Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Коррозия металлов"»
Технологическая карта урока
Предмет – химия класс – 9
Базовый УМК – Габриелян О.С.
Учитель: Кушнерёв А.А.
Тема урока – Коррозия металлов
Цель урока – сформировать понятие о коррозии металлов
Задачи урока:
Образовательные - Изучить явление коррозии, опираясь на базовые знания учащихся. Продолжить обучение методам экспериментального исследования. Интегрировать знания учащихся из области физики и химии для анализа полученных экспериментальных данных.
Развивающие - Развивать умения искать пути решения поставленной задачи и практические навыки при проведении эксперимента.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Тип урока – урок-изучение нового материала.
Необходимое оборудование – Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект интерактивной доски, железный гвоздь, соляная кислота, дихромат калия.
Оборудование и реактивы для учащихся: раствор HCl 5%, кусочек цинка, медная проволока, штатив для пробирок, пробирка, 3 пронумерованные пробирки с железным гвоздём (1), гвоздями, помещёнными 5 дней назад в воду (2) и раствор электролита (3).
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи | Перед уроком учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается координатор.. Учитель демонстрирует слайды с изображениями изделий, подвергающихся коррозии. Предлагает учащимся ответить на вопрос, о каком явлении сегодня пойдёт речь? | Учащиеся размышляют, с какими русскими словами ассоциируется слово «коррозия»? | Слушают учителя, высказывают свои ассоциации. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить при изучении темы. Демонстрирует опыты по влиянию внешних факторов на коррозию железа. | Формулируют вопросы: Узнать, что такое коррозия? Как она протекает? Что ослабляет или усиливает коррозию? Каковы методы защиты от коррозии? Пробуют дать определение понятию «коррозия». | Осознанно строят речевые высказывания. Дополняют высказывания друг друга. | Исследуют условия учебной задачи. |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников в группе с целью фиксации результатов и обсуждения проделанных опытов. | Фиксируют результаты опытов в виде уравнений реакций, приходят к выводам о химической природе коррозии. | Воспринимают ответы обучающихся; совместно составляют уравнения. | Осуществляют самоконтроль. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия «электрохимическая коррозия»: к кусочку цинка добавьте раствор соляной кислоты. Теперь возьмите медную проволочку и прикоснитесь ей к кусочку цинка. Что наблюдаете? Создание проблемной ситуации: в опыте пузырьки водорода выделяются не только с кусочка цинка, но и медной проволоки. | Проводят коллективное исследование, Учащиеся выдвигают гипотезы, способные объяснить данное противоречие. Координаторы в группах фиксируют гипотезы. | Участвуют в обсуждении содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм». | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Знакомит учащихся со схемой электрохимической коррозии. | Делают выводы: когда возникает электрохимическая коррозия? Какой из металлов, находящихся в контакте разрушается быстрее? | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: защиты изделий от коррозии. | Применяют новый материал для решения практических задач: предлагают методы защиты от коррозии, знакомятся с методами защиты, о которых ещё не знают. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом, применительно к практике. |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий: Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы? Помог ли вам эксперимент разобраться в причинах коррозии? Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока? | Осуществляют пошаговый контроль по результату |