Учебная (проблемная) задача | Деятельность ученика, учителя (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы) | Средства | Результат (Пр -предметный; П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.) |
Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний. | Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Некоторые философы Древней Греции считали её и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что она – один из соков человеческого тела. Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма. Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? Давайте вместе с вами сформулируем тему | презентация | ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия |
Постановка проблемы | Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Как вы думаете, зачем? Почему количественные показатели состава крови имеют относительное постоянство Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит | презентация | РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты |
Целеполагание | - Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы более подробно узнать , что такое кровь? Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови | | РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат КУУД: уметь обосновывать собственное мнение ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата |
Информационно- аналитический блоки |
Планирование учебной деятельности | Учитель: | Презентация. Оценочные листы. Рабочий лист урока | ПУУД:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата |
| | | |
Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная, групповая) |
Первичное усвоение новых знаний | Проблемный вопрос Проведя исследование, ученые установили, что в плазме 5 л крови человека может раствориться около 10 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде необходимо около 200 мл в 1 мин. Какое противоречие возникает между этими данными? Как организм человека получает нужное количество кислорода? Каким образом в ходе эволюции животных была повышена кислородная емкость крови? В каких случаях меняется состав крови? 1.Самостоятельная работа с текстом учебника § 14 п. 2. Заполнение схемы «Состав крови», работа со словарем рабочей тетради. Обсуждение результатов работы. 2.Мы начинаем заполнение таблицы «Форменные элементы крови», эта таблица дана на опорных листах, которые лежат у вас на столах Название | Состав,строение | Колич. В 1 мм | Продолжит.жизни | Место образов. | функции | | | | | | | 3. Работа в группах 1 группа КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Инструктивная карточка Задание. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравните строение эритроцитов, их размеры и количество, результаты исследования впишите в таблицу. Эритроциты крови человека и лягушки Признаки | Кровь человека | Кровь лягушки | Количество эритроцитов в поле зрения | | | Размеры эритроцитов | | | Наличие ядра в эритроците | | | Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ аргументируйте. | | ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой РУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
| 2 группа ЭВОЛЮЦИОННЫЕ БИОЛОГИ Инструктивная карточка Задание: используя знания разделов «Животные» и «Человек и его здоровье» найдите основные морфологические и функциональные различия дыхательной и кровеносной системы человека и лягушки, заполнив таблицу. Сравнительная характеристика человека и лягушки Признаки | Класс Земноводные (лягушка) | Класс Млекопитающие (человек) | Покровы тела | | | Органы дыхания | | | Количество кругов кровообращения | | | Количество камер в сердце | | | Холоднокровные или теплокровные | | | Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений? ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ Инструктивная карточка Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу общей практики необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте. Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание. Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле. Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение. Анализ крови №X | Результат | Норма | Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л | Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л | Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л | Лейкоциты | 12 тыс./л | 4–9 тыс./л | СОЭ (v оседания эритроцитов) | 8 мм/ч | 2–10 мм/ч | Анализ крови №Y | Результат | Норма | Гемоглобин | 100г/л | 120–160г/л | Эритроциты | 3,2 млн/л | 4–5 млн/л | Тромбоциты | 247 тыс./л | 180–320 тыс./л | Лейкоциты | 4.5 тыс./л | 4–9 тыс./л | СОЭ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2–10 мм/ч | Анализ крови №Z | Результат | Норма | Гемоглобин | 140г/л | 120–160г/л | Эритроциты | 4,3 млн/л | 4–5 млн/л | Тромбоциты | 380 тыс./л | 180–320 тыс./л | Лейкоциты | 4,5 тыс./л | 4–9 тыс./л | СОЭ (v оседания эритроцитов) | 10 мм/ч | 2–10 мм/ч | Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов? | Учебник, рабочий лист, эталон ответа, карточки | КУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие в паре |
Оценочно- рефлексивный блок |
Закрепление и применение знаний . | Тест (Индивидуальные листы с тестами на парте) 1. Жидкую часть крови называют: А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором 2. Все клетки тела окружает: А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь 3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител 4. При малокровии в крови уменьшается содержание: А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов 5. Фагоцитоз – это процесс: А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови В – размножения лейкоцитов | Тест. Эталон ответа | РУУД: при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Рефлексия | Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: -Самым трудным для меня на уроке было….. -Самым интересным для меня на уроке было….. -Я оценил(а) свою работу на уроке на…. | | РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки ПУУД: анализировать. КУУД: взаимодействовать с др. людьми ЛУУД: саморефлексия |
Домашнее задание | Домашнее задание:1. учебник стр. 84-89, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; 2.творческое задание (по желанию)- сделать презентации или краткие сообщения на темы: История открытия фагоцитоза. История открытия групп крови. | | |