СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайный мир текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецкурс по литературе «Тайный мир текста» . 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Тайный мир текста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балахоновская основная школа»


РАССМОТРЕНО

на заседании Школьного методического объединения учителей - предметников МБОУ «Балахоновская ОШ»»; протокол от 29.08.2019. года

№ 1

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МБОУ «Балахоновская ОШ»;

протокол от 31.08.2019 года №01


ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

Приказ №23-01/1 от 01.09.2019

Директор МБОУ «Балахоновская ОШ»

_____________________ Л.В.Стефаненко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Спецкурс по литературе «Тайный мир текста»

в 8 классе МБОУ «Балахоновская ОШ»

учитель Винидиктова Татьяна Васильевна















Смоленская область

Шумячский район

Д. Балахоновка

2019 год


1. Пояснительная записка.

Цель спецкурса:

воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру


2. Планируемые результаты


Личностными результатами являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитании чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материалы, подбирать аргументы для подтверждения собственных позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • Умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные результаты состоят в следующем:

  1. В познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVII в., русских писателей XIX-XXвв., литературных народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. В коммуникативной сфере:

  • Восприятие на слух литературных произведений различных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой, изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

Ученик научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• использовать приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученик получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом (в том числе цифровым);





3.Содержание учебного предмета

Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».

Персонаж в литературном произведении (5 ч.)

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

Функция детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».


Обобщение изученного (1ч.)


4. Тематическое планирование.


№п/п

Раздел

контр/раб.

часы

прак/раб.

(р/р),часы

Всего

часов

1.

Введение в курс



2ч.

2.

Теория литературного анализа



3ч.

3.

Язык художественного произведения



14ч.

4.

Персонаж в литературном произведении



4ч.

5.

Функция детали в художественном произведении



3ч.

6.

Символика в художественном произведении



3ч.

7.

Роль эпизода в художественном произведении



3ч.

8

Обобщение изученного




1ч.


Итого



34ч.


5. Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во ч.

Дата

план

факт


Тема № 1.Введение в курс -2 ч.




1

Текст как знаковая система.





2

Понятие контекста: авторский и читательский.





Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч.




3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.





4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.




5

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.





Тема № 3 . Язык художественного произведения- 14 ч





6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.




7

«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.




8

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.





9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».




10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.




11

Эпитет как средство живой выразительной речи.




12

Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».




13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.




14

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».




15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.




16

Фигуры речи как стилистический приём.




17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.




18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».




19


Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».





Тема № 4. Персонаж в литературном произведении- 4 ч.




20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.




21

Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».




22

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.





23

Герой сказки А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц».





Тема № 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч.




24

Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения.




25

Роль детали в художественном произведении.




26

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».





Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.




27

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.




28

Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед».




29

М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…».





Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч




30

Эпизод - основной структурный элемент произведения.




31

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»




32

М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.





Тема № 8 .Обобщение знаний -1 ч.




33

Зачетная работа.





34

Итоговая читательская конференция.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!