СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Повторение по теме "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель урока: повторение и обобщение изученного по теме "Сложное предложение". Разработка включает также презентацию, раздаточный материал и тест по теме. Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Повторение по теме "Сложное предложение"»



Технологическая карта урока русского яэыка

«Повторение по теме «Сложное предложение»


Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Повторение по теме «Сложное предложение»

Тип урока

Урок повторения и закрепления полученных знаний

Цель урока

Формирование навыков распознавания сложного предложения и видов сложных предложений по средствам связи, умения определять границы простых предложений в составе сложного, совершенствование пунктуационных умений и навыков


Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Знать о строении сложного предложения; научиться определять виды сложных предложений и правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения. Понимать, что определение вида сложных предложений и умение ставить знаки препинания между частями сложного предложения вызывают затруднения, так как это требует в свою очередь умения правильно определять грамматические основы простых предложений в составе сложного, определять сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь между частями предложения, а также роль союзов.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, развивать интерес к познавательной деятельности.


Основные понятия

Простое и сложное предложение, виды сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное), грамматическая основа, союз.

Решаемые проблемы

Какое предложение называется простым, а какое сложным? Как ставятся знаки препинания в сложном предложении? Как определить вид сложного предложения?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить пунктограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом постановки знаков препинания в сложном предложении;


Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, проверочные тесты, учебник.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Раздает ученикам материал к уроку (карточки с заданиями распечатаны на разноцветной бумаге для организации работы в группах – 1 группа – листочки голубого цвета, 2 группа – желтого цвета и т.д.), а также проверочные тесты.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.










Слайд 1

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1



Ребята, на слайде вы видите портрет А.С.Пушкина и строчки из романа «Евгений Онегин». Прочитаем их. Какое состояние природы описал поэт?

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

Не правда ли, это описание напоминает сегодняшний день? Сегодня 10 декабря, а на улице тепло, и снега все еще нет. Пушкин смог описать это состояние природы одним предложением. Какое это предложение, из скольких частей состоит?


Формулируют ответы на вопросы учителя.


Слайд 2

2. Актуализация знаний и формулировка темы и целей урока


Цель этапа: формулировка темы и целей урока, постановка учебной задачи

Организация учебного процесса на этапе 2

Давайте начертим схему этого предложения. Сколько грамматических основ вы подчеркнули? Какое это предложение по количеству грамматических основ? Дайте определение сложного предложения и назовите вид сложного предложения. Объясните постановку знаков препинания.

[ – = ]1, [ =, = – ]2, [ – = ]3.

Можете ли вы предположить тему нашего урока? Зачем нужно знать строение сложного предложения?




Формулирую тему урока, отвечают на вопросы учителя

Слайды 3, 4

3. Постановка учебных задач. Создание проблемной ситуации

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Кто сумел сразу, не записывая предложение, начертить его схему? У кого не получилось? Как вы думаете, почему? Что вызвало затруднения? Что необходимо знать и уметь?

Расскажите о правилах постановки знаков препинания в сложном предложении.




Учащиеся обсуждают ситуацию, формулируют цели урока, отвечают на вопросы..




Слайды 5, 6, 7

4. Совместное исследование проблемы и составление плана действий




Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, ребята, давайте рассмотрим схему «Виды СП» и составим план, по которому мы должны действовать, чтобы находить сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма:

подчеркнуть грамматические основы предложений;

определить границы простых предложений в составе сложного и отделить их запятыми:

определить связь между частями сложного предложения (бессоюзная, союэная (сочинительная или подчинительная);

какими союзами связаны простые предложения (сочинительными или подчинительными).


Составление учащимися плана действий. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей. Делают вывод.












Слайд 8

5. Моделирование. Реализация плана действий

Цель этапа: применение полученных знаний на практике.

