Технологическая карта урока по теме «Арифметическая прогрессия» ( на основе системно-деятельностного подхода)
. Предмет, класс | алгебра, 9 класс, 21.01.2019 |
Учитель | Першина Марина Владимировна |
Тема урока, | «Арифметическая прогрессия» |
Место и роль урока в изучаемой теме | первый урок по теме «Арифметическая прогрессия». |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Цель урока | сформировать понятие арифметической прогрессии и ее компонентов; научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию. |
Задачи урока | создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности. |
организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения; развитию умений анализировать. |
. способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; профессиональном самоопределении, умению объективно оценивать себя и других. |
Оборудование урока | Компьютер Мультимедиапроектор Раздаточный материал |
Этап урока | Цель: | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Активизация познавательной деятельности учащихся через необычное начало урока мобилизует внимание учащихся. | Вступительное слово учителя | Организация внимания всех учащихся Девиз: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий» | Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала, интерес к новому материалу и активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. |
Этап актуализации | Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Числовые последовательности». | 1.Теоретически-практический тест «Знаю /не знаю» с последующей проверкой. | Организует воспроизведение знаний и умений, необходимых для решения проблемных ситуаций | Поиск и выделение необходимой информации о последовательностях, структурирование знания по теме «Последовательности» Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. |
Этап проблематизации | Включение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний. Осознание проблемной ситуации, формулирование темы урока «Арифметическая прогрессия» | Работа с числовыми последовательностями (разделить последовательности две группы и обосновать свой выбор). Историческая справка о происхождении понятия «прогрессия» | Создаёт условия для осознания обучающимися существа проблемы и формулирования темы урока. Осуществляет обратную связь. | Анализ числовых последовательностей с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации последовательностей, подведение под понятие. Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, построение речевых высказываний. . |
Этап целеполага-ния | Постановка учебной задачи и цели предстоящей деятельности. | Формулировка цели и задач урока для обучающихся и учителя. | Организует принятие цели и постановку задач урока обучающимися. | Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели. Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли Целеполагание, построение речевых высказываний |
Этап изучения нового материала | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии | Формулировка определения арифметической прогрессии обозначение арифметической прогрессии , решение задач. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | Организует работу по формулированию определения арифметической прогрессии, выводу формулы n-го члена, вводит необходимую информацию, обеспечивает фиксацию необходимого материала в знаково-символическоцй форме: аn=а1+(n-1)d. Осуществляет обратную связь. | Выдвижение гипотез, подведение под понятия, выведение следствий, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества. Контроль, коррекция, волевая саморегуляция. |
Этап Закрепления нового материала | Закрепить в памяти обучающихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработать соответствующие навыки и умения. | 1. Первичное закрепление знаний: совместное выполнение упражнений. 2. Закрепление знаний путем самостоятельной работы в группах. | Организует работу по закреплению знаний обучающихся. Предотвращает ошибки обучающихся. Оказывает индивидуальную помощь в решении отдельным ученикам. | Учащиеся работают в группах. Перенос знаний и умений, их использование при решении задач и в нестандартных ситуациях. Контроль, коррекция, волевая саморегуляция. |
Этап рефлексии | Осознание обучающимися результата своей деятельности на уроке, уровня личностного продвижения в данной области знаний. Получение информации о результатах учения | | Организует процесс контроля и оценки, создаёт атмосферу взаимного доверия. Осуществляет обратную связь. | Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли. Оценка . |
УРОК АЛГЕБРЫ В 9 КЛАССЕ
По теме «Арифметическая прогрессия»
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия арифметической прогрессии и ее компонентов; научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию.
Задачи урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.
организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;
развитию умений анализировать.
способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; профессиональном самоопределении, умению объективно оценивать себя и других.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Слайд 1
Наш урок я хочу начать со строчек, которые вам знакомы с маленького возраста: «У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?». Сейчас вам 15-16 лет- это время когда уже пора задуматься над этими вопросами. Поэт был прав, когда говорил: «все работы хороши, выбирай на вкус!». А каков ваш вкус? Что вас более всего привлекает? История? Химия? Литература? Математика? Может быть что-то еще? Не торопитесь принимать окончательное решение, но думать о нем уже пора. Скажу прямо – как бы хороши ни были советы ваших родителей, учителей, друзей, а решать-то придется самим. Но хорошее решение может быть принято только на основе знаний – нельзя говорить «буду летчиком, инженером, врачом, агрономом…» не зная какие требования предъявляются к этой профессии, есть ли к ней способности. Математика же используется в разнообразных профессиях – она нужна инженеру, военному, биологу, конструктору, программисту, можно сказать, что она нужна всем. Но все-таки для одной специальности больше, для другой - меньше. Не секрет, что математика – предмет непростой. Я желаю вам справиться с нею. Успехов вам в нелегком труде по овладению этой замечательной наукой. Успехов вам в сдаче ОГЭ по математике.
