Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учителя. Настраивает учащихся на урок. (На доске фраменты высказывания). -Ребята, сегодня нам прислали необычное сообщение. И его нужно прочесть как можно скорее. Только вот оно зашифровано. Соберите фразу из частей на доске. Прочитайте, что написано на ней: Задаёт вопросы по высказыванию. -Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Читают высказывание: - «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь число, классная работа Показывают свою готовность. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа Игровой метод |
2. Актуализация опорных знаний | Минутка чистописания Т, ся, ть, ся (Осуществляет контроль за осанкой и положением руки и тетради при письме). Отгадайте загадку: - Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду, - всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья И рожь в полях растёт. - О какой части речи говорится в загадке? - Почему так решили? Докажите. - Итак вспомним всё то , что мы знаем о глаголе. ( вывешиваются ответы на доску) Глагол – это……………………… Обозначает-…………………………. Отвечает на вопросы_....................................... Имеет неопределённую форму - ……. Дифференцированная работа Предлагает учащимся задания для работы у доски. Фронтальная проверка. | Прописывают в тетради буквы: -Т, ся, ть, ся -Глагол Выполняют задание в тетради. Называют изученные признаки глагола. 1 задание на карточке: Выписать только глаголы. Вставить, где нужно буквы, раскрыть скобки, орфограммы подчеркнуть. Р_суеш(ь), г_ряч(ь), намаж(ь), утешиш(ь), малыш(ь), (по)стрич(ь)ся, нет дач(ь), (не)доумеваеш(ь), калач(ь), рож(ь), колюч(ь), (не)моеш(ь). -2 задание: распределить глаголы по группам: 1-й обучающийся: будущее настоящее прошедшее споёт веселят танцевала заиграют празднуют рассказал посмеёмся радует аплодировали 2-й обучающийся: ед. ч. мн.ч. споёт веселят радует заиграют танцевала аплодировали посмеёмся празднуют рассказал глагола вертеть. Остальные выполняют самостоятельно в тетради. | Р2: формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; П1: осуществлять синтез как составление целого из частей К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Беседа Игровой метод Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться – Для супа не годится. Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? — Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? — Как могут называться такие глаголы? — Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника. Постановка цели и задач (Выдаёт памятки по возвратным глаголам детям с ОВЗ) (Прил. 1.) | - Разное значение, потому что галголы отвечают на вопросы что делает? что делать? -Высказывают свои предположения. Читают тему урока - Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Задачи: Применять правило правописания мягкого знака (ь) в глаголах в сочетании – ться; Объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах; Подбирать примеры с определённой орфограммой | П2: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физ.минутка | — Прочитайте ниже сведения о языке. — По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе? Упр. 217 (с. 104). — Прочитайте загадку. Назовите отгадку. — Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание. — Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? — Какой можно сделать вывод? (Правописание -шея и -ться в глаголах является орфограммой.) — Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105. — Выполните разбор слова повисли по составу. Игра «Самый внимательный» -Сейчас мы проверим, кто у нас внимательный. Я буду называть глаголы, а вы должны хлопнуть, если глагол возвратный, топнуть – если невозвратный. Летать, смеяться, дружить, кормит, веселитесь, ходить, умывается, дарит, весить, отвлекаться, удивляется, бродить | Работают с учебником, читают правило. -Коромысло. - Называют глаголы. Объясняют написание глаголов. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Зачитывают выписанные глаголы. (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.) Выполняют задание. Хлопают на возвратный глагол. Топают на невозвратный глагол. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Работа с книгой Беседа Работа в парах |
3.3..Первичное закрепление | Работа по учебнику Упр. 218 (с. 105). — Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак. — Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак. — Назовите показатель глаголов 3-го лица. Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак. — Выполните письменное задание к упражнению. Проверка.. | Работают с упражнением. - Суффикс -ть. Выполняют Распределяют глаголы по -Окончание -ешь или -ишь. Отвечают на вопросы учителя. -Окончание -ет или -ит Выполняют задание. Устный разбор задания. Два ученика работают на откидной доске. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. Самооценка. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Беседа |
3.4.. Самостоятельная работа | Дифференцированные задания (Прил. 2) | Выполняют задания на карточках: -1 вариант - обучающиеся с низким уровнем знаний; - 2 вариант – со средним уровнем; - 3 вариант– с высоким уровнем знаний. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Практическая работа |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | -Какая у нас была тема урока?
Какую цель мы поставили?
Как вы думаете, мы достигли цели? Что нам помогло в достижении цели?
Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению? | - Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Да. Нам помогло знание правил, а также составление алгоритма для правильного написания –тся и –ться в глаголах. -по неопределенной форме -Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ать, -оть, -уть, -еть. -Глаголы, которые оканчиваются на –ить. | К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | Беседа Игровой метод |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Домашнее задание | Проводит рефлексию, используя «Лестницу успеха» . Д/З: С. 105, у.220 | Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; | Самооценка Игровой метод |
Списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За все браться – ничего не сделать.
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.
Восстановите пословицы, объясните их значение. Объясните правописание – тся , - ться у глаголов возвратного значения.
Всякий человек а труса находит.
Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.
Всякое дело больше и спрашивает…ся.
С большого человека человеком и славит…ся.