СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический анализ текста. Рассказ Леонида Андреева "Стена"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ художественного текста «Стена» Леонида Андреева.

 

1. Определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности художественного текста.

Данный текст принадлежит к художественному стилю. «Стена» Леонида Андреева представляет собой произведение психологической прозы, которое стремится к глубокому исследованию внутреннего мира персонажей и вызывает эмоциональное и психологическое вовлечение читателя.

 

2. Анализ семантического пространства текста.

Семантическое пространство рассказа "Стена" Леонида Андреева охватывает широкий спектр значений, относящихся к образу стены, который символически отражает различные темы и идеи.

Одним из главных символических значений стены в рассказе является изоляция и одиночество. Главный герой оказывается за стеной, отрезанный от внешнего мира, что отображает его эмоциональную изоляцию и отчуждение от окружающего общества.

Также, стена может представлять собой символ преграды и невозможности преодоления препятствий, что отражает тему беспомощности и отчаяния.

Стена также служит символом безысходности и психологической тесноты. Она укрепляет образ психологического заключения и беспомощности главного героя перед непреодолимыми трудностями в его жизни.

В то же время, стена может символизировать безопасность и защиту от внешних угроз, а также сохранение приватности и интимности. Это отражает чувство уединения, возможно, даже комфорта или убежища от внешних воздействий для героя.

Семантическое пространство рассказа "Стена" Леонида Андреева обогащается различными смыслами образа стены, которые окружают главного героя и оказывают влияние на его эмоциональное и психологическое состояние, создавая сложный и многогранный образ.

 

2. 1. Анализ концептуального пространства текста.

 

2.1.1. Выявление набора ключевых слов текста.

1) Стена (37) «Стена» — это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это — несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это — вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти — «проклятые вопросы».

Люди перед стеной — это человечество — в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие.

2) Прокаженные (18) - это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного.

3) Страх, страшный (7).

4) Убейте (8).

5) Ночь (8).

6) Горы (8).

7) Земля (8).

8) Лица (8).

9) Черная (8).

Повторение данных слов в тексте "Стена" Леонида Андреева обусловлено несколькими аспектами:

  1. Эмоциональная и символическая нагрузка: Повторение слов, таких как "Стена", "Прокаженные", "Страх", "Убейте", "Ночь", "Горы", "Земля", "Лица", усиливает эмоциональную окраску и символическую значимость этих концептов в тексте. Это темы, символизирующие отчуждение, страх, изоляцию, или же отражающие важные моменты и эмоциональные состояния главного героя.
  2. Формирование образов: Повторение слов способствует формированию и укреплению образов в тексте. Например, слово "Стена" может иметь как прямое значение (физическая стена), так и метафорическое значение (психологическое барьер), что помогает читателю визуализировать сцены и переживания героев.
  3. Ритм и структура текста: Повторение ключевых слов создает определенный ритм и структуру в повествовании, усиливая эмоциональную напряженность и помогает сделать акцент на определенных моментах в тексте, что придает им особую значимость для понимания сюжета и эмоциональной глубины произведения.

В целом, повторение этих слов создает эмоциональную насыщенность, символическую значимость и усиливает визуальное воздействие текста, помогая читателю погрузиться в мир произведения и глубже понять эмоциональное состояние и внутренние конфликты персонажей.

 

2.1.2. Определение базового концепта.

В центре "Стены" стоит концепция абсолютного одиночества человека во враждебном ему мире, из которого он пытается сбежать любым путём, чтобы прекратить страдания. Это выражается в произведении характерным для экспрессионизма образом: главным для автора является воплощение идеи, при этом повествование приобретает крайнюю степень условности. Здесь нет характеров, нет сюжета – есть только стихийный бунт человечества против существующего положения вещей. Каждый персонаж – Прокажённые, Голодный, Четверо Танцующих – несут в себе трагедию Человека, которого мир лишил всего, в котором осталась только одна черта – его страдание. 

Главный герой рассказа переживает это состояние отчуждения на уровне, как внешнего мира, так и внутреннего самопонимания. Он чувствует себя оторванным от общества, изолированным от других и даже от своих собственных чувств и мыслей. Это отчуждение от себя же становится основой для его внутренних конфликтов и эмоциональных страданий.

Этот базовый концепт отражает не только внутренний мир главного героя, но и раскрывает некоторые универсальные аспекты человеческого существования, связанные с чувством отчуждения, изоляции и поисках смысла.

 

2.1.3. Описание концептосферы базового концепта.

Концептосфера рассказа "Стена" Леонида Андреева охватывает ряд ключевых концепций и тем, которые углубляют понимание внутреннего мира главного героя и обогащают текст дополнительными слоями смысла:

  1. Отчуждение и одиночество: Центральные концепты, описывающие состояние героя, чувство изоляции, чуждости и отчуждения как от окружающего мира, так и от самого себя.
  2. Страх и тревога: Герой переживает страх перед внешним миром, перед другими людьми, перед самим собой. Эти эмоции глубоко пронизывают его внутренний мир.
  3. Страдание и борьба: Герой переживает эмоциональное страдание и психологические борьбы, пытаясь понять свои чувства, мысли и отношения к окружающему миру.
  4. Символизм стены: Физическая стена служит метафорой для внутренней психологической барьерности героя, его изоляции и непреодолимости проблем.
  5. Смерть и утрата: Эмоциональный фон текста также насыщен темами утраты, смерти, боли и страдания, отражающими психологическое состояние героя.
  6. Неизбежность рока судьбы.

Эти концепты формируют общий смысловой фон рассказа, раскрывая внутренние драмы и психологические конфликты главного героя, создавая глубокое эмоциональное воздействие на читателя и помогая увидеть сложность внутреннего мира человека в условиях отчуждения и одиночества.

 

 

Начало формы

 

2.2. Анализ денотативного пространства текста.

2.2.1. Выявление макроструктуры текста – набора макропропозиций и связывающих их отношений.

Макроструктура текста рассказа "Стена" Леонида Андреева включает в себя следующие ключевые элементы:

  1. Введение и описание обстановки: В начале рассказа устанавливается обстановка и описывается окружающая среда, в которой находится главный герой.

