Цель: узнавать возвратные глаголы среди других форм глаголов, правильно произносить и писать возвратные глаголы.
Материалы для учителя: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть..
Материалы для учащихся: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь, карточки с дифференцированным заданием, памятки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | -Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь! Садитесь. -Вы меня прекрасно поняли. Какие слова нашей речи мне понадобились? (глаголы) Русский язык богат глаголами. По частоте употребления глаголы занимают второе место после существительных. Ребята, сегодня наш урок хочу начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости» - Прочитайте пословицу. - Как вы её понимаете? -Знания – это богатства. Каждый день мы добываем их в свою копилку. При необходимости эти знания мы достаём. Вы готовы пополнить свою копилку? Пожелаем друг другу успехов. -Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Читают пословицу: Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь число, классная работа Показывают свою готовность. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа Игровой метод |
2. Актуализация опорных знаний | Минутка чистописания - Выпишите все буквы, кроме Б, В, Ч, У. Б Г в ч л У б В а у В г ч Б о У л (Осуществляет контроль за осанкой и положением руки и тетради при письме). - Какое слово получилось? Закрепление пройденного - Составим предложение с любым глаголом, запишем его с комментированием, выполним разбор по членам. - Расскажите о глаголе из данного предложения. Устный опрос по теме прошлого урока. Дифференцированная работа Предлагает учащимся задания для работы у доски. Фронтальная проверка. | Прописывают в тетради буквы: -Г, л, а, г, о, л -Глагол Выполняют задание в тетради. Называют изученные признаки глагола. Повторяют правило определения спряжения у личных глаголов для правильного написания безударного окончания. Вспоминают глаголы – исключения. 1 уч. Выполняет разбор слова выходить по составу; 2 уч. Спрягает глагол летать по лицам и числам; 3 уч. Выполняет морфологический разбор глагола вертеть. Остальные выполняют самостоятельно в тетради. | Р2: формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; П1: осуществлять синтез как составление целого из частей К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Беседа Игровой метод Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | — Прочитайте глаголы и сравните их. умывает — умывается одевает — одевается моет — моется — Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? — Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? — Как могут называться такие глаголы? — Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника. Постановка цели и задач (Выдаёт памятки по возвратным глаголам детям с ОВЗ) (Прил. 1.) | - Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой. У вторых глаголов в парах добавляется - ся. -Высказывают свои предположения Читают тему урока -Возвратные глаголы. -Узнавать возвратные глаголы среди других форм глаголов, правильно произносить и писать возвратные глаголы - Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Задачи: Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания | П2: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физ.минутка | Работа по учебнику Упр. 210 (с. 102). - Устная работа по вопросам и заданиям учебника. — Прочитайте ниже сведения о языке. — Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. ( — Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется Ь? Упр. 211 (с. 102). - Самостоятельно. Проверка. — Какие глаголы вы выписали? Упр. 212 (с. 102-103). — Прочитайте текст. — О ком в нём говорится? — Что вы узнали о пуме из текста? — Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Объясните свой выбор. — Спишите текст. — Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. — Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся. — Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении. | Работают с учебником, читают правило. -Суффикс –ся. -Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Зачитывают выписанные глаголы. -о пуме Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Записывают текст в тетради -Позабавляться. Два ученика работают у доски. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Работа с книгой Беседа Работа в парах |
3.3..Первичное закрепление | Работа по учебнику Упр. 214 (с. 103). - Устная работа по вопросам и заданиям учебника. — Сделайте вывод: изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? 2. Упражнение в правописании возвратных глаголов — Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс, подчеркните мягкий знак. Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться). | Работают с упражнением. Выполняют задание, по очереди определяя спряжение глаголов. Распределяют глаголы по группам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Устный разбор задания. По одному выходят к доске, выполняют упражнение. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Беседа |
3.4.. Самостоятельная работа | Дифференцированные задания (Прил. 2.) | Выполняют задания на карточках: -с буквой «А» - обучающиеся с низким уровнем знаний; - с буквой «Б» – со средним уровнем; - с буквой «В» – с высоким уровнем знаний. Оценивают свою работу. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Самостоятельная работа |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | -Какая у нас была тема урока?
Какую цель мы поставили?
- Как вы думаете, мы достигли цели? Что нам помогло в достижении цели?
-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? -Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению? | -Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Цель достигнута. -Нам помогло знание правил и создание алгоритма для определения правильного окончания глагола. -спряжение глагола -по неопределенной форме -Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ать, -оть, -уть, -еть. -Глаголы, которые оканчиваются на –ить. | К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | Беседа Игровой метод |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Домашнее задание | Проводит рефлексию, используя «Лестницу успеха» Д/З: с. 103, упр. 213, | Оценивают свою деятельность Записывают домашнее задание. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; | Самооценка Игровой метод |
1. На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?______________________________
2. Отметь глаголы, в которых нужно писать ь.
У того всё получает ся.
1. Найди и исправь ошибку.
Смеятся, обзываться, двигатся, переливатся, объедаться.
2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите нужный вопрос. Обозначьте орфограмму.
С умным ( ) разговорит. ся, что мёду ( ) напит. ся. На миру и работа ( ) спорит . ся.
Всякий человек по делу ( ) узнаёт . ся. Умный любит ( ) учит . ся.
1. Отметь глаголы, в которых нужно писать ь.
дорога вдруг стала сужива...ся.
2. Подберите возвратные глаголы. Подчеркните– ться.