Слайд 2
Девизом нашего урока я взяла удивительное высказывание ученого Алексея Ивановича Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
И первые открытия мы сделаем с вами на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
1. «Знаю/не знаю» (индивидуально) слайд 3
| знаю | не знаю |
числовая последовательность | | |
словесный способ | | |
рекуррентный способ | | |
аналитический способ | | |
возрастающая последовательность | | |
убывающая последовательность | | |
монотонная последовательность | | |
стационарная последовательность | | |
«Проверим?» слайд 4
В столбик выпишите ответы на поставленные вопросы
Вопросы:
Номер члена последовательности, стоящего в самом начале. (Первый)
Член последовательности, стоящий перед любым ее членом, начиная со второго. (Предыдущий)
Последовательность, в которой конечное число членов. (Конечная)
Способ задания функции с помощью графика (графический)
Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращаться» . (Рекуррентный)
Числа, образующие последовательность. (Члены)
Последовательность, в которой каждый следующий член больше предыдущего. (Возрастающая)
Способ при котором правило составления последовательности описано словами. (Словесный)
Число, указывающего порядковый номер любого члена последовательности. (Индекс)
Последовательность, в которой каждый последующий член меньше предыдущего. (Убывающая)
Подчеркните букву: слайд 5
Первый ( первую)
Предыдущий (вторую)
Конечная (вторую)
Графический (первую)
Рекуррентный ( четвертую)
Члены (третью)
Возрастающая (пятую)
Словесный (шестую)
Индекс (первую)
Убыващая (восьмую)
Запишите получившееся слово
-Это … (прогрессия). Верно.
Слайд 6
III. Изучение новой темы. Проведем такое исследование
Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.
(an): 1; 3; 5; 7; 9; 11…
(кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …
(хn): 1, 2, 4, 8, 16; …
(cn): 2; 6; 18; 54…
(dn): 16; 13; 10; 7…
(en): 32; 16; 8; 4…
(an): 1; 3; 5; 7; 9; 11… (кn): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; … (dn): 16; 13; 10; 7… | (хn): 1, 2, 4, 8, 16; … (cn): 2; 6; 18; 54… (en): 32; 16; 8; 4… |
- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и то же число.
- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число.
Тема: Прогрессия
(Краткая историческая справка. Сообщение. Слайд 7
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.), и понимался
как бесконечная числовая последовательность.
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
У нас в России задачи на прогрессии впервые встречаются в одном из древнейших памятников русского права – в «Русской правде», составленном при Ярославе Мудром в XI веке.
Значительное количество задач на прогрессии имеется в замечательном памятнике начала XVIII века – «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. В течение полувека эта книга была основным учебником в России.
О каких видах прогрессий шла речь в сообщении? (Арифметической и геометрической)
Сегодня мы изучим одну из них. Предлагаю начать с арифметической прогрессии.
- Тема урока: «Арифметическая прогрессия» Запишите в тетради.
Слайд 8
Итак, давайте сформулируем цели урока, для этого я вам дам подсказки:
? определение арифметической прогрессии.
? разность арифметической прогрессии
?возрастающая арифметическая последовательность
?убывающая арифметическая последовательность
?формула n-го члена арифметической прогрессии
Как вы считаете, какая у меня цель?
(Организовать работу так, чтобы мы смогли справиться со всеми поставленными задачами)
Ответить на эти вопросы мы должны в процессе самостоятельной работы с учебником. Результаты работы вы должны занести в технологическую карту урока.
? определение арифметической прогрессии | числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией. |
? разность арифметической прогрессии | d – разность прогрессии. d=а₂-а₁=а₃-а₂=а₄-а₃=… |
?возрастающая арифметическая последовательность | если d0 |
?убывающая арифметическая последовательность | если d0 |
?формула n-го члена арифметической прогрессии | аη=а₁+(n-1)d |
? а₁ | |
?d | |
?n | |
Выводы: Вопросы: 1. Каким способом была задана последовательность по условию? (рекуррентный)
2.Каким способом вы задали арифметическую прогрессию? (аналитическим)
3. Какой способ «лучше» пользуется привилегией перед другим? (зависит от поставленной задачи. Например, найти а₁ₒₒ надо предварительно найти предшествующие 99 членов последовательности. Эту вычислительную работу можно существенно упростить, если воспользоваться формулой n-го члена, т.е перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.
