СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «строение и функции органоидов клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока предназначена для изучения темы "Цитология"  в 9 классе по учебникуПономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. М. Просвещение 2022 год

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «строение и функции органоидов клетки»»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ»







Учитель биологии

1 квалификационной категории:

Градинар Е.В.


















Технологическая карта.

Класс: 9

Предмет: биология


Тема

Строение и функции органоидов клетки.


Тип урока

Обобщение и систематизация знаний.


Цель

Развитие теоретического мышления при изучении биологии, формирование ценностного отношения к природе через изучение клеточного строения организмов.


Планируемые образовательные результаты


Ученик :

Осознает собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения ;

Проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению живой природы;

Готов оценивать свой учебный труд, принимать решения с учетом других мнений.

Предметные:

Ученик по изучению темы:

Умеет определять название органоида по его строению;

Умеет определять функцию органоида по его строению;

Умеет объяснять строение органоида, связывать строение с функцией;

Умеет сравнивать органоиды клеток; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;



Метапредметные:

Формируемые УУД.

Регулятивные:

Планирование деятельности; прогнозирование;

коррекция деятельности;

контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Умение ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до кона учебных действий

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Установление причинно-следственных связей;

Выбор оснований и критериев для сравнения объектов;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Умение договариваться, находить общее решение;
Рефлексия своих действий.



Основные понятия

Кариотип, хромосомы, эукариоты, прокариоты, ядро, мембрана, ЭПС, митохондрии, лизосомы, хлоропласты, комплекс Гольджи, клеточный центр, рибосомы, ДНК


Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методические приемы: сравнение, обобщение, выявление признаков, анализ информации.

Межпредметные связи: литература


Оборудование

Ноутбуки, проектор, экран, микроскопы, микропрепараты, Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты,

УУД


I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Формулировка темы и цели урока.



Приветствует учеников, создает позитивный настрой на урок. (3 мин)

Послушайте отрывок из стихотворения А. Тарковского:

Я человек, я посредине мира,

За мною - мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост –

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

Предлагает ответить на вопрос:

  1. Как вы понимаете слова Арсения Тарковского?

  2. О каких 2-х космосах идет речь?

  3. Почему человек соединяет эти 2 космоса?

Ф. Энгельс утверждал, что создание клеточной теории было одним из трёх величайших открытий в естествознании XIX века, наряду с законом превращения энергии и эволюционной теории. Почему?

Подводит обучающихся к значимости науки цитологии.

Строение и функции органоидов клетки мы изучали на предыдущих уроках. Что же мы должны сделать сегодня?

Фронтальная работа

Участвует в обсуждении;

высказывает своё мнение;


Предполагаемые ответы:

Человек способен познавать мир. Мир микрокосмоса (строение клетки) и мир макрокосмоса.











Формулирует тему урока:

Обобщить знания о строении и функциях органоидов клетки.

Записывает тему урока в тетрадь.

Регулятивные:

Целеполагание;



II. Актуализация знаний.

1.Предлагает выполнить заданье ЭОР (Биология, лабораторный практикум) (5 мин)

Лаборатория «Клетка», л.р. № 3.1 «Функции основных органоидов клетки»

2. Предлагает выполнить заданье «Определите органоид по строению» (4 мин)

https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5

Слайды № 2-9 (приложение 1 по ссылке)

Например: на слайде сначала появляется запись о строении органоида, только после того, как учащиеся дадут ответ, – рисунок органоида.

3. Предлагает выполнить заданье «Назовите функции органоидов» (по рисунку органоида) (4 мин)

https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5



Слайды № 11 - 17 (приложение 1 по ссылке)

Например: сначала появляется рисунок органоида, только после того, как учащиеся дадут ответ, -функции органоида.

Индивидуальная работа.

(на ноутбуке)

Выполняет работу, выставляет баллы в листы оценивания. (приложение 3)

Правильность выполнения лабораторной работы (перевод в баллы)

100-95 % – 3 балла;

94 – 80% - 2 балла;

79-60% - 1 балл;

Менее 60% - 0 баллов.


Групповая работа (3 ученика)

Определяют органоид по строению. Проверяют ответ. Выставляют баллы в листы оценивания.

(1 балл – правильный ответ)



















Индивидуальная работа

Определяет функцию органоида, проверяет ответ. Выставляет баллы в листы оценивания.

(1 балл – правильный ответ)



Предметные результаты:

Умение различать органоиды животной и растительной клетки по строению и функции.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

целеполагание,

планирование деятельности

в группе;

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем, со сверстниками .