«Я и другой прокаженный, мы осторожно подползли к самой стене и посмотрели вверх. Отсюда гребня стены не было видно; она поднималась, прямая и гладкая, и точно разрезала небо на две половины.»

  1. Постепенное введение проблемы: Затем постепенно вводится проблема: главный герой обнаруживает себя внутри стены без явной причины или объяснения.

Описывает страшный мир, который полон болезнями, голодом, борьбой и смертью. Герои этого рассказа, прокаженные люди, хотят перелезть из этого мира в другой новый мир, но не смогут сломать стену перед собственной судьбой. «— Попробуем перелезть,- сказал мне прокаженный, и голос его был гнусавый и зловонный, такой же, как у меня

  1. Описание внутреннего мира героя: Рассказ раскрывает внутренний мир главного героя, его эмоциональное состояние, страхи и попытки понять свое положение.
  2. Развитие сюжета: Сюжет развивается вокруг поисков пути разрушить стену и уйти «новый мир».  «Мы ударились грудями о стену, и она окрасилась кровью наших ран, но осталась глухой и неподвижной. И мы впали в отчаяние. — Убейте нас! Убейте нас!- стонали мы и ползли, но все лица с гадливостью отворачивались от нас, и мы видели одни спины, содрогавшиеся от глубокого отвращения. Так мы доползли до голодного.»
  3. Кульминация и разрешение: Кульминация в данном отрывке "Стены" Леонида Андреева представляет собой момент, когда множество персонажей обращаются к стене, требуя вернуть им их близких. Этот эпизод выражает трагизм и безысходность, с которыми сталкиваются люди в условиях социальной и экономической несправедливости.

Женщина с требованием вернуть ей ее дитя: Женщина, представленная как старая и изможденная, символизирует материнскую боль и утрату. Ее обличье передает страдание и отчаяние, а требование "Отдай мне мое дитя!" выражает ее беспомощность перед беспощадной реальностью.

Старик, требующий вернуть своего сына: Этот персонаж добавляет слой горечи и печали к кульминационному моменту. Он представляет собой отца, который также потерял своего родственника, и его требование придает общей сцене еще больше эмоциональной глубины.

Множество других персонажей, требующих своих родных: Постепенное появление других персонажей, каждый из которых хочет вернуть своего близкого, усиливает эффект безысходности и боли. Это создает образ массового страдания и обращения к стене как к символу разрушительной силы обстоятельств.

Ответ стены и ее молчание: Стена, хотя и олицетворяет систему, отвечает молчанием. Это символизирует безразличие и безчувственность социальной структуры к страданиям обычных людей. Стена не реагирует на крики, требования и мольбы, что усиливает ощущение безысходности.

Проклятия: Завершение отрывка выражает гнев и отчаяние персонажей, которые, не получив ответа от стены, обращаются к ней с проклятиями. Это заключительный аккорд, подчеркивающий бессилие людей перед системой, лишающей их близких.

Все эти элементы создают мрачную картину социального угнетения, безразличия и борьбы человека с тяжелыми условиями своей существования.

 

  1. Финал и заключение: Заключительная глава и фразы предлагают особый вывод или заключение, оставляя читателя с определенными мыслями или эмоциями. Один из героев, как ему кажется, находит выход. Он считает, что «каждый труп … есть ступень к вершине… Устелем трупами землю, на трупы набросим трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один, то он и увидит новый мир». Безнадежность этой идеи не вызывает сомнения: от нее веет смертью, не случайно ключевым в этом эпизоде является слово «труп». Может быть, поэтому никто не хочет слушать героя, и вместо лиц он видит одни спины, «усталые, равнодушные, жирные». А каменная царица в кровавой мантии несокрушимой громадой стоит незыблемо и твердо. «Горе! Горе! Горе!» – так завершается рассказ, и в этих словах крик недоумения – почему так жестока жизнь?!

Так автор подчеркивает, что персонажи бессильны перед роком судьбы.

Данные элементы соответствуют композиционному строению произведения и в целом соотносятся с порядком глав.

 

2.2.2. Описание особенностей лексико-семантических репрезентаций текстовых ситуаций.

 

2.2.3. Анализ художественного времени и способов его текстового воплощения.

Стена сосуществует в этом страшном параллельном мире вместе с  бесконечной ночью: «Ночь никогда не уходила от нас  и не отдыхала за  горами, чтобы прийти оттуда крепкой, ясно-чёрной и спокойной». Ночь для героев произведения предстаёт живой, и в этом, безусловно, помогают цветообозначения. Ночь как будто оживает: «…и сама чёрная  ночь замкнула стоны в своей груди…». Она клубится вокруг полулюдей, сжимая их, мешая им добраться до заветной цели. Она чувствует боль тех, кто находится в  её власти: «глубоко вздохнула чёрная ночь»

 

2.2.4. Анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения.

Сложный, наполненный глубоким драматизмом образ неблагополучного мира создается художественным пространством рассказа. Границы пространства расширены до бесконечности и по горизонтали («гигантская каменная стена словно разрезает землю и теряется далеко за горизонтом»), и по вертикали («нельзя понять, где кончается черная земля и начинается небо»). Оно объято тьмой, потому «У нас не было времени, и не было ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Ночь никогда не уходила и не отдыхала за горами». Художественное пространство рассказа динамично, что во многом обусловлено его «фантастичностью». Так, ночь изображается автором как чудовищное сказочное существо: она «задыхалась», «глухо и тяжко стонала», «рычала», «выплевывала из недр своих острый и жгучий песок». Эта страшная ночь живет, чувствует, слушает, меняется. На наших глазах из чего-то неопределенного, непостижимого, обретая конкретные очертания, она превращается в грозно хохочущего плененного зверя с «черной, глухо работающей грудью», «страшными огненными глазами», «серым пятнистым брюхом». На фоне тьмы и бесконечности окружающего пространства оживают старые лысые горы, которые под дикую мелодию ветра «подхватывают этот сатанинский хохот», а «в недрах земли ворочается что-то громадное, глухо ворчит, стуча и просясь на свободу».