Давайте вместе посмотрим, как выводится формула n- го члена АП.
а₁=а₁
а₂= а₁+d
a₃=a₂+d=(a₁+d)+d=a₁+2d
a₄=a₃+d= (a₁+2d)+d=a₁+3d
а₅= a₄+d= (a₁+3d)+d=a₁+4d
Нетрудно догадаться, что для любого номера n справедливо равенство: аη=а₁+(n-1)d. Важное замечание! «Догадками » математики пользуются, но в основном для открытия каких-то новых фактов, а не для их обоснования. Доказательство этого факта можно посмотреть дома в учебнике.
Для обозначения арифметической прогрессии словосочетание «арифметическая прогрессия» заменяют значком и пишут:
. (Записать на доске)
IV. Первичное закрепление знаний
Посмотрите внимательно на эти последовательности и ответьте на вопросы
Какие из этих последовательностей являются арифметическими прогрессиями и почему?
Назовите первый член и разность арифметической прогрессии.
Назовите возрастающие и убывающие прогрессии.
Выясните, при каком условии прогрессия возрастает или убывает? Сделайте вывод.
(an): 0, 2, 4, 6, 8, …
(bn): 1, 2, 3, 5, 8, …
(cn): -7, -10, -13, -16…
(dn): 5, 5, 5, 5, 5, …
(хn): 3, 5, 7, 9, 6, …
(кn): - 8; -4; 0; 4; 8, …
Проверка по образцу. Слайд 9
Ответ:
(an), (cn), (кn), (dn) - арифметические прогрессии
2) (an) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = 0, d =2;
(cn) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = -7, d =-3;
(кn) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = -8, d =4;
(dn) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = 5, d =0.
(an). (кn) – возрастающие прогрессии
(cn) – убывающая прогрессия
Работа по учебнику: №16.4.
а₁=3, d=7 3,10,17,24,31,38 да
а₁=10, d=-2,5 10, 7,5, 5, 2,5,0, -2,5 нет
а₁=-21 d=3 -21, -18, -15, -12, -9, -6 нет
а₁=-17,5 d=-0,5 -17,5, -18, -18,5, -19, -19,5, -20 да
№16.11
Выясните, является ли АП последовательность, заданная формулой n-го члена. Если. Да, то укажите первый член и разность прогрессии.
А) 4и 3 Б) нет В) нет Г) 1и 4
№16.16
А) 4 +5*3=19
Б)-15 +14*(-5)=-85
В)-12 +16*2=20
Г) 101+8*0,5=10
Работа по учебнику:
Из № 16.17 а) d=( 40-12)/4 = 7
Из №16.18 а) a₁=9-6*2=-3
Из №16.19 а) n=(29-9)/2 +1=11
Как найти из формулы n-го члена , d , n? (если останется время)
,
,
, .
Слайд 10
Ребята, скоро предстоит нам сдача ОГЭ. Скажите, тема арифметическая прогрессия нашла свое отражение в тестах? Да, в демоверсии это задание №6.
Давайте посмотрим на эти задания:
Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии
1.…; 17; х ; 13; 11; …. Найдите х (ответ 15).
2. Дана арифметическая прогрессия (an) : -6; -2; 2; … Найти a16. ( ответ 54)
3. В первом ряду кинозала 24 места, а в каждом следующем на 2 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом в восьмом ряду? (ответ 38)
V. Закрепление Давайте разделимся на 3 группы:
1 группа работает самостоятельно (сайт Д. Гущина) Банк заданий по теме «Арифметическая прогрессия»
2 группа работает тоже самостоятельно с заданиями, которые подобрала для них я. Могут задать один вопрос учителю.
3 группа работает с учителем.
VI. Итог урока. Ребята, у вас на столах открытки с пейзажами. Какое настроение вызывают они у вас? (грустное, веселое). Выберите одну из них, которая соответствует вашему настроению. Переверните ее:
И снова поставим плюсы и минусы за свою работу на уроке. Слайд 11
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Оцените, пожалуйста, мою деятельность на уроке по 10 бальной шкале. Поставьте точку.
0______________________________10
А я оценю Вашу работу на уроке.
Слайд 12
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1 уровень: №16.3, 16.5
2 уровень: 16.7, 16.9
3 уровень: 16.12, 16.20
Тестовые задания
Заглянем в будущее:
Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?
Слайд 13
И закончить свой урок я хочу словами Евгения Доманского (научный сотрудник лаборатории методологии общего среднего образования, автор Научных статей в журналах «Педагогика», «Народное образование»)
Тот, кто смог оценить действительность, тот и получает преимущества в движении вперед. А движение вперед - это есть прогрессия.
Спасибо за урок!