СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту и конспект урока  по теме "Арифметическая прогрессия" - 9 класс. Урок  изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"»


Технологическая карта урока по теме «Арифметическая прогрессия» ( на основе системно-деятельностного подхода).

Предмет, класс

алгебра, 9 класс, 21.01.2019

Учитель

Першина Марина Владимировна

Тема урока,

«Арифметическая прогрессия»

Место и роль урока в изучаемой теме

первый урок по теме «Арифметическая прогрессия».

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Цель урока

сформировать понятие арифметической прогрессии и ее компонентов; научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию.

Задачи урока

создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.

организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;

развитию умений анализировать.

. способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; профессиональном самоопределении, умению объективно оценивать себя и других.


 

Оборудование урока

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Раздаточный материал








Этап урока

Цель:

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организационный момент

Активизация познавательной деятельности учащихся через необычное начало урока мобилизует внимание учащихся.

Вступительное слово учителя

Организация внимания всех учащихся

Девиз: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала, интерес к новому материалу и активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах.

Этап актуализации

Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Числовые последовательности».

1.Теоретически-практический тест

«Знаю /не знаю» с последующей проверкой.

Организует воспроизведение знаний и умений, необходимых для решения проблемных ситуаций

Поиск и выделение необходимой


информации о последовательностях, структурирование знания по теме «Последовательности»

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.

Этап проблематизации

Включение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний. Осознание проблемной ситуации, формулирование темы урока «Арифметическая прогрессия»

Работа с числовыми последовательностями (разделить последовательности две группы и обосновать свой выбор).

Историческая справка о происхождении понятия «прогрессия»

Создаёт условия для осознания обучающимися существа проблемы и формулирования темы урока.

Осуществляет обратную связь.

Анализ числовых последовательностей с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации последовательностей, подведение под понятие.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, построение речевых высказываний.

.

Этап целеполага-ния

Постановка учебной задачи и цели предстоящей деятельности.

Формулировка цели и задач урока для обучающихся и учителя.


Организует принятие цели и постановку задач урока обучающимися.

Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли

Целеполагание, построение речевых высказываний

Этап изучения нового материала

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии

Формулировка определения арифметической прогрессии обозначение арифметической прогрессии , решение задач.

Формула n-го члена арифметической прогрессии.

Организует работу по формулированию определения арифметической прогрессии, выводу формулы n-го члена, вводит необходимую информацию, обеспечивает фиксацию необходимого материала в знаково-символическоцй форме:

аn1+(n-1)d.

Осуществляет обратную связь.

Выдвижение гипотез, подведение под понятия, выведение следствий, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Этап Закрепления нового материала

Закрепить в памяти обучающихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработать соответствующие навыки и умения.

1. Первичное закрепление знаний: совместное выполнение упражнений.

2. Закрепление знаний путем самостоятельной работы в группах.

Организует работу по закреплению знаний обучающихся. Предотвращает ошибки обучающихся. Оказывает индивидуальную помощь в решении отдельным ученикам.

Учащиеся работают в группах. Перенос знаний и умений, их использование при решении задач и в нестандартных ситуациях.

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Этап рефлексии

Осознание обучающимися результата своей деятельности на уроке, уровня личностного продвижения в данной области знаний.

Получение

информации о результатах учения


Организует процесс контроля и оценки, создаёт атмосферу взаимного доверия. Осуществляет обратную связь.

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли.

Оценка .


УРОК АЛГЕБРЫ В 9 КЛАССЕ

По теме «Арифметическая прогрессия»


Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия арифметической прогрессии и ее компонентов; научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию.

Задачи урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.

организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;

развитию умений анализировать.

способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; профессиональном самоопределении, умению объективно оценивать себя и других.


ХОД УРОКА.


I. Организационный момент. Слайд 1

Наш урок я хочу начать со строчек, которые вам знакомы с маленького возраста: «У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?». Сейчас вам 15-16 лет- это время когда уже пора задуматься над этими вопросами. Поэт был прав, когда говорил: «все работы хороши, выбирай на вкус!». А каков ваш вкус? Что вас более всего привлекает? История? Химия? Литература? Математика? Может быть что-то еще? Не торопитесь принимать окончательное решение, но думать о нем уже пора. Скажу прямо – как бы хороши ни были советы ваших родителей, учителей, друзей, а решать-то придется самим. Но хорошее решение может быть принято только на основе знаний – нельзя говорить «буду летчиком, инженером, врачом, агрономом…» не зная какие требования предъявляются к этой профессии, есть ли к ней способности. Математика же используется в разнообразных профессиях – она нужна инженеру, военному, биологу, конструктору, программисту, можно сказать, что она нужна всем. Но все-таки для одной специальности больше, для другой - меньше. Не секрет, что математика – предмет непростой. Я желаю вам справиться с нею. Успехов вам в нелегком труде по овладению этой замечательной наукой. Успехов вам в сдаче ОГЭ по математике.