Ночь как будто живая: «Ночь никогда не уходила от нас и не отдыхала за горами, чтобы прийти оттуда крепкой, ясно-черной и спокойной. Оттого она была всегда такая усталая, задыхающаяся и угрюмая. Злая она была. Случалось так, что невыносимо ей делалось слушать наши вопли и стоны, видеть наши язвы, горе и злобу, и тогда бурной яростью вскипала ее черная, глухо работающая грудь. Она рычала на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные, бездонные пропасти, мрачную, гордо-спокойную стену и жалкую кучку дрожащих людей.»

Рассказ «Стена» открывается безжизненным пейзажем, будто настраивающим читателя на нужное восприятие рассказа. Уже здесь, в самом начале произведения, мы видим, насколько важны цветообозначения: «И наша половина неба была буро-чёрная, а к горизонту тёмно-синяя, так что нельзя было понять, где кончается чёрная земля и начинается небо».

Бесконечная, до горизонта, равнина пересекается гигантской стеной – центральным образом произведения и главным препятствием для его действующих лиц. «Она…мигала огненными страшными глазами, озарившими чёрные бездонные пропасти, мрачную стену…». Образ ужасной стены дополняется описанием отвратительных человекообразных существ, которые мечтают перебраться за её пределы, но уже потеряли всякую надежду на это, как и свой человеческий вид.

Они дерутся друг с другом, в порыве самоубийственной ярости бросаются на стену, и мы видим  образ стены как своеобразный зловещий языческий алтарь, на котором «кроваво-серым пятном выступали на стене мозги…».

Редкие представители человечества представлены более «живыми» цветами. «Я обнимал её, а она смеялась, и зубки у неё были беленькие, и щёчки розовенькие-розовенькие». Однако «живое», очень быстро начинает путь к своему упадку. Умирающая старуха предстаёт перед нами, «...обнажая жёлтые костлявые плечи...».

Однако «живое» очень быстро начинает путь к своему упадку. Умирающая старуха предстаёт перед нами, «...обнажая жёлтые костлявые плечи...».

Чёрный в «Стене» – это цвет рока, неизбежности. Чёрный цвет проникает в образы персонажей, в описание природы, становится постоянным спутником, предвестником смерти.

 

2.3. Анализ эмотивного пространства текста.

Анализ эмотивного пространства текста включает в себя оценку эмоциональной окраски, тональности и общего настроения произведения. В "Стене" преобладают темы одиночества, рока жизни, страданий, отчаяния и бессмысленности человеческой жизни.

 

2.3.1. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образов персонажей.

В рассказе "Стена" Андреева эмотивные смыслы в структуре образов персонажей играют важную роль, формируя глубокие эмоциональные аспекты повествования. Вот несколько ключевых эмотивных смыслов, выявленных в структуре образов персонажей:

  1. Отчаяние и безысходность: Герои рассказа существуют рядом со «зловещей стеной», которая не дает им доступа к «новому миру», и их состояние отчаяния и безысходности является центральным эмоциональным моментом. Они борются за выживание и пытаются понять смысл своей жизни в этом замкнутом пространстве.
  2. Страдание и мука: Описание физического и эмоционального страдания героев создает эмоционально насыщенные образы. Читатель сопереживает героям, переживая их муки.

Поиск выхода: «Опять перед нами была стена, а около нее двое сидели на корточках. Один через известные промежутки времени ударял об стену лбом и падал, потеряв сознание, а другой серьезно смотрел на него, щупал рукой его голову, а потом стену, и, когда тот приходил в сознание, говорил: — Нужно еще; теперь немного осталось.»

Страдания и муки: «Так мы доползли до голодного. Он сидел, прислонившись к камню, и, казалось, самому граниту было больно от его острых, колючих лопаток. У него совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала. Нижняя челюсть его отвисла, и из темного отверстия рта шел сухой шершавый голос: — Я го-ло-ден.»

  1. Одиночество и изоляция: Тема одиночества и изоляции прослеживается в образе героя, окруженного стенами, неспособного взаимодействовать с внешним миром. Это создает чувство отчуждения и утраты связи с окружающим миром.
  2. Бессмысленность существования: Эмоциональный компонент бессмысленности жизни присутствует в образе героя, который сталкивается с абсурдностью своего положения и борется с отсутствием смысла в своей борьбе.
  3. Трагичность судьбы: Эмоциональная составляющая трагедии отражена в образе героя, сталкивающегося с несправедливой, трагической участью. Это вызывает у читателя чувство грусти и сожаления: «И я, прокаженный, плакал и дрожал от страха, и потихоньку, тайно от всех целовал гнусные ноги стены и просил ее меня, только меня одного пропустить в тот мир, где нет безумных, убивающих друг друга. »

 

2.3.2. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора.

В рассказе "Стена" Леонида Андреева эмотивные смыслы автора встроены в сам текст, отражая его отношение к событиям и персонажам. Давайте рассмотрим несколько аспектов, выделяющих эмотивные смыслы в образе автора:

  1. Трагический тон:
    • Эмоциональная насыщенность: Автор использует язык, пропитанный эмоциями, чтобы подчеркнуть трагический характер событий в рассказе. Описания, например, страданий героя, пропитаны эмоциональной интенсивностью.
  2. Отражение бессмысленности:
    • Безысходность и пессимизм: Андреев выражает свою эмоциональную реакцию на бессмысленность существования через героя. Эмоции автора влияют на тон всего рассказа, подчеркивая темные и трагические аспекты человеческой жизни.
  3. Сострадание и чувство беспомощности:
    • Эмоциональная связь с персонажем: В описании героя чувствуется сострадание автора, что добавляет эмоциональную глубину. Автор стремится вызвать у читателя чувство беспомощности перед трагедией героя.
  4. Смысловая глубина:
  • Философская и эмоциональная насыщенность: Автор добавляет философскую глубину к рассказу, внедряя свои эмоции и видение мира в образ героя. Это делает текст богатым эмоциональным опытом для читателя.