Умение договариваться, находить общее решение;



III. Применение знаний в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний.










1.Предлагает выполнить заданье:
«Что лишнее?». Найдите, какой органоид лишний, ответ обоснуйте. (8мин)

https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5





Слайд 19-24 (приложение 1по ссылке)

Например:





Физкультминутка - (1 мин)



2. Предлагает ответить на вопросы: (6 мин)

  1. Почему развитие цитологии и молекулярной биологии повлияло на лечение сахарного диабета?

  2. Почему митохондрий гораздо больше в клетках мышечной ткани, чем в соединительной?

  3. Почему зрелые эритроциты человека не могут синтезировать белки?

  4. Почему ученые считают, что митохондрии и хлоропласты изначально могли быть самостоятельными организмами?

  5. Самые крупные комплексы Гольджи (до 10 мкм) обнаружены в клетках эндокринных желез. Как вы думаете, с чем это связано?

  6. Почему зоологи относят эвглену зеленую к животным, а ботаники – к растениям?

3. Организует проведение лабораторной работы «Определение микропрепаратов растительных и животных клеток» (5 мин)

Названия микропрепаратов закрыты, микропрепараты пронумерованы.Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и определите принадлежность к растительной или животной клетке.

Предлагаются микропрепараты:

  1. Поперечный срез листа камелии

  2. Инфузория-туфелька

  3. Гладкая мышечная ткань

  4. Клетки спирогиры

Ответьте на вопрос:

Чем отличается растительная клетка от животной?

  1. Организует работу по решению заданий из сборника ОГЭ Биология Типовые экзаменационные материалы под редакцией В.С.Рохлова:

Варианты:2, 3,4,5,6,7, 8 и т.д. (фронтально)


Групповая работа (3 ученика)

Находят, что лишнее и обосновывают выбор. Проводят проверку по эталону. Подсчитывают количество правильных ответов, выставляют баллы в листы оценивания.

(1 балл – если правильно исключен организм, 1 балл – за обоснование, всего 2 балла)


















Групповая работа (3 ученика)

Обсуждают, выдвигают гипотезы, формулируют ответ. Сравнивают с эталоном, ставят баллы в листы оценивания. (1 балл – неполный ответ, 2 балла – полный ответ)












Парная работа

Рассматривают микропрепараты, обсуждают в группе, делают выводы, отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения. Ставят баллы в листы оценивания.

(1 балл – правильно определили принадлежность микропрепаратов к животной или растительной клетке)

(2 балла - правильно распределили объекты на 2 группы и правильно ответили на вопрос.)

Фронтально

Предметные результаты:

Умение различать органоиды клетки по строению и функ-циям.

Умение различать клетки растительные и животные, находить сходство и различие между ними

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Развитие умения правильно выражать свои мысли;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

Планирование деятельности в группе;

коррекция деятельности;

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем, со сверстниками.

Умение находить общее решение.


IV.Рефлексия и подведение итогов урока (3 мин)


Предлагает подсчитать баллы в листе оценивания за индивидуальную и групповую работу, выделить в каждой группе лучшего знатока цитологии.

Какое заданье показалось вам самым интересным?

Какое заданье вызвало наибольшие трудности? Почему?

Как вы думаете, каковы перспективы развития цитологии в век нанотехнологий?



Подсчитывают баллы за индивидуальную работу и групповую, за групповую работу распределяют места по рейтингу.

Выделяют в группе лучшего знатока по теме «Цитология».

Определяют самое трудное и самое интересное заданье.

Выражают эмоциональное отношение к уроку.

Регулятивные:

развитие навыков самоконтроля и оценки результатов своей деятельности


V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(1 мин)


Учитель предлагает заданье 2-х уровней.

(раздает информационные листы с заданьем) (приложение 2)

Базовый уровень –

  1. Выбери ответы из колонок 2 и 3 для каждого органоида (письменно)

  2. Ответь на вопросы (устно)

Повышенный уровень-

1.Выбери ответы из колонок 2 и 3 для каждого органоида (письменно)

2. ответь на вопросы (устно)

3.Предлагает выполнить проекты по темам (или предложить свою тему):

  1. Вклад отечественных ученых в развитие клеточной теории.

  2. Вклад зарубежных ученых в развитие клеточной теории.

4.Найти в сборнике В. С. Рохлова задания по данной теме и решить их.


Выбирают уровень Д/З.

Решают задания из сборника.

Познавательные УУД:

Применение методов информационного поиска

.

Регулятивные:

Планирование деятельности;




Дополнительная информация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник биологии 9 класс авторы И.Н.Пономарева, Н.М. Чернова и др., М. Просвещение 2022

Сборник типовых экзаменационных вариантов для подготовки к ОГЭ по биологии под ред. В.С. Рохлова

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=3718

https://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_biologii_9_klass_1.html?operation=exrc_show

Дополнительная необходимая информация





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!