Слайд 2

Девизом нашего урока я взяла удивительное высказывание ученого Алексея Ивановича Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».

И первые открытия мы сделаем с вами на сегодняшнем уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

1. «Знаю/не знаю» (индивидуально) слайд 3


знаю

не знаю

числовая последовательность



словесный способ



рекуррентный способ



аналитический способ



возрастающая последовательность



убывающая последовательность



монотонная последовательность



стационарная последовательность




«Проверим?» слайд 4

В столбик выпишите ответы на поставленные вопросы

Вопросы:

  1. Номер члена последовательности, стоящего в самом начале. (Первый)

  2. Член последовательности, стоящий перед любым ее членом, начиная со второго. (Предыдущий)

  3. Последовательность, в которой конечное число членов. (Конечная)

  4. Способ задания функции с помощью графика (графический)

  5. Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращаться» . (Рекуррентный)

  6. Числа, образующие последовательность. (Члены)

  7. Последовательность, в которой каждый следующий член больше предыдущего. (Возрастающая)

  8. Способ при котором правило составления последовательности описано словами. (Словесный)

  9. Число, указывающего порядковый номер любого члена последовательности. (Индекс)

  10. Последовательность, в которой каждый последующий член меньше предыдущего. (Убывающая)

Подчеркните букву: слайд 5

Первый ( первую)

Предыдущий (вторую)

Конечная (вторую)

Графический (первую)

Рекуррентный ( четвертую)

Члены (третью)

Возрастающая (пятую)

Словесный (шестую)

Индекс (первую)

Убыващая (восьмую)


Запишите получившееся слово


-Это … (прогрессия). Верно.

Слайд 6

III. Изучение новой темы. Проведем такое исследование

Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.

(an): 1; 3; 5; 7; 9; 11…

n): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …

n): 1, 2, 4, 8, 16; …

(cn): 2; 6; 18; 54…

(dn): 16; 13; 10; 7…

(en): 32; 16; 8; 4…

(an): 1; 3; 5; 7; 9; 11…

n): 14; 11; 8; 5; 2; - 1; -4; …

(dn): 16; 13; 10; 7…

n): 1, 2, 4, 8, 16; …

(cn): 2; 6; 18; 54…

(en): 32; 16; 8; 4…

- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и то же число.

- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число.


Тема: Прогрессия

(Краткая историческая справка. Сообщение. Слайд 7

Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд») и был введён римским автором Боэцием (VI в.), и понимался

как бесконечная числовая последовательность.

Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.

У нас в России задачи на прогрессии впервые встречаются в одном из древнейших памятников русского права – в «Русской правде», составленном при Ярославе Мудром в XI веке.

Значительное количество задач на прогрессии имеется в замечательном памятнике начала XVIII века – «Арифметике» Л.Ф.Магницкого. В течение полувека эта книга была основным учебником в России.

О каких видах прогрессий шла речь в сообщении? (Арифметической и геометрической)

Сегодня мы изучим одну из них. Предлагаю начать с арифметической прогрессии.

- Тема урока: «Арифметическая прогрессия» Запишите в тетради.

Слайд 8

Итак, давайте сформулируем цели урока, для этого я вам дам подсказки:

? определение арифметической прогрессии.

? разность арифметической прогрессии

?возрастающая арифметическая последовательность

?убывающая арифметическая последовательность

?формула n-го члена арифметической прогрессии

Как вы считаете, какая у меня цель?

(Организовать работу так, чтобы мы смогли справиться со всеми поставленными задачами)

Ответить на эти вопросы мы должны в процессе самостоятельной работы с учебником. Результаты работы вы должны занести в технологическую карту урока.

? определение арифметической прогрессии

числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией.

? разность арифметической прогрессии

d – разность прогрессии. d=а₂-а₁=а₃-а₂=а₄-а₃=…

?возрастающая арифметическая последовательность

если d0

?убывающая арифметическая последовательность

если d0

?формула n-го члена арифметической прогрессии


аη=а₁+(n-1)d


? а



?d



?n



Выводы: Вопросы: 1. Каким способом была задана последовательность по условию? (рекуррентный)

2.Каким способом вы задали арифметическую прогрессию? (аналитическим)

3. Какой способ «лучше» пользуется привилегией перед другим? (зависит от поставленной задачи. Например, найти а₁ₒₒ надо предварительно найти предшествующие 99 членов последовательности. Эту вычислительную работу можно существенно упростить, если воспользоваться формулой n-го члена, т.е перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.