 

2.3.3. Анализ эмоциональной тональности текста с использованием психолингвистического эксперимента и лексико-семантического анализа текста.

2.3.4. Выявление экстенсиональных эмотивных смыслов.

Экстенсиональные эмотивные смыслы в тексте рассказа "Стена" Леонида Андреева отражают особенности существования, внутренние конфликты и взаимоотношения персонажей. Экстенсиональные аспекты обычно касаются вопросов бытия, смысла жизни и отношения человека к миру. Вот несколько моментов, которые могут быть рассмотрены с экстенсиональной точки зрения:

  1. Бессмысленность и безысходность:
    • Смысловая пустота: Герой оказывается в изолированном состоянии внутри стены, что может символизировать чувство отсутствия смысла в его существовании.
  2. Философские размышления:
    • Экстенсиональная философия: Андреев, возможно, черпает вдохновение из экстенсиональной философии, подчеркивая неопределенность и абсурдность жизни через переживания своего героя.
  3. Сущностные конфликты:
  • Борьба за выживание: Главный герой сталкивается с внутренними и внешними препятствиями, которые могут символизировать борьбу за смысл жизни и выживание в трудных условиях.

 

3. Анализ структурной организации текста.

3.1. Анализ членимости текста.

3.1.1. Описание особенностей объемно-прагматического членения текста.

В данном контексте мы можем рассмотреть несколько особенностей:

  1. Композиционная структура:
    • Рассказ "Стена" имеет ярко выраженную композиционную структуру. В нем можно выделить вступление, развитие сюжета, кульминацию и завершение, что типично для художественного произведения.
  2. Линейность повествования:
    • События в рассказе развиваются линейно, в хронологическом порядке. Это позволяет читателю последовательно следить за сюжетом и эволюцией героя.
  3. Эпизодичность:
    • Рассказ построен на эпизодах, каждый из которых вносит свой вклад в общую картину произведения. Эпизоды могут быть эмоционально насыщенными и играть важную роль в формировании образа персонажа.
  4. Использование диалогов:
    • Диалоги служат не только для передачи речи персонажей, но и для раскрытия характеров и динамики сюжета. Они активно взаимодействуют с описательными частями текста, обогащая его.
  5. Внутренний монолог и поток сознания:
    • Андреев использует внутренний монолог и элементы потока сознания для передачи внутренних переживаний героя. Эти элементы обеспечивают глубокий психологический взгляд на мир главного персонажа.
  6. Смешение реальности и фантазии:
    • Автор интегрирует реальные и фантастические элементы, создавая атмосферу мистики и неопределенности. Это добавляет сложность в структуру рассказа.

 

3.1.2. Анализ структурно-смыслового членения текста:

3.1.2.1. Выявление ССЦ.

3.1.2.2. Описание внутреннего композиционного устройства ССЦ.

3.1.3. Анализ контекстно-вариативного членения текста:

3.1.3.1. Выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение).

3.1.3.2. характеристика используемых в тексте способов репрезентации чужой речи (полилог, диалог, монолог, конструкции с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью, поток сознания, внутренний монолог, текстовые вкрапления с внутренней речью).

3.2. Анализ связности текста.

3.2.1. Выявление и характеристика текстообразующих логико-семантических связей.

Текстообразующие логико-семантические связи в рассказе "Стена" Леонида Андреева помогают создать цельный смысловой контекст и передать основные идеи произведения. Вот некоторые из них:

Связи причина-следствие: Автор устанавливает причинно-следственные связи между действиями героя и его внутренними переживаниями. Например, эмоции героя (страх, надежда, отчаяние) вызваны его необычной ситуацией (нахождение перед стеной без объяснения причин). Содержание рассказа посвящено символической борьбе человечества против «стены» — всего того, что, по мнению писателя, является политическим и социальным гнётом, животными инстинктами, болезнями и другими «проклятыми вопросами». Герои этого рассказа, прокаженные люди, хотят перелезть из этого мира в другой новый мир, но не могут сломать стену перед собственной судьбой. Главные проблемы в «Стене» — жестокость мира и борьба людей с жизнью. Удар прокаженных о стену символизирует их безуспешную и предопределенную борьбу с жизнью. 

Повторяющиеся мотивы: В тексте присутствуют повторяющиеся мотивы, такие как изоляция, страх, теснота, отчаяние и неведомость. Эти мотивы связаны между собой и образуют основные темы и концепции рассказа.

Символические образы: Автор использует символы, такие как стена, которая выступает важным символом изоляции и беспокойства героя. Этот символический образ связан с эмоциональным состоянием героя и передает читателю глубину его отчаяния. Прокаженные: Эти персонажи символизируют отвержение и отчуждение от общества. Они представляют собой изолированные группы, которые также метафорически заключены внутри своих собственных "стен". В рассказе "Стена" Леонида Андреева образ ночи является важным элементом, создающим атмосферу загадочности, страха и неизвестности. Ночь в этом произведении символизирует тьму, беспокойство, отсутствие света и ясности, как физической, так и метафорической. Она служит метафорой для состояния главного героя, погруженного в неизвестность и изоляцию внутри стены. Ночь подчеркивает отсутствие надежды, создает атмосферу страха перед неизвестным, неопределенностью и непредсказуемостью того, что происходит за "стеной".

Внутренний монолог героя: Внутренние размышления героя, его внутренний монолог, формируют основные логико-семантические связи в тексте. Это помогает читателю понять эмоциональное состояние и мысли героя, а также соотнести их с тематикой рассказа.

Контрасты и параллели: В тексте прослеживаются контрасты между страхом и надеждой, изоляцией и социальной связью с «новым миром», темнота и свет: контраст между темнотой внутри стены и светом, который может символизировать надежду, подчеркивает драматизм ситуации и возможность нахождения выхода из темноты. Данные контрасты создают интересные параллели в эмоциональном восприятии героя и читателя.

Эти текстообразующие логико-семантические связи в рассказе способствуют созданию целостной структуры произведения и передаче основных идей через связанный смысловой контекст.

 

3.2.2. Анализ текстообразующих грамматических средств связи.

3.2.3. Анализ текстообразующих прагматических связей.

4. Анализ коммуникативной организации текста.

4.1. Характеристика коммуникативного регистра текста и его фрагментов.

Рассказ "Стена" Леонида Андреева характеризуется особым коммуникативным регистром, который помогает создать особую атмосферу и передать внутренний мир персонажей:

  1. Литературно-художественный стиль: Текст обладает литературной выразительностью и оригинальным художественным стилем. Это проявляется в использовании метафор, эмоционально окрашенной лексики, нестандартных образных средств.
  2. Эмоциональная насыщенность: В тексте преобладает эмоционально насыщенная лексика, которая передает чувства, страхи, одиночество и трагические переживания персонажей.
  3. Интроспективность: Внутренний мир персонажей представлен через их внутренние монологи и мысли. Это создает атмосферу интроспекции, глубокого погружения в психологию героев.
  4. Фрагментарность и эпизодичность: Текст представляет собой серию кратких, но выразительных эпизодов. Это создает эффект нарастания напряжения.

 

4.2. Характеристика наиболее часто используемых в тексте тема-рематических структур.

4.3. Анализ текстовых рематических доминант. Текстовые рематические доминанты - это тематические оси, основные идеи или концепции, которые структурируют и организуют содержание текста. В рассказе "Стена" Леонида Андреева можно выделить несколько текстовых рематических доминант:

  1. Бессмысленность и отчаяние:
    • Главная тема рассказа - бессмысленность существования героя внутри стены. Это чувство бессмысленности становится доминантой, пронизывая всю структуру повествования.
  2. Одиночество и изоляция:
    • Изоляция героя, как он оказывается внутри стены, подчеркивает тему одиночества. Это создает образ одинокого человека, оторванного от внешнего мира.
  3. Трагичность и страдание:
    • Трагический характер судьбы героя, его физическое и эмоциональное страдание, являются важными рематическими доминантами, определяющими общий тон и настроение рассказа.
  4. Смысл жизни и борьба за выживание:
    • Внутренний конфликт героя и его попытки найти смысл в трудных условиях становятся ключевой темой. Эта борьба за смысл жизни пронизывает текст.
  5. Экзистенциальные аспекты:
    • Рассказ касается экзистенциальных вопросов, таких как смысл жизни, человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Эти аспекты создают дополнительные текстовые рематические доминанты.
  6. Ирония судьбы:
    • Судьба героя и ирония его положения подчеркивают тему несправедливости и случайности в жизни человека.

 

5. Характеристика используемых в тексте приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант):

5.1. Своеобразие выбора лексических единиц и используемых лексических категорий.

В рассказе "Стена" Леонида Андреева можно выделить особенности выбора лексических единиц и категорий, что влияет на общую атмосферу текста и передачу эмоциональной окраски:

Эмоционально окрашенная лексика: В тексте часто используется эмоционально окрашенная лексика, такая как слова, обозначающие страх, тоску, мучение («страх», «ужасный», «мучительный», «смрад»). Это помогает передать эмоциональное состояние героев и создать напряженную атмосферу.

Лексика описания окружающего мира: Андреев использует описательные слова для передачи образов природы, сцен окружающей среды. Он описывает горы, землю, темноту и другие элементы окружения, используя лексику, обогащающую визуальное восприятие. «Жгучий песок», «черная земля», «старые лысые горы подхватывали этот сатанинский хохот», «Так веселились они, эти великаны, и перекликались, и ветер насвистывал им дикую мелодию, а мы лежали ниц и с ужасом прислушивались, как в недрах земли ворочается что-то громадное и глухо ворчит, стуча и просясь на свободу.»

Лексика чувств и эмоций: Автор активно использует слова и выражения, связанные с переживаниями героев, их эмоциональными состояниями и внутренним миром.

  • «Убейте нас! Убейте нас!- стонали мы и ползли, но все лица с гадливостью отворачивались от нас, и мы видели одни спины, содрогавшиеся от глубокого отвращения»
  • «Один заплакал, потому что устал от бесконечного танца, и просил перестать, но другой молча обнял его и закружил, и снова стал он сходиться и расходиться, и при каждом его шаге капала большая мутная слеза»
  • «И я рассердился и больно ударил товарища по пузырям, вздувавшимся на его черепе, и закричал»
  • «Он заплакал, и мы оба заплакали и поползли дальше, прося:— Убейте нас! Убейте нас!»
  • «Но с содроганием отворачивались лица, и никто не хотел убивать нас. Красивых и сильных они убивали, а нас боялись тронуть. Такие подлые!»
  • «И снова зазвенело суровое и горькое требование: — Жестокая, отдай мне мое дитя!»
  • «Тогда и я, прокаженный, ощутил в себе силу и смелость, и вышел вперед, и крикнул громко и грозно: — Убийца! Отдай мне самого меня!»

 

5.2. Частотность повторяющихся синтаксических структур.

Повторение ключевых фраз: В рассказе встречаются короткие, они обычно используются для создания пауз, подчеркивая тишину, напряжение и пережив

Просмотр содержимого документа
«Филологический анализ текста. Рассказ Леонида Андреева "Стена"»

СТЕНА ЛЕОНИД АНДРЕЕВ ВОЛКОВА ЯНА ВАСИЛЬЕВНА РУ(Б)-19

СТЕНА

ЛЕОНИД АНДРЕЕВ

ВОЛКОВА ЯНА ВАСИЛЬЕВНА РУ(Б)-19

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Рассказ Леонида Андреева «Стена» представляет собой произведение психологической прозы.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Рассказ Леонида Андреева «Стена» представляет собой произведение психологической прозы.

