Тема | Строение и функции органоидов клетки. | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний. | |
Цель | Развитие теоретического мышления при изучении биологии, формирование ценностного отношения к природе через изучение клеточного строения организмов. | |
Планируемые образовательные результаты | Ученик : Осознает собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения ; Проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению живой природы; Готов оценивать свой учебный труд, принимать решения с учетом других мнений. Предметные: Ученик по изучению темы: Умеет определять название органоида по его строению; Умеет определять функцию органоида по его строению; Умеет объяснять строение органоида, связывать строение с функцией; Умеет сравнивать органоиды клеток; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; | |
Метапредметные: Формируемые УУД. Регулятивные: Планирование деятельности; прогнозирование; коррекция деятельности; контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона. Умение ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до кона учебных действий Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; Установление причинно-следственных связей; Выбор оснований и критериев для сравнения объектов; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: Сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Умение договариваться, находить общее решение; Рефлексия своих действий. | |
Основные понятия | Кариотип, хромосомы, эукариоты, прокариоты, ядро, мембрана, ЭПС, митохондрии, лизосомы, хлоропласты, комплекс Гольджи, клеточный центр, рибосомы, ДНК | |
Организация пространства | Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методические приемы: сравнение, обобщение, выявление признаков, анализ информации. Межпредметные связи: литература | |
Оборудование | Ноутбуки, проектор, экран, микроскопы, микропрепараты, Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты, УУД | |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Формулировка темы и цели урока. | Приветствует учеников, создает позитивный настрой на урок. (3 мин) Послушайте отрывок из стихотворения А. Тарковского: Я человек, я посредине мира, За мною - мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними лег во весь свой рост – Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост. Предлагает ответить на вопрос: Как вы понимаете слова Арсения Тарковского? О каких 2-х космосах идет речь? Почему человек соединяет эти 2 космоса? Ф. Энгельс утверждал, что создание клеточной теории было одним из трёх величайших открытий в естествознании XIX века, наряду с законом превращения энергии и эволюционной теории. Почему? Подводит обучающихся к значимости науки цитологии. Строение и функции органоидов клетки мы изучали на предыдущих уроках. Что же мы должны сделать сегодня? | Фронтальная работа Участвует в обсуждении; высказывает своё мнение; Предполагаемые ответы: Человек способен познавать мир. Мир микрокосмоса (строение клетки) и мир макрокосмоса. Формулирует тему урока: Обобщить знания о строении и функциях органоидов клетки. Записывает тему урока в тетрадь. | Регулятивные: Целеполагание; | |
II. Актуализация знаний. | 1.Предлагает выполнить заданье ЭОР (Биология, лабораторный практикум) (5 мин) Лаборатория «Клетка», л.р. № 3.1 «Функции основных органоидов клетки» 2. Предлагает выполнить заданье «Определите органоид по строению» (4 мин) https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5 Слайды № 2-9 (приложение 1 по ссылке) Например: на слайде сначала появляется запись о строении органоида, только после того, как учащиеся дадут ответ, – рисунок органоида. 3. Предлагает выполнить заданье «Назовите функции органоидов» (по рисунку органоида) (4 мин) https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5 Слайды № 11 - 17 (приложение 1 по ссылке) Например: сначала появляется рисунок органоида, только после того, как учащиеся дадут ответ, -функции органоида. | Индивидуальная работа. (на ноутбуке) Выполняет работу, выставляет баллы в листы оценивания. (приложение 3) Правильность выполнения лабораторной работы (перевод в баллы) 100-95 % – 3 балла; 94 – 80% - 2 балла; 79-60% - 1 балл; Менее 60% - 0 баллов. Групповая работа (3 ученика) Определяют органоид по строению. Проверяют ответ. Выставляют баллы в листы оценивания. (1 балл – правильный ответ) Индивидуальная работа Определяет функцию органоида, проверяет ответ. Выставляет баллы в листы оценивания. (1 балл – правильный ответ) | Предметные результаты: Умение различать органоиды животной и растительной клетки по строению и функции. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности в группе; Коммуникативные: Сотрудничество с учителем, со сверстниками . Умение договариваться, находить общее решение; | |
III. Применение знаний в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний. | 1.Предлагает выполнить заданье: «Что лишнее?». Найдите, какой органоид лишний, ответ обоснуйте. (8мин) https://cloud.mail.ru/public/4kwD/UroMma7E5 Слайд 19-24 (приложение 1по ссылке) Например: Физкультминутка - (1 мин) 2. Предлагает ответить на вопросы: (6 мин) Почему развитие цитологии и молекулярной биологии повлияло на лечение сахарного диабета? Почему митохондрий гораздо больше в клетках мышечной ткани, чем в соединительной? Почему зрелые эритроциты человека не могут синтезировать белки? Почему ученые считают, что митохондрии и хлоропласты изначально могли быть самостоятельными организмами? Самые крупные комплексы Гольджи (до 10 мкм) обнаружены в клетках эндокринных желез. Как вы думаете, с чем это связано? Почему зоологи относят эвглену зеленую к животным, а ботаники – к растениям? 3. Организует проведение лабораторной работы «Определение микропрепаратов растительных и животных клеток» (5 мин) Названия микропрепаратов закрыты, микропрепараты пронумерованы.Рассмотрите микропрепарат под микроскопом и определите принадлежность к растительной или животной клетке. Предлагаются микропрепараты: Поперечный срез листа камелии Инфузория-туфелька Гладкая мышечная ткань Клетки спирогиры Ответьте на вопрос: Чем отличается растительная клетка от животной? Организует работу по решению заданий из сборника ОГЭ Биология Типовые экзаменационные материалы под редакцией В.С.Рохлова: Варианты:2, 3,4,5,6,7, 8 и т.д. (фронтально) | Групповая работа (3 ученика) Находят, что лишнее и обосновывают выбор. Проводят проверку по эталону. Подсчитывают количество правильных ответов, выставляют баллы в листы оценивания. (1 балл – если правильно исключен организм, 1 балл – за обоснование, всего 2 балла) Групповая работа (3 ученика) Обсуждают, выдвигают гипотезы, формулируют ответ. Сравнивают с эталоном, ставят баллы в листы оценивания. (1 балл – неполный ответ, 2 балла – полный ответ) Парная работа Рассматривают микропрепараты, обсуждают в группе, делают выводы, отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения. Ставят баллы в листы оценивания. (1 балл – правильно определили принадлежность микропрепаратов к животной или растительной клетке) (2 балла - правильно распределили объекты на 2 группы и правильно ответили на вопрос.) Фронтально | Предметные результаты: Умение различать органоиды клетки по строению и функ-циям. Умение различать клетки растительные и животные, находить сходство и различие между ними Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; Развитие умения правильно выражать свои мысли; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: Планирование деятельности в группе; коррекция деятельности; Коммуникативные: Сотрудничество с учителем, со сверстниками. Умение находить общее решение. | |
IV.Рефлексия и подведение итогов урока (3 мин) | Предлагает подсчитать баллы в листе оценивания за индивидуальную и групповую работу, выделить в каждой группе лучшего знатока цитологии. Какое заданье показалось вам самым интересным? Какое заданье вызвало наибольшие трудности? Почему? Как вы думаете, каковы перспективы развития цитологии в век нанотехнологий? | Подсчитывают баллы за индивидуальную работу и групповую, за групповую работу распределяют места по рейтингу. Выделяют в группе лучшего знатока по теме «Цитология». Определяют самое трудное и самое интересное заданье. Выражают эмоциональное отношение к уроку. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля и оценки результатов своей деятельности | |
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(1 мин) | Учитель предлагает заданье 2-х уровней. (раздает информационные листы с заданьем) (приложение 2) Базовый уровень – Выбери ответы из колонок 2 и 3 для каждого органоида (письменно) Ответь на вопросы (устно) Повышенный уровень- 1.Выбери ответы из колонок 2 и 3 для каждого органоида (письменно) 2. ответь на вопросы (устно) 3.Предлагает выполнить проекты по темам (или предложить свою тему): Вклад отечественных ученых в развитие клеточной теории. Вклад зарубежных ученых в развитие клеточной теории. 4.Найти в сборнике В. С. Рохлова задания по данной теме и решить их. | Выбирают уровень Д/З. Решают задания из сборника. | Познавательные УУД: Применение методов информационного поиска . Регулятивные: Планирование деятельности; | |