Давайте вместе посмотрим, как выводится формула n- го члена АП.

а₁=а₁

а₂= а₁+d

a₃=a₂+d=(a₁+d)+d=a₁+2d

a₄=a₃+d= (a₁+2d)+d=a₁+3d

а₅= a₄+d= (a₁+3d)+d=a₁+4d

Нетрудно догадаться, что для любого номера n справедливо равенство: аη=а₁+(n-1)d. Важное замечание! «Догадками » математики пользуются, но в основном для открытия каких-то новых фактов, а не для их обоснования. Доказательство этого факта можно посмотреть дома в учебнике.

Для обозначения арифметической прогрессии словосочетание «арифметическая прогрессия» заменяют значком и пишут:

. (Записать на доске)

IV. Первичное закрепление знаний

Посмотрите внимательно на эти последовательности и ответьте на вопросы

  1. Какие из этих последовательностей являются арифметическими прогрессиями и почему?

  2. Назовите первый член и разность арифметической прогрессии.

  3. Назовите возрастающие и убывающие прогрессии.

  4. Выясните, при каком условии прогрессия возрастает или убывает? Сделайте вывод.

(an): 0, 2, 4, 6, 8, …

(bn): 1, 2, 3, 5, 8, …

(cn): -7, -10, -13, -16…

(dn): 5, 5, 5, 5, 5, …

n): 3, 5, 7, 9, 6, …

n): - 8; -4; 0; 4; 8, …

Проверка по образцу. Слайд 9

Ответ:

  1. (an), (cn), (кn), (dn) - арифметические прогрессии

2) (an) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = 0, d =2;

(cn) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = -7, d =-3;

n) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = -8, d =4;

(dn) - арифметическая прогрессия, у которой а1 = 5, d =0.

  1. (an). (кn) – возрастающие прогрессии

(cn) – убывающая прогрессия


Работа по учебнику: №16.4.

а₁=3, d=7 3,10,17,24,31,38 да

а₁=10, d=-2,5 10, 7,5, 5, 2,5,0, -2,5 нет

а₁=-21 d=3 -21, -18, -15, -12, -9, -6 нет

а₁=-17,5 d=-0,5 -17,5, -18, -18,5, -19, -19,5, -20 да


№16.11

Выясните, является ли АП последовательность, заданная формулой n-го члена. Если. Да, то укажите первый член и разность прогрессии.

А) 4и 3 Б) нет В) нет Г) 1и 4

№16.16

А) 4 +5*3=19

Б)-15 +14*(-5)=-85

В)-12 +16*2=20

Г) 101+8*0,5=10


Работа по учебнику:


Из № 16.17 а) d=( 40-12)/4 = 7

Из №16.18 а) a₁=9-6*2=-3

Из №16.19 а) n=(29-9)/2 +1=11


Как найти из формулы n-го члена , d , n? (если останется время)

,

,

, .


Слайд 10

Ребята, скоро предстоит нам сдача ОГЭ. Скажите, тема арифметическая прогрессия нашла свое отражение в тестах? Да, в демоверсии это задание №6.

Давайте посмотрим на эти задания:

Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии

1.…; 17; х ; 13; 11; …. Найдите х (ответ 15).

2. Дана арифметическая прогрессия (an) : -6; -2; 2; … Найти a16. ( ответ 54)

3. В первом ряду кинозала 24 места, а в каждом следующем на 2 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в восьмом в восьмом ряду? (ответ 38)



V. Закрепление Давайте разделимся на 3 группы:

1 группа работает самостоятельно (сайт Д. Гущина) Банк заданий по теме «Арифметическая прогрессия»

2 группа работает тоже самостоятельно с заданиями, которые подобрала для них я. Могут задать один вопрос учителю.

3 группа работает с учителем.

VI. Итог урока. Ребята, у вас на столах открытки с пейзажами. Какое настроение вызывают они у вас? (грустное, веселое). Выберите одну из них, которая соответствует вашему настроению. Переверните ее:

И снова поставим плюсы и минусы за свою работу на уроке. Слайд 11

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Оцените, пожалуйста, мою деятельность на уроке по 10 бальной шкале. Поставьте точку.

0______________________________10

А я оценю Вашу работу на уроке.


Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1 уровень: №16.3, 16.5

2 уровень: 16.7, 16.9

3 уровень: 16.12, 16.20

Тестовые задания


Заглянем в будущее:

Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?


Слайд 13

И закончить свой урок я хочу словами Евгения Доманского (научный сотрудник лаборатории методологии общего среднего образования, автор Научных статей в журналах «Педагогика», «Народное образование»)

Тот, кто смог оценить действительность, тот и получает преимущества в движении вперед. А движение вперед - это есть прогрессия.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!