Организует закрепление учебного материала по учебнику 1. № 503 (а, в). а) . Умножив обе части уравнения на 4, получим: (x – 2)2 + 2(x + 1)2 = 8. После преобразований имеем уравнение: 3x2 – 2 = 0; ; . 2. № 504 (а, б), 505 (а, в). Уравнения решаются с помощью разложения на множители. Если учащиеся будут испытывать затруднения, то на первых порах можно использовать введение новой переменной. № 504. а) (2x + 1)2 = 2x + 1. Пусть 2x + 1 = a, тогда a2 = a, откуда а = 0 или а = 1. Получим: (2x + 1)2 – (2x + 1) = 0; (2x + 1)(2x + 1 – 1) = 0; (2x + 1) ∙ 2x = 0. № 505. в) В учебнике опечатка. Следует читать: x2(x2 – 3)2 – 4(x2 – 3)2 = 0. Вынесем за скобки (x2 – 3)2. Получим: (x2 – 3)2(x2 – 4) = 0; x2 – 3 = 0; или x2 – 4 = 0; x = ±2. 3. № 506 (а, в). а) Чаще всего учащиеся составляют приведенное квадратное уравнение, исходя из следующего: корни 0 и 3 может иметь уравнение x(x – 3) = 0, то есть x2 – 3x = 0. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что с такими корнями можно получить сколько угодно уравнений. Для этого достаточно умножить обе части уравнения x2 – 3 = 0 на любое число, отличное от нуля. 4. № 508. 5. № 511 (а). Остальные упражнения следует рассматривать в классе с высоким уровнем подготовки или дать для самостоятельного решения сильным в учебе учащимся. 6. № 510. а) Используя замену y = 6 – 3x, получим уравнение: (3 + y)(40 + y) = 120; 120 + 43y + y2 = 120; y2 + 43y = 0; у = 0 и у = –43; отсюда х = 2 и х = 16. б) Нужно ввести замену: у = 5x – 8. 7. № 512. Пусть r = x, тогда по условию R = 2x (см. рис.). Площадь большого круга равна πR2, а маленького – πr2. Поскольку площадь кольца равна 36 см2, то имеем уравнение: πR2 – πr2 = 36 или π(2x)2 – πx2 = 36; 4x2π – πx2 = 36; 4x2 – x2 ≈ 12; 3x2 ≈ 12; x2 ≈ 4; x2 ≈ ±2. | | Ответ: ≈ 2 и 4 см. 8. Решите уравнение: а) ; б) . Это уравнения вида p(x) ∙ q(x) = 0, причем один из множителей есть выражение, в котором не каждое значение переменной является допустимым. При решении таких уравнений учащиеся довольно часто допускают ошибку: не проверяют полученные корни. Поэтому имеет смысл выработать алгоритм решения уравнений данного вида. Алгоритм. Для решения уравнений вида p(x) ∙ q(x) = 0 нужно: 1) решить уравнение p(x) = 0; 2) решить уравнение q(x) = 0; 3) проверить, являются ли корни первого уравнения допустимыми для второго выражения и наоборот. а) ; 2x2 – 10 = 0; = 0; x2 = 5; x = 0. . Очевидно, что x = 0 является допустимым для выражения 2x2 – 10, поскольку в это выражение могут быть поставлены любые значения переменной. Корни же первого уравнения необходимо проверить. Так как для выражения допустимыми являются только неотрицательные числа, то не является корнем исходного уравнения. Ответ:0; . б) ; 3x2 – 2x = 0; или ; x(3x – 2) = 0; x – 1 = 0; x = 0; x = x = 1. Ни один из корней первого уравнения не является допустимым для выражения . Ответ: 1. |