СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Коррозия металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обновлённым ФГОС с использованием исследовательского эксперимента. Приведены задания для первичного закрепления материала, в том числе задания для развития функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Коррозия металлов"»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Кушнерёва Оксана Олеговна

Место работы

МБОУ «Средняя школа №1 им.Ю.А.Гагарина» Гагаринского района

Смоленской области

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Металлы.

Тема урока

Коррозия металлов

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений



Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

Метапредметные

Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные УУД:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:
 координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные

  • знать и понимать сущность явления коррозии;

  • уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

  • уметь формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Явление коррозии, виды коррозии, эксперимент, проблемное обучение.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок изучения нового материала в форме проблемного эксперимента и организацией групповой работы учащихся.

Необходимое оборудование – Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект интерактивной доски, железный гвоздь, соляная кислота, дихромат калия.

Оборудование и реактивы для учащихся: раствор HCl 5%, кусочек цинка, медная проволока, штатив для пробирок, пробирка, 3 пронумерованные пробирки с железным гвоздём (1), гвоздями, помещёнными 5 дней назад в воду (2) и раствор электролита (3).


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Перед уроком учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается координатор.

Учитель демонстрирует слайды с изображениями изделий, подвергающихся коррозии. Предлагает учащимся ответить на вопрос, о каком явлении сегодня пойдёт речь?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить при изучении темы.

Учащиеся формулируют вопросы:

Узнать, что такое коррозия?

Как она протекает?

Что ослабляет или усиливает коррозию?

Каковы методы защиты от коррозии?

Пробуют дать определение понятию «коррозия».

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Из поставленных вопросов формулируется цель урока: узнать причины коррозии и научиться от неё защищаться.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Учитель демонстрирует опыты по влиянию внешних факторов на коррозию железа. Организует учебное взаимодействие учеников в группе с целью фиксации результатов и обсуждения проделанных опытов. Ученики фиксируют результаты опытов в виде уравнений реакций, приходят к выводам о химической природе коррозии.

Учитель организует учебное исследование для выделения понятия «электрохимическая коррозия»: к кусочку цинка добавьте раствор соляной кислоты. Теперь возьмите медную проволочку и прикоснитесь ей к кусочку цинка. Что наблюдаете? Создание проблемной ситуации: в опыте пузырьки водорода выделяются не только с кусочка цинка, но и медной проволоки. Учащиеся проводят коллективное исследование, Учащиеся выдвигают гипотезы, способные объяснить данное противоречие. Координаторы в группах фиксируют гипотезы.

Участвуют в обсуждении содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм».

Учитель оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Знакомит учащихся со схемой электрохимической коррозии. Учащиеся делают выводы: когда возникает электрохимическая коррозия? Какой из металлов, находящихся в контакте разрушается быстрее?


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Дайте определение понятию «коррозия». Сформулируйте причины возникновения коррозии. В чём отличие химической и электрохимической коррозии?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учитель организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: защиты изделий от коррозии. Используя полученные сведения предложите меры защиты от коррозии. Учащиеся применяют новый материал для решения практических задач: предлагают методы защиты от коррозии, знакомятся с методами защиты, о которых ещё не знают. Предлагают пути решения задачи защиты от коррозии, затем сверяют свои предложения с материалом в учебнике.



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

В подвале дома обнаружили ящик с гвоздями, но от неправильных условий хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Каким простым способом можно удалить ржавчину?

Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками. Когда белье высохло, она с ужасом обнаружила на чистом белье желтые полосы. Как можно избавиться от этих пятен?

В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые в основном изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда — при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, которые продлят срок их службы.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

В1. Расставьте факторы, влияющие на коррозию метал­ла, в порядке увеличения эффекта коррозии: 1) дис­тиллированная вода, 2) сухой воздух, 3) раствор хло­рида натрия, 4) кипяченая дистиллированная вода. Ответ дайте в виде последовательности цифр.


В2. Установите соответствие между процессом и типом коррозии. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ПРОЦЕСС ТИП КОРРОЗИИ

A) 4Fe + ЗО2 + 6Н2О = 4Fe(OH)3  1) химическая коррозия
Б) растворение цинка при 2) электрохимическая коррозия

контакте цинка и железа

B) коррозия железа в
присутствии олова

Г) 2Сu + О2 = 2СuО

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?

Ответ: Консервные банки изготовлены из специальной жести, устойчивой к коррозии и содержащей, помимо железа, олово и некоторые другие металлы. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений (микроэлементами). Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растение растет лучше. Обжечь банки необходимо потому, что их поверхность изнутри покрыта специальным пищевым лаком, защищающим от коррозии.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Почему химически чистое железо является более стойким против коррозии, чем техническое железо?

Соляная кислота с добавкой ингибитора нашла применение для очистки паровых котлов от отложений накипи и удаления с поверхности металлов ржавчины и окалины. Почему?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Диагностическая работа с самопроверкой.

В каком случае цинк корродирует быстрее: в контакте с никелем, железом или с висмутом? Ответ поясните.

Деталь сделана из сплава, в состав которого входит магний и марганец. Какой из компонентов сплава будет разрушаться при электрохимической коррозии?

С целью защиты от коррозии цинковое изделие покрыли оловом. Какое это покрытие: анодное или катодное?

Приведите примеры двух металлов, пригодных для протекторной защиты железа.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия своих действий:

Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Помог ли вам эксперимент разобраться в причинах коррозии?

Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Сформулировать предложения по решению проблемы.

Страны несут огромные убытки из-за коррозии металлических конструкций.

Выгодна ли вторичная переработка?

а) с экономической точки зрения

(невозобновляемые ресурсы, энергозатраты на вторичную переработку в 20 раз меньше, чем на производство, производство трудоемкое)

б) с экологической точки зрения

(проблема городских свалок, ионы тяжелых металлов в воде, ситуация в нашем городе (Кольский залив – «кладбище кораблей»)



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!