Технология проектного обучения и развитие творческого потенциала обучающихся
Меня зовут Полунина Ольга Викторовна, я учитель русского языка и литературы гимназии №1
Как распускается цветок,
Из фильма помню я учебного –
И в душу радости поток
Вливается струёй волшебною.
Да, в нашей жизни есть мгновенья,
Когда взлетаем ввысь на крыльях
От красоты прикосновенья
Пусть просто на учебном фильме.
Говорят, что дети – цветы жизни. Но мне видится, что они – маленькие упругие бутончики, а расцветают они на наших глазах.
Пусть дети развиваются, растут
Пусть будет жизнь для них великим откровеньем.
Мы рядом с ними в важные мгновенья,
Когда свершается души великий труд…
От нас во многом зависит, чем наполнятся эти души, доверенные школе родителями и нашей Родиной.
Мы живём в нелёгкое время, когда на всех обрушивается лавина информации, и огромная её часть безнравственна, это губительно влияет на развивающиеся души наших детей… Но мы живём и в очень в интересное время: люди выстаивают очереди в картинные галереи; на хорошие спектакли трудно купить билеты; Год театра уступил место Году памяти и славы… И становится понятной актуальность слов ректора ВГИКа Владимира Малышева: «Нация выживает только в том случае, когда сохраняет свою культуру, традиции и нравственность. Мировая история знает примеры, когда передача культурного кода прерывалась, и это приводило к крушению государств, исчезновению народов...»
Мы, учителя, напрямую отвечаем за передачу культурного кода новым поколениям, это связано в первую очередь с духовно-нравственным и языковым развитием детей. Я совершенно уверена, что русский язык, охватывая наше подсознание, способен передавать из поколения в поколение важные символы, которые заставляют человека стремиться к постижению истины.
В результате 33-летнего опыта работы и изучения новых требований в свете ФГОС сформировалась моя педагогическая концепция:
Я считаю, что истинное образование есть не только становление ума, но и становление сердца. Задача уроков русского языка и литературы состоит в том, чтобы, давая знания и помогая ребенку вырасти здоровым, умным, научить его отличать добро от зла.
Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, – воспитывать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.
Формировать Универсальные Учебные Действия (УУД), согласно новым Стандартам, помогает системно-деятельностный подход. Одним из эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
- Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.
- В 1905 году русский педагог Станислав (Теофилович) Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.
(- Сегодня проектная деятельность в процессе обучения рассматривается учеными Владимиром (Павловичем) Беспалько, Галиной (Борисовной) Голуб, Евгенией (Семёновной) Полат и др.)
- В нашей республике известны имена таких мастеров проектного обучения, как Фанис (Вагизович) Шарипов, Вера (Анатольевна) Капранова.
- Основной тезис современного метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. Направлены на достижение конкретных целей;
2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4. В определенной степени неповторимы и уникальны.
В результате происходит личностное развитие ребёнка. Развиваются самостоятельность, любознательность, социальные навыки в процессе групповых взаимодействий. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, у них развиваются интеллектуальные, информационные и коммуникативные навыки.
Основные этапы проекта:
1) выбор темы;
2) постановка цели и задач;
3) выбор гипотезы исследования;
4) организация исследования;
5) подготовка к защите и защита работы;
6) рефлексия.
Также эти стадии называют «пять П»:
проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое «п» - Портфолио.
По продолжительности выполнения различаются краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты. По количеству участников – личностные, парные, групповые.
Краткосрочный групповой проект реализуется на учебном занятии. Здесь решается поставленная проблема в течение 40 минут. Вот примеры тем уроков-проектов по русскому языку и литературе: «Красна речь в пословице»(5 кл.), «Говорящие фамилии в произведениях русских писателей» (7 кл,); «Использование антонимов для создания антитезы и оксюморонов», «Штампы и стереотипы в современной публичной речи» и др.
Метод проектов на уроках русского языка и литературы повышает их практическую направленность.
Особенно технология проектного обучения уместна во внеурочной деятельности учащихся. Уже 20 лет я руковожу поэтическим объединением «Зелёная лампа». Это название связано А.С. Пушкиным. «Зелёная лампа», которую он посещал после окончания Лицея, соединила в себе общественно-философский кружок с молодой озорной компанией».
В гимназии хранится подарок поэта Роберта Паля, его сборник стихов «Книга судьбы» с таким автографом: «Счастья вам, ребята! Путь далёк, - пригодится и зелёный огонёк!».
И член нашего кружка заинтересовалась этой книгой. Изучив поэтический сборник Роберта (Васильевича) Паля, ученица успешно выступила на муниципальной конференции «Интеллект будущего» и Республиканской конференции «Путь в науку» в г. Мелеузе.
Как видим, одним из видов долгосрочных проектов является научно-исследовательская работа обучающегося.
Мои ученики стали победителями и призёрами на муниципальных и республиканских научно-исследовательских конференциях «Интеллект будущего» и «Дорогами Отечества».