Организация учебного процесса на этапе 5

Давайте применим составленный нами план. Поработаем в группах и выполним следующее задание. Возьмите карточки с заданиями, посмотрите, в какой группе вы работаете. Из данных предложений ( а это строки из стихотворений великих русских поэтов о русской зиме, о родной природе) нужно выбрать и выписать сложное предложение, начертить его схему и указать вид сложного предложения. Если группа заканчивает работу, то один ученик из группы выходит и чертит схему предложения на доске. Мы вместе проверяем правильность выполнения задания.

1 группа

1) Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает.

2) Люблю деревню, вечер ранний и грусть серебряной зимы.

3) Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.

4) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2 группа

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

2) И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

3) Серебряным прозрачным блеском сияют воздух и земля.

4) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

3 группа

1) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

2) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

3) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

4) Зимний вечер длится, длится без конца.

4 группа

1) И сегодня над широкой белой скатертью полей мы простились с запоздалой вереницею гусей.

2) А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней.

3) Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

4) Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

5 группа

1) За зимою две метели снег тот веяли, мели.

2) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса, ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.

3) На стеклах, сплошь заиндевелых, февральский выписал мороз сплетенье трав молочно-белых и серебристо-сонных роз.

4) Шла зима к себе домой, снег стелила розовый.




Выполняют задания в группах.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайды 9, 10

Физкультминутка


Я вижу, что вам необходимо приободриться,  давайте с вами проведем физкультминутку.
Так как на уроке все задания связаны еще и общей «зимней» тематикой, то мы выполним веселые упражнения под музыку вместе с веселой Елочкой (тематическая физминутка «Ель»).

Выполняют упражнения


Медиапроигрыватель

6. Проверка домашнего задания

Цель этапа: проверка домашнего задания и проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Проверяем домашнее задание. Если при выполнении домашнего задания у вас были затруднения, то теперь мы можем их объяснить и устранить. Из выполненных на выбор упражнений №329, 331 и 337 выберите сложные предложения, соответствующие данным схемам и зачитайте их. Назовите вид сложных предложений.
Он еще не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
[ ], (чтобы ).
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
[ ] , но [ ].
Когда снег совсем облепил …, вдруг
(когда ), [ и ].
По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни.
[ ], и [ ].
Он шел… [ ]; [ ]; [ ].


Учащиеся находят и зачитывают предложения, обосновывают свой выбор.

Слайд 12

7. Конструирование

Цель этапа: выполнение задания нового типа и самостоятельное конструирование сложных предложений.

Организация учебного процесса на этапе 7

А теперь предлагаю вам творческое задание. Попробуйте написать небольшой связный текст (мини-сочинение, объем - 4-5 предложений), о зиме, зимней природе или прогулке в зимнем лесу и употребить в тексте сложные предложения. Для создания настроения вашу работу будет сопровождать музыка: пьеса «Декабрь» из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года» и слайды с изображением картин русской зимы.

Послушаем, что у вас получилось.


Учащиеся работают, выступают с сообщениями, составляют письменно связный текст по теме.

Слушают выступления и комментарии одноклассников, дают самооценку.




Слайд 13

Медиапроигрыватель

8. Применение общего способа действий для решения частных задач. Контроль

Цель этапа: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление взаимопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 8

  Настало время проверить себя, хорошо ли вы усвоили изученную тему. Решите небольшой проверочный тест по теме из 5 заданий с выбором ответа. Затем обмениваетесь тестами с соседом по парте, проверяете и ставите оценку: 5 правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – оценка «4», 3 правильных ответа – оценка «3», ну, а если правильных ответов всего 2…, но таких, я думаю, не будет.

Сверим ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В.

Проверяя тест, учащиеся отмечают ошибки, выставляют друг другу оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.


Слайд 14

9. Подведение итогов. Рефлексия

Цель этапа: оценка собственной деятельности на уроке и деятельности одноклассников

Организация учебного процесса на этапе 9


Какие оценки вы получили за тест? А как вы оцениваете свою работу в течение урока? Кто, по-вашему, был самым активным на уроке?

