокость терпят крах перед силами добра, справедливости и гармонии. Любовь способна преобразить мир вокруг человека.


В связи с этим вспоминается исследовательский проект нашей выпускницы. Она решила сравнить свою любимую легенду о Тристане и Изольде с «Повестью о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, созданной на основе русских преданий. Так началась исследовательская работа по теме «Отражение народного взгляда на идеальную любовь в легендах и произведениях литературы». Мы осмелились говорить о русской идее. Гипотезой исследовательской работы стало высказывание русского философа Ивана (Александровича) Ильина: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца… Есть только одно истинное счастье на земле – пение человеческого сердца».

В результате сравнительного анализа древнерусской и западноевропейской легенд, ученица пришла к выводу о нравственном преимуществе идеи русской повести, ведь именно Ермолай-Еразм поведал историю о «поющем сердце», о вечной и верной любви, той, о которой сказано: «Долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится…» (1 Кор. 13, 4-8).


Именно любовь – есть идея народа России. Сегодня я могу это утверждать с уверенностью, потому что в разных работах моих учеников в той или иной мере утверждалась эта мысль. Высшая степень любви – это любовь к Родине, поэтому мысль президента России, что патриотизм – наша национальная идея для меня ясна и понятна, ведь в этом меня убедили мои ученики, которые черпали мудрость в великой русской литературе.


Метод проектной деятельности помогает воспитывать в детях целеустремлённость и желание познать истину. И пусть наши ученики будут неутомимыми и стойкими, как этот цветок из стихотворения Радмилы:


Шаяхметова Радмила. 11 класс


Распустился цветок у большой дороги.

Ты подумай, как много он бед пережил...

Вспоминай в часы бесконечной тревоги,

Как он рос, как к солнцу свой путь проложил.


Как боролся за жизнь, за неё как сражался,

Ну, еще бы чуть-чуть продержаться, часок!

А ночью он вовсе один оставался

И пытался найти воды хоть глоток.


И ты знаешь, этот цветок,

Он дает мне надежды много...

Словно маленький огонек.

Освещает мою дорогу...


В заключение хочется поделиться строчками, которые отражают мое педегогическое кредо:



Школа – это гавань детства,

Здесь всё главное – впервые:

Детского ума и сердца

Здесь открытия живые.


Школа – будущего гавань,

Здесь рождаются мечты,

Здесь исток российской славы…

И к этому причастен ты!




















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!