Интерес к предмету исследования и тема работы всегда взаимосвязаны, например, ученица 10 класса раскрывала тему «Ассоциативные поля фонем /л/- /л’/и буквы «эль», их обозначающей». На букве «эль» ученица остановилась и в связи с тем, что с неё начинается ее фамилия. В процессе работы над проектом Ксения сделала вывод, что у многих людей фонема /л’/ ассоциируется со словом «любовь». И в финале работы она сочинила стихотворение, содержащее аллитерации со звуком [л’], заканчивающееся словами: «Лишь любовь процветает!»
Ученицы 6 класса работали над исследованием «Ассоциативные поля антонимов “белый” и “чёрный”». Особое внимание авторов работы привлекло словосочетание «белый снег», лексический фон которого обширен: белый снег – это не только атмосферные осадки. Зима у нас – это значительная часть года, поэтому «белый снег» часто ассоциируется с Россией. Эту мысль ученицы подтвердили, проанализировав стихотворение Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», в котором они увидели и связь поколений, и великую, всепобеждающую любовь к Родине:
Идут снеги большие,
аж до боли светлы
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Ученицы 10 класса работали над исследовательским проектом «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова – актуальны ли они для новых поколений?» Очень удачной его частью стало размышление о стихотворении «Родина». Ученицы показали, что им Лермонтов положил начало важной литературной традиции, которую продолжили Александр Блок, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Сергей Есенин, Федор Сологуб, Марина Цветаева, Николай Рубцов, Константин Симонов, и другие поэты. В результате работы над проектом ученицы пришли выводу, что основные мотивы творчества М.Ю. Лермонтова, несомненно, актуальны и сегодня, потому что поэт раскрывают русскую душу, устремлённую к высшим ценностям.
Другая десятиклассница работала над темой «Порок и идеал в русской классической литературе». Она проанализировала поступки героинь, трагически закончивших свою жизнь, выявила закономерности, приведшие к губительному пороку и противопоставила им действия положительных образов, близких к народному идеалу.
Ученица пришла к выводу, что секрет высокой духовности раскрывают Пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова - героини, живущие не для себя, а для близких людей, - надёжные и верные женщины, их счастье заключено в счастливой жизни близких людей. Это и есть главный приоритет, который выдвигает русская классическая литература.
В 2020 году исследовательской работой моего ученика из 6 класса стал «Лингвистический анализ пьесы-сказки Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Целью проекта было исследовать все языковые уровни произведения. Исходя из лингвистических особенностей текста, Даниил пришёл к выводу, что всё в сказке направлено Самуилом Маршаком на то, чтобы показать, как вздорность, лицемерие, алчность и жестокость терпят крах перед силами добра, справедливости и гармонии. Любовь способна преобразить мир вокруг человека.
В связи с этим вспоминается исследовательский проект нашей выпускницы. Она решила сравнить свою любимую легенду о Тристане и Изольде с «Повестью о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, созданной на основе русских преданий. Так началась исследовательская работа по теме «Отражение народного взгляда на идеальную любовь в легендах и произведениях литературы». Мы осмелились говорить о русской идее. Гипотезой исследовательской работы стало высказывание русского философа Ивана (Александровича) Ильина: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца… Есть только одно истинное счастье на земле – пение человеческого сердца».
В результате сравнительного анализа древнерусской и западноевропейской легенд, ученица пришла к выводу о нравственном преимуществе идеи русской повести, ведь именно Ермолай-Еразм поведал историю о «поющем сердце», о вечной и верной любви, той, о которой сказано: «Долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится…» (1 Кор. 13, 4-8).
Именно любовь – есть идея народа России. Сегодня я могу это утверждать с уверенностью, потому что в разных работах моих учеников в той или иной мере утверждалась эта мысль. Высшая степень любви – это любовь к Родине, поэтому мысль президента России, что патриотизм – наша национальная идея для меня ясна и понятна, ведь в этом меня убедили мои ученики, которые черпали мудрость в великой русской литературе.
Метод проектной деятельности помогает воспитывать в детях целеустремлённость и желание познать истину. И пусть наши ученики будут неутомимыми и стойкими, как этот цветок из стихотворения Радмилы:
Шаяхметова Радмила. 11 класс
Распустился цветок у большой дороги.
Ты подумай, как много он бед пережил...
Вспоминай в часы бесконечной тревоги,
Как он рос, как к солнцу свой путь проложил.
Как боролся за жизнь, за неё как сражался,
Ну, еще бы чуть-чуть продержаться, часок!
А ночью он вовсе один оставался
И пытался найти воды хоть глоток.
И ты знаешь, этот цветок,
Он дает мне надежды много...
Словно маленький огонек.
Освещает мою дорогу...
В заключение хочется поделиться строчками, которые отражают мое педегогическое кредо:
Школа – это гавань детства,
Здесь всё главное – впервые:
Детского ума и сердца
Здесь открытия живые.
Школа – будущего гавань,
Здесь рождаются мечты,
Здесь исток российской славы…
И к этому причастен ты!
6