Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС).
5класс
Учитель биологии
Матусевич Татьяна Валентиновна
МОУ Таганская СШ им. П.Г. Яценко
Цель урока: : Создать условия и осмысления новой информации через игру путешествие
Результаты:
Предметные:
1. Выделить признаки строения бактериальной клетки и особенности ее жизнедеятельности.
2. Различать бактериальную клетку среди других клеток (например эукариотическая клетка и бактериальная)
3. Привести примеры взаимодействия между жизнедеятельностью бактерий и потребностями человека и явлениями природы.
Познавательные:
1. Выявлять существенные признаки
2. Извлекать информацию
3. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую
4. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Уметь формулировать и решать проблему
Регулятивные:
1. Целеполагание
2. Контрольно-оценочная деятельность
3. Рефлексия
Коммуникативные:
1. Уметь слушать
2. Уметь работать с информацией
3. Высказывать свои мысли
4. Работать в диалоге
Задачи урока:
образовательная: создание условий для изучения групп бактерий, их роль в природе и жизни человека;
развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через умения работы с учебником и дополнительной литературой;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, расширить санитарно- гигиенические навыки учащихся;
Решаемые учебные п роблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Тип урока:
Урок решения учебных
Методы:
1. Методы обучения: проблемный ; Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий? Слайд№1
Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение
Ход урока:
1. Актуализация знаний
Деятельность учителя
Изучение нового материала
Путешествие по станциям согласно маршрутному листу
Сегодня мы совершим путешествие в мир бактерий.
Маршрутный лист Слайд№2 1станция-Архебактерии
2станция –Оксифототобактерии
3станция-Симбионты
4станция-Медицинская
5станция-Заводская
6 станция- Кабинетная
Бактерии живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине океана на высочайшей горной вершине Земли- Эвересте, их находят во льдах Арктики и Антарктиды, в подземных источниках горячих вод, верхних слоях атмосферы.
Мы отправляемся в путешествие, чтобы ответить на проблемный вопрос.
Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?
Проведем терминологическую разминку:
спора, паразит, анаэробы, автотрофы, гетеротрофы, прокариоты, сапрофиты, аэробы.
Наша 1 станция –Архебактерии .Слайд№3.
Работаем с текстом учебника стр 14 делаем записи в тетради.
2 станция - Оксифотобактерии . Слайд№4.
Мы оказались у пруда с «цветущей водой». Местные жители сказали, что все живое в ней погибло. Причину гибели не знают. Давайте поможем установить её. Стр. 15 учебника Обращается внимание на экологические проблемы, вызывая цветение воды: нельзя бросать мусор в воду, отходы от предприятий. Делаем записи в тетради
3станция-Симбионты. Слайд№5.
От какого слова произошло название станции? Что оно означает? Работа с учебником на стр.13
Нас встречает агроном. Сообщение учащегося о клубеньковых бактериях.Делаем записи в тетради .
4станция-Медицинская. Слайд№6.
На этой станции мы узнаем о организмах, вызывающих болезни у человека, которые называют инфекционными. Часто случаются эпидемии- массовые заболевания людей, животных. В тех местах, где возникли эпидемии, вводят карантинные мероприятия, чтобы не позволить инфекции распространяться дальше. К таким заболеваниям относятся: чума, холера, сальманелез. Сейчас существует много средств дезинфекции. Которые позволяют бороться с бактериями. Это различные препараты: хлорная известь, формалин, карболовая кислота. Самое лучшее средство защиты- соблюдение правил личной гигиены, чистота помещений, борьба с насекомыми, грызунами. Как боролись с чумой в средние века, расскажет врач гигиенист. Сообщение учащегося. Делаем записи в тетради.
5станция-Заводская Слайд№7
На молокозаводах выпускают разнообразную кисло-молочную продукцию: творог, сметану, кефир, йогурт и др. Сырье для производства молоко. Как удается получить разнообразные продукты питания? Правильность проверить на стр 13. Но есть бактерии, которые вызывают порчу продуктов. Какие способы хранения продуктов существуют? Делаем запись и отправляемся на конечную станцию.
6 станция- Кабинетная.
Остановка Загадочная. Слайд№7.
Птица-гнилица невидимкой мчится,
мертвых клюёт, а живых кормит (гнилостные бактерии)
Хоть малышка, а сильна:
Силача бьёт с плеча (болезнетворные бактерии)
Физминутка
Предлагается учащимся обобщить свои знания , которые они получили во время путешествия. Какую роль в природе играют бактерии, заполнить самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы. Делают вывод, обсуждают и решают проблему урока.
Таблица. «Значение бактерий»
Представитель | Роль в природе | Роль в жизни человека |
Рефлексия: Во время путешествия, я узнал, что_____________
Самым интересным для меня было____________
В пути мне было трудно______________
Домашнее задание. Стр14-16. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?