СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биология по теме : "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  по теме :" Бактерии" 7 класс с маршрутной картой,  оценочным листом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биология по теме : "Бактерии"»

Проект УРОКА

ФИО (полностью)

Пестрякова Ирина Владимировна

Место работы

МОУ СОШ №42

Должность

учитель

Предмет

биология

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Значение крови и её состав.

Предметная программа и её автор

Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой

Цель и предполагаемый результат

Предметный: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Метапредметный:

П- анализировать информацию и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, , осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Р-: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

К- доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение

Личностный: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания

Тип урока

Урок открытия нового знания

Элементы используемых технологий: проблемного обучения, развития критического мышления





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебная (проблемная) задача


Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы)




Средства


Результат

(Пр -предметный;

П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный блок

Мотивирование к учебной деятельности.







Актуализация знаний.

Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Некоторые философы Древней Греции считали её и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что она – один из соков человеческого тела. Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма.

Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? Давайте вместе с вами сформулируем тему














презентация

ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия


Постановка проблемы

Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Как вы думаете, зачем?

Почему количественные показатели состава крови имеют относительное постоянство

Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит

презентация

РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему



ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты

Целеполагание

- Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы более подробно узнать , что такое кровь?



Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови


РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат



КУУД: уметь обосновывать собственное мнение



ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Информационно- аналитический блоки

Планирование учебной деятельности

Учитель:


Презентация.

Оценочные листы.

Рабочий лист урока

ПУУД:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата





Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная, групповая)

Первичное усвоение новых знаний

Проблемный вопрос

Проведя исследование, ученые установили, что в плазме 5 л крови человека может раствориться около 10 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде необходимо около 200 мл в 1 мин. Какое противоречие возникает между этими данными?

  • Как организм человека получает нужное количество кислорода?

  • Каким образом в ходе эволюции животных была повышена кислородная емкость крови?

  • В каких случаях меняется состав крови?


1.Самостоятельная работа с текстом учебника § 14 п. 2. Заполнение схемы «Состав крови», работа со словарем рабочей тетради. Обсуждение результатов работы.


2.Мы начинаем заполнение таблицы «Форменные элементы крови», эта таблица дана на опорных листах, которые лежат у вас на столах

Название

Состав,строение

Колич. В 1 мм

Продолжит.жизни

Место образов.

функции









3. Работа в группах

1 группа КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Инструктивная карточка

Задание. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравните строение эритроцитов, их размеры и количество, результаты исследования впишите в таблицу.

Эритроциты крови человека и лягушки


Признаки

Кровь человека

Кровь лягушки

Количество эритроцитов в поле зрения



Размеры эритроцитов





Наличие ядра в эритроците





Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ аргументируйте.




ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой



РУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно







2 группа ЭВОЛЮЦИОННЫЕ БИОЛОГИ

Инструктивная карточка

Задание: используя знания разделов «Животные» и «Человек и его здоровье» найдите основные морфологические и функциональные различия дыхательной и кровеносной системы человека и лягушки, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика человека и лягушки

Признаки

Класс Земноводные

(лягушка)

Класс Млекопитающие

(человек)

Покровы тела




Органы дыхания




Количество кругов кровообращения



Количество камер в сердце




Холоднокровные или теплокровные



Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?

ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Инструктивная карточка

Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу общей практики необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Анализ крови №X

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

8 мм/ч

2–10 мм/ч


Анализ крови №Y

 

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120–160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2–10 мм/ч


Анализ крови №Z

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

380 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2–10 мм/ч

Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?




Учебник, рабочий лист, эталон ответа, карточки

КУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие в паре

Оценочно- рефлексивный блок

Закрепление и применение знаний .



Тест

(Индивидуальные листы с тестами на парте)

1. Жидкую часть крови называют:

А – тканевой жидкостью

Б – плазмой

В – лимфой

Г – физиологическим раствором

2. Все клетки тела окружает:

А – лимфа

Б - раствор поваренной соли

В – тканевая жидкость

Г – кровь

3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови

Б – обезвреживанием бактерий

В – переносом кислорода и углекислого газа

Г – выработкой антител

4. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А – кровяной плазмы

Б – тромбоцитов

В – лейкоцитов

Г – эритроцитов

5. Фагоцитоз – это процесс:

А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами;

Б – свертывания крови

В – размножения лейкоцитов









Тест. Эталон ответа

РУУД: при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Рефлексия

































Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….











РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки



ПУУД: анализировать.



КУУД: взаимодействовать с др. людьми



ЛУУД: саморефлексия

Домашнее задание

Домашнее задание:1. учебник стр. 84-89, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке;

2.творческое задание (по желанию)- сделать презентации или краткие сообщения на темы:

  1. История открытия фагоцитоза.

  2. История открытия групп крови.







Приложение 1

ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Инструктивная карточка

Задание. В клинической лаборатории не указали фамилии пациентов на бланках результатов анализа крови. Врачу общей практики необходимо самостоятельно соотнести результаты анализов с жалобами пациентов. Ответ аргументируйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

Анализ крови №X

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

12 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

8 мм/ч

2–10 мм/ч


Анализ крови №Y

 

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120–160г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4–5 млн/л

Тромбоциты

247 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4.5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2–10 мм/ч


Анализ крови №Z

 

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120–160г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

 4–5 млн/л

Тромбоциты

380 тыс./л

180–320 тыс./л

Лейкоциты

4,5 тыс./л

4–9 тыс./л

СОЭ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2–10 мм/ч

Проблемный вопрос: почему в составе крови человека эритроцитов больше, чем лейкоцитов?

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ БИОЛОГИ

Инструктивная карточка

Задание: используя знания разделов «Животные» и «Человек и его здоровье» найдите основные морфологические и функциональные различия дыхательной и кровеносной системы человека и лягушки, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика человека и лягушки

Признаки

Класс Земноводные

(лягушка)

Класс Млекопитающие

(человек)

Покровы тела




Органы дыхания




Количество кругов кровообращения



Количество камер в сердце




Холоднокровные или теплокровные



Проблемный вопрос: в каком направлении шла эволюция кровеносной системы позвоночных животных? Каковы последствия этих усложнений?




КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Инструктивная карточка

Задание. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравните строение эритроцитов, их размеры и количество, результаты исследования впишите в таблицу.

Эритроциты крови человека и лягушки


Признаки

Кровь человека

Кровь лягушки

Количество эритроцитов в поле зрения



Размеры эритроцитов





Наличие ядра в эритроците





Проблемный вопрос: чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ аргументируйте.





















«Оценочный лист» Ф.И.________________________________





Деятельность на уроке

Баллы за верное выполнение

Мой результат

Смог(а) сформулировать проблему и цель урока

1


Участвовал(а) в планировании

2


Составил(а) схему (задание № 1 )

1


Сравнил(а) клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 )

2


Анализировал(а) информацию (задание № 3 )

2


Выполнял(а) тестовое задание (задание № 4 )

4







Переведите набранные вами баллы в оценку

12б.-11б- «5»

10б-9б- - «4»

8 б-7б – «3»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!