Смогли вы преодолеть затруднения или они еще остались? Можете выбрать ответ и сформулировать свои затруднения:

  1. Урок полезен, все понятно.

  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно…

  3. Еще придется потрудиться…

  4. Как трудно все-таки учиться.

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности

Слайд 15

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную готовность к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 10

Параграфы 24, 25, 26 (Теория) повторить, упражнение на выбор №333 или №338, начертить схему любого сложного предложения.


Записывают задание, при необходимости задают вопросы.

Слайд 16



Приложение к уроку «Повторение по теме «Сложное предложение»

Задание 1. В предложении подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения, определить вид сложного предложения:

В тот год осенняя погода стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

Задание 2. По группам. Найти и выписать сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения, указать вид сложного предложения.

Последовательность выполнения задания:

Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.

Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.

И лишь потом записываете ответ в тетрадь.

Один ученик из группы чертит схему предложения на доске.

1 группа

1) Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает.

2) Люблю деревню, вечер ранний и грусть серебряной зимы.

3) Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.

4) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2 группа

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

2) И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.

3) Серебряным прозрачным блеском сияют воздух и земля.

4) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

3 группа

1) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

2) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

3) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

4) Зимний вечер длится, длится без конца.

4 группа

1) И сегодня над широкой белой скатертью полей мы простились с запоздалой вереницею гусей.

2) А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней.

3) Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

4) Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

5 группа

1) За зимою две метели снег тот веяли, мели.

2) Зимним холодом пахнуло на поля и на леса, ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.

3) На стеклах, сплошь заиндевелых, февральский выписал мороз сплетенье трав молочно-белых и серебристо-сонных роз.

4) Шла зима к себе домой, снег стелила розовый.

Задание 3. Подобрать из домашних упражнений (№329, №331, №337) примеры сложных предложений, соответствующие схемам:

Задание 4. Творческая работа. Напишите мини-сочинение о зимней природе, зимнем лесе. Постарайтесь употребить сложные предложения разных видов.

Задание 5. Выполните тест. Взаимопроверка.



Тест по теме «Сложное предложение» (5 класс)

Выполните тест. Рядом с номером задания поставьте номер правильного ответа (только одного).

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

А. Ночью ветер злится и стучит в окно.

Б. Присяду на камень и слушаю иволги плач.

В. Наступила зима но снег еще не выпал.

Г. Пришел мороз и сковал речку льдом.

2. Укажите сложносочиненное предложение .

А. Я чувствовал, что зима наступит нескоро.

Б. Когда мы вошли в лес, нас поразила удивительная тишина.

В. Солнце уже спряталось, и мороз усилился.

Г. Поездку пришлось отложить, потому что держалась плохая погода.

3. Укажите сложноподчиненное предложение.

А. Всю ночь шел снег, и белая пелена к утру покрыла всю землю.

Б. Промелькнула короткая осень, и пришла седая зима.

В. Зиму я всегда жду с нетерпением, потому что она обновляет все вокруг.

Г. Закружила она в воздухе белыми хлопьями, и зашумели метели.

4. Укажите бессоюзное сложное предложение.

А. Только слышится завывание ветра и тихий гул моря.

Б. Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья.

В. Снег закрывал все предметы, белая пелена окутала землю.

Г. Крыши строений, сам двор, забор покрылись пушистым слоем снега, и все вокруг изменилось до неузнаваемости.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Иней лежал даже на палубе и хрустел под ногами.

Б. После снега все вокруг как-то преобразилось, и просторы гладко улеглись вдали.

В. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

Г. С угрюмой досадой смотрит старый лес, как на его опушке раскидываются незваные гости.



ФИ



Обведите кружком букву, обозначающую правильный ответ.

Баллы Оценка

1. А Б В Г


2. А Б В Г


3. А Б В Г


4. А Б В Г


5. А Б В Г




Ответы: 1 – В; 2 – В; 3 – В; 4 – В; 5 - В




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!