АНАЛИЗ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕКСТА ОДИНОЧЕСТВО ПРЕГРАДА СТЕНА БЕЗЫСХОДНОСТЬ ЗАЩИТА

АНАЛИЗ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕКСТА

ОДИНОЧЕСТВО

ПРЕГРАДА

СТЕНА

БЕЗЫСХОДНОСТЬ

ЗАЩИТА

ВЫЯВЛЕНИЕ НАБОРА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ  ПОВТОРЕНИЕ ДАННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ ОБУСЛОВЛЕНО НЕСКОЛЬКИМИ АСПЕКТАМИ: Эмоциональная и символическая нагрузка. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ. СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО РИТМА И СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ. Эмоциональная и символическая нагрузка. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ. СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО РИТМА И СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАБОРА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

ПОВТОРЕНИЕ ДАННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ ОБУСЛОВЛЕНО НЕСКОЛЬКИМИ АСПЕКТАМИ:

  • Эмоциональная и символическая нагрузка. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ. СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО РИТМА И СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ.
  • Эмоциональная и символическая нагрузка.
  • ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ.
  • СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО РИТМА И СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО КОНЦЕПТА одиночество  ЭТОТ КОНЦЕПТ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЮ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ, ВОКРУГ КОТОРОЙ СТРОИТСЯ ВНУТРЕННИЙ МИР И ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ЭТО СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОЛИРОВАНИЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОТОРВАННЫМ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ПОРОЙ ДАЖЕ ОТ САМОГО СЕБЯ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО КОНЦЕПТА

одиночество

ЭТОТ КОНЦЕПТ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЮ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ, ВОКРУГ КОТОРОЙ СТРОИТСЯ ВНУТРЕННИЙ МИР И ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ЭТО СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОЛИРОВАНИЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОТОРВАННЫМ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ПОРОЙ ДАЖЕ ОТ САМОГО СЕБЯ.

КОНЦЕПТОСФЕРА БАЗОВОГО КОНЦЕПТА Отчуждение и одиночество 1 Страх и тревога 2 Страдание и борьба 3 Символизм стены 4 СМЕРТЬ И УТРАТА 5

КОНЦЕПТОСФЕРА БАЗОВОГО КОНЦЕПТА

Отчуждение и одиночество

1

Страх и тревога

2

Страдание и борьба

3

Символизм стены

4

СМЕРТЬ И УТРАТА

5

ВЫЯВЛЕНИЕ МАКРОСТРУКТУРЫ ТЕКСТА ключевые элементы: ВВЕДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБСТАНОВКИ ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬМИНАЦИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ ФИНАЛ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫЯВЛЕНИЕ МАКРОСТРУКТУРЫ ТЕКСТА

ключевые элементы:

ВВЕДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБСТАНОВКИ

ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА

ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

КУЛЬМИНАЦИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ

ФИНАЛ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАБОР МАКРОПРОПОЗИЦИЙ И СВЯЗЫВАЮЩИХ ИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫЯВЛЕНИЕ МАКРОСТРУКТУРЫ ТЕКСТА ОТЧУЖДЕННОСТЬ  ЭТОТ КОНЦЕПТ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЮ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ, ВОКРУГ КОТОРОЙ СТРОИТСЯ ВНУТРЕННИЙ МИР И ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ЭТО СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОЛИРОВАНИЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОТОРВАННЫМ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ПОРОЙ ДАЖЕ ОТ САМОГО СЕБЯ.

НАБОР МАКРОПРОПОЗИЦИЙ И СВЯЗЫВАЮЩИХ ИХ ОТНОШЕНИЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ МАКРОСТРУКТУРЫ ТЕКСТА

ОТЧУЖДЕННОСТЬ

ЭТОТ КОНЦЕПТ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЮ СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ТЕМУ, ВОКРУГ КОТОРОЙ СТРОИТСЯ ВНУТРЕННИЙ МИР И ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ЭТО СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОЛИРОВАНИЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ОТОРВАННЫМ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ПОРОЙ ДАЖЕ ОТ САМОГО СЕБЯ.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И СПОСОБОВ ЕГО ТЕКСТОВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ночь «У НАС НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ, И НЕ БЫЛО НИ ВЧЕРА, НИ СЕГОДНЯ, НИ ЗАВТРА. НОЧЬ НИКОГДА НЕ УХОДИЛА ОТ НАС И НЕ ОТДЫХАЛА ЗА ГОРАМИ, ЧТОБЫ ПРИЙТИ ОТТУДА КРЕПКОЙ, ЯСНО-ЧЁРНОЙ И СПОКОЙНОЙ» НОЧЬ КАК БУДТО ОЖИВАЕТ:  «…И САМА ЧЁРНАЯ НОЧЬ ЗАМКНУЛА СТОНЫ В СВОЕЙ ГРУДИ…» . ОНА ЧУВСТВУЕТ БОЛЬ ТЕХ, КТО НАХОДИТСЯ В ЕЁ ВЛАСТИ: «ГЛУБОКО ВЗДОХНУЛА ЧЁРНАЯ НОЧЬ»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И СПОСОБОВ ЕГО ТЕКСТОВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

ночь

«У НАС НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ, И НЕ БЫЛО НИ ВЧЕРА, НИ СЕГОДНЯ, НИ ЗАВТРА. НОЧЬ НИКОГДА НЕ УХОДИЛА ОТ НАС И НЕ ОТДЫХАЛА ЗА ГОРАМИ, ЧТОБЫ ПРИЙТИ ОТТУДА КРЕПКОЙ, ЯСНО-ЧЁРНОЙ И СПОКОЙНОЙ»

НОЧЬ КАК БУДТО ОЖИВАЕТ:

«…И САМА ЧЁРНАЯ НОЧЬ ЗАМКНУЛА СТОНЫ В СВОЕЙ ГРУДИ…» .

ОНА ЧУВСТВУЕТ БОЛЬ ТЕХ, КТО НАХОДИТСЯ В ЕЁ ВЛАСТИ:

«ГЛУБОКО ВЗДОХНУЛА ЧЁРНАЯ НОЧЬ»

(«нельзя понять, где кончается черная земля и начинается небо» АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВА РАСШИРЕНЫ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ. “ гигантская каменная стена словно разрезает землю и теряется далеко за горизонтом”

(«нельзя понять, где кончается черная земля и начинается небо»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ

ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВА РАСШИРЕНЫ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ.

“ гигантская каменная стена словно разрезает землю и теряется далеко за горизонтом”

«Ночь никогда не уходила от нас и не отдыхала за горами, чтобы прийти оттуда крепкой, ясно-черной и спокойной. Оттого она была всегда такая усталая, задыхающаяся и угрюмая. Злая она была. Случалось так, что невыносимо ей делалось слушать наши вопли и стоны, видеть наши язвы, горе и злобу, и тогда бурной яростью вскипала ее черная, глухо работающая грудь. Она рычала на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные, бездонные пропасти, мрачную, гордо-спокойную стену и жалкую кучку дрожащих людей.»

«Ночь никогда не уходила от нас и не отдыхала за горами, чтобы прийти оттуда крепкой, ясно-черной и спокойной. Оттого она была всегда такая усталая, задыхающаяся и угрюмая. Злая она была. Случалось так, что невыносимо ей делалось слушать наши вопли и стоны, видеть наши язвы, горе и злобу, и тогда бурной яростью вскипала ее черная, глухо работающая грудь. Она рычала на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные, бездонные пропасти, мрачную, гордо-спокойную стену и жалкую кучку дрожащих людей.»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ РАССКАЗ «СТЕНА» ОТКРЫВАЕТСЯ БЕЗЖИЗНЕННЫМ ПЕЙЗАЖЕМ, БУДТО НАСТРАИВАЮЩИМ ЧИТАТЕЛЯ НА НУЖНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАССКАЗА. «И наша половина неба была буро-чёрная , а к горизонту тёмно-синяя , так что нельзя было понять, где кончается чёрная земля и начинается небо». «Она…мигала огненными страшными глазами, озарившими чёрные бездонные пропасти, мрачную стену…»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ

РАССКАЗ «СТЕНА» ОТКРЫВАЕТСЯ БЕЗЖИЗНЕННЫМ ПЕЙЗАЖЕМ, БУДТО НАСТРАИВАЮЩИМ ЧИТАТЕЛЯ НА НУЖНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАССКАЗА.

«И наша половина неба была буро-чёрная , а к горизонту тёмно-синяя , так что нельзя было понять, где кончается чёрная земля и начинается небо».

«Она…мигала огненными страшными глазами, озарившими чёрные бездонные пропасти, мрачную стену…»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ «Я ОБНИМАЛ ЕЁ, А ОНА СМЕЯЛАСЬ, И ЗУБКИ У НЕЁ БЫЛИ БЕЛЕНЬКИЕ , И ЩЁЧКИ РОЗОВЕНЬКИЕ-РОЗОВЕНЬКИЕ » «...ОБНАЖАЯ ЖЁЛТЫЕ КОСТЛЯВЫЕ ПЛЕЧИ...».

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ

«Я ОБНИМАЛ ЕЁ, А ОНА СМЕЯЛАСЬ, И ЗУБКИ У НЕЁ БЫЛИ БЕЛЕНЬКИЕ , И ЩЁЧКИ РОЗОВЕНЬКИЕ-РОЗОВЕНЬКИЕ »

«...ОБНАЖАЯ ЖЁЛТЫЕ КОСТЛЯВЫЕ ПЛЕЧИ...».

ВЫЯВЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОТИВНЫХ СМЫСЛОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА АВТОРА Трагический тон Отражение бессмысленности Эмоциональная связь с персонажем Эмоциональная связь с персонажем

ВЫЯВЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОТИВНЫХ СМЫСЛОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА АВТОРА

Трагический тон

Отражение бессмысленности

Эмоциональная связь с персонажем

Эмоциональная связь с персонажем

 СВОЕОБРАЗИЕ ВЫБОРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Эмоционально окрашенная лексика  В ТЕКСТЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, ТАКАЯ КАК СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СТРАХ, ТОСКУ, МУЧЕНИЕ («СТРАХ», «УЖАСНЫЙ», «МУЧИТЕЛЬНЫЙ», «СМРАД»). ЭТО ПОМОГАЕТ ПЕРЕДАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЕВ И СОЗДАТЬ НАПРЯЖЕННУЮ АТМОСФЕРУ. Лексика описания окружающего мира «ЖГУЧИЙ ПЕСОК», «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ», «СТАРЫЕ ЛЫСЫЕ ГОРЫ ПОДХВАТЫВАЛИ ЭТОТ САТАНИНСКИЙ ХОХОТ», «ТАК ВЕСЕЛИЛИСЬ ОНИ, ЭТИ ВЕЛИКАНЫ, И ПЕРЕКЛИКАЛИСЬ, И ВЕТЕР НАСВИСТЫВАЛ ИМ ДИКУЮ МЕЛОДИЮ, А МЫ ЛЕЖАЛИ НИЦ И С УЖАСОМ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ, КАК В НЕДРАХ ЗЕМЛИ ВОРОЧАЕТСЯ ЧТО-ТО ГРОМАДНОЕ И ГЛУХО ВОРЧИТ, СТУЧА И ПРОСЯСЬ НА СВОБОДУ.»

СВОЕОБРАЗИЕ ВЫБОРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Эмоционально окрашенная лексика

В ТЕКСТЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, ТАКАЯ КАК СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СТРАХ, ТОСКУ, МУЧЕНИЕ («СТРАХ», «УЖАСНЫЙ», «МУЧИТЕЛЬНЫЙ», «СМРАД»). ЭТО ПОМОГАЕТ ПЕРЕДАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЕВ И СОЗДАТЬ НАПРЯЖЕННУЮ АТМОСФЕРУ.

Лексика описания окружающего мира

«ЖГУЧИЙ ПЕСОК», «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ», «СТАРЫЕ ЛЫСЫЕ ГОРЫ ПОДХВАТЫВАЛИ ЭТОТ САТАНИНСКИЙ ХОХОТ», «ТАК ВЕСЕЛИЛИСЬ ОНИ, ЭТИ ВЕЛИКАНЫ, И ПЕРЕКЛИКАЛИСЬ, И ВЕТЕР НАСВИСТЫВАЛ ИМ ДИКУЮ МЕЛОДИЮ, А МЫ ЛЕЖАЛИ НИЦ И С УЖАСОМ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ, КАК В НЕДРАХ ЗЕМЛИ ВОРОЧАЕТСЯ ЧТО-ТО ГРОМАДНОЕ И ГЛУХО ВОРЧИТ, СТУЧА И ПРОСЯСЬ НА СВОБОДУ.»

 СВОЕОБРАЗИЕ ВЫБОРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Лексика чувств и эмоций «ОДИН ЗАПЛАКАЛ, ПОТОМУ ЧТО УСТАЛ ОТ БЕСКОНЕЧНОГО ТАНЦА, И ПРОСИЛ ПЕРЕСТАТЬ, НО ДРУГОЙ МОЛЧА ОБНЯЛ ЕГО И ЗАКРУЖИЛ, И СНОВА СТАЛ ОН СХОДИТЬСЯ И РАСХОДИТЬСЯ, И ПРИ КАЖДОМ ЕГО ШАГЕ КАПАЛА БОЛЬШАЯ МУТНАЯ СЛЕЗА» «ТОГДА И Я, ПРОКАЖЕННЫЙ, ОЩУТИЛ В СЕБЕ СИЛУ И СМЕЛОСТЬ, И ВЫШЕЛ ВПЕРЕД, И КРИКНУЛ ГРОМКО И ГРОЗНО: — УБИЙЦА! ОТДАЙ МНЕ САМОГО МЕНЯ!» «И СНОВА ЗАЗВЕНЕЛО СУРОВОЕ И ГОРЬКОЕ ТРЕБОВАНИЕ: — ЖЕСТОКАЯ, ОТДАЙ МНЕ МОЕ ДИТЯ!»

СВОЕОБРАЗИЕ ВЫБОРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Лексика чувств и эмоций

«ОДИН ЗАПЛАКАЛ, ПОТОМУ ЧТО УСТАЛ ОТ БЕСКОНЕЧНОГО ТАНЦА, И ПРОСИЛ ПЕРЕСТАТЬ, НО ДРУГОЙ МОЛЧА ОБНЯЛ ЕГО И ЗАКРУЖИЛ, И СНОВА СТАЛ ОН СХОДИТЬСЯ И РАСХОДИТЬСЯ, И ПРИ КАЖДОМ ЕГО ШАГЕ КАПАЛА БОЛЬШАЯ МУТНАЯ СЛЕЗА»

«ТОГДА И Я, ПРОКАЖЕННЫЙ, ОЩУТИЛ В СЕБЕ СИЛУ И СМЕЛОСТЬ, И ВЫШЕЛ ВПЕРЕД, И КРИКНУЛ ГРОМКО И ГРОЗНО: — УБИЙЦА! ОТДАЙ МНЕ САМОГО МЕНЯ!»

«И СНОВА ЗАЗВЕНЕЛО СУРОВОЕ И ГОРЬКОЕ ТРЕБОВАНИЕ: — ЖЕСТОКАЯ, ОТДАЙ МНЕ МОЕ ДИТЯ!»

ЧАСТОТНОСТЬ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР Повторение ключевых Фраз  В РАССКАЗЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ КОРОТКИЕ ФРАЗЫ, ОНИ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАУЗ, ПОДЧЕРКИВАЯ ТИШИНУ, НАПРЯЖЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ. «Я ГО-ЛО-ДЕН», «УБЕЙТЕ НАС», «ОТДАЙ МНЕ МОЕ ДИТЯ!», «А ОНА (СТЕНА),- ОНА МОЛЧАЛА.», «БУДЬ ПРОКЛЯТА!», «СТРАШНО».

ЧАСТОТНОСТЬ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Повторение ключевых Фраз

В РАССКАЗЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ КОРОТКИЕ ФРАЗЫ, ОНИ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАУЗ, ПОДЧЕРКИВАЯ ТИШИНУ, НАПРЯЖЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

«Я ГО-ЛО-ДЕН», «УБЕЙТЕ НАС», «ОТДАЙ МНЕ МОЕ ДИТЯ!», «А ОНА (СТЕНА),- ОНА МОЛЧАЛА.», «БУДЬ ПРОКЛЯТА!», «СТРАШНО».

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА СЛОВ Повторение одинаковых или похожих по структуре фраз или предложений для подчеркивания определенных мыслей или образов «УБЕЙТЕ НАС! УБЕЙТЕ НАС!» ЭТОТ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ПРИЗЫВ

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА СЛОВ

Повторение одинаковых или похожих по структуре фраз или предложений для подчеркивания определенных мыслей или образов

«УБЕЙТЕ НАС! УБЕЙТЕ НАС!»

ЭТОТ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ПРИЗЫВ "УБЕЙТЕ НАС!" ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ АКЦЕНТОМ НА ДУШЕВНОМ СОСТОЯНИИ ПРОКАЖЕННЫХ, ИХ ЖЕЛАНИИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАДАНИЙ И СТРАХА ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ, КОТОРАЯ СТАЛА ДЛЯ НИХ НЕСТЕРПИМОЙ. ОН ТАКЖЕ ПОМОГАЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ БЕЗЫСХОДНОСТЬ И ТРАГИЧНОСТЬ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ОТЧАЯНИЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ эпитеты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

эпитеты

"темная, непроницаемая стена"

"зловещая ночь"

"желтые горы"

"унылое, вечное терзание"

Эпитеты помогают создать более яркие и живые образы, делая повествование более эмоционально насыщенным и запоминающимся для читателя.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ аллегорические элементы Стена Ночь Голод Прокаженные Аллегории в

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

аллегорические элементы

Стена

Ночь

Голод

Прокаженные

Аллегории в "Стене" Леонида Андреева помогают создать многозначные и глубокие образы, которые превосходят прямой сюжет и обогащают текст дополнительными смыслами и идеями.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ Гипербола  У одного человека «совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала, как результат удара прокаженных, стена была окрашена их кровью”.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Гипербола

У одного человека «совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала, как результат удара прокаженных, стена была окрашена их кровью”.

"Стена" оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя, провоцируя размышления о смысле жизни, одиночестве и человеческих отношениях. Все эти элементы совместно формируют художественную картину, которая оставляет долговременное впечатление и ставит под сомнение многие аспекты человеческого бытия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!