Сценарный план урока в 3 классе
Тема урока: «Сюита "Пер Гюнт"» (учебник стр.102-105)
Программа : Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина «Музыка. 1-4 классы». Москва. Просвещение, 2017г.
Раздел учебника: «В концертном зале"
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование музыкальной культуры школьников на примере творчества норвежского композитора Эдварда Грига.
Задачи:
личностные: формирование эмоционального и личностного отношения к музыке Э. Грига, понимание триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя, осмысление социальной функции музыки,
познавательные: понимать содержание, интонационно- образный смысл, особенности музыкального языка, определять способы развития музыкальных произведений, использовать словарь эмоций, музыкальные термины, выполнять творческие задания в учебнике и тетради,
коммуникативные: развитие навыков устной и письменной речи при размышлении о музыке, уметь вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать их самостоятельно, работать творчески при выполнении заданий в учебнике, в рабочей тетради, в вокально- хоровой деятельности,
социальные: познание музыки как части жизни человека, эпохи, понимание народных истоков музыкального языка сюиты Э. Грига "Пер Гюнт"
Планируемые результаты:
Личностные: понимание школьниками эстетической функции музыки Э. Грига и формирование уважительного отношения к его музыкальному творчеству, расширение навыков общения со сверстниками в разных видах музыкально- творческой деятельности,
Метапредметные: планирование собственных действий в процессе обучения, анализировать результаты учебной и творческой деятельности, участвовать в диалоге, работать с дополнительной информацией при выполнении домашнего задания, в проектно- исследовательской деятельности,
Предметные: осознанно читать тексты учебника, рабочей тетради, понимать смысл ключевых фраз, понятий, понимать их содержание, средства выразительности, находить ассоциативные связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством, участвовать в процессе вокально-хоровой деятельности, музицирования, участвовать в выполнении творческих заданий в учебнике и тетради, развивать интерес к проектно- исследовательской деятельности, использовать полученные навыки во внеурочной деятельности.
Музыкальный материал: Э.Григ "Утро", "В пещере горного короля", "Танец Анитры", "Песня Сольвейг",
Песенный материал: муз. А. Кудряшова, стихи И. Яворской "Весёлые нотки", муз Г. Струве , стихи В. Степанова "Рыжий пёс".
Оборудование урока: фортепиано, портрет композитора, хрестоматия и фонохрестоматия, ноутбук, электронная доска, презентация.
Этапы урока:
Организационный момент: вход учащихся в класс под музыку. Приветствие учителя. Подвести итог знаний прошлого урока о музыкальном инструменте скрипка. Учащиеся рассказывают свои сообщения о скрипке. Звучит фрагмент пьесы для скрипки А. Рубинштейна "Мелодия".
Обращение к портрету композитора Эдварда Грига. Слайд№1. Постановка проблемных вопросов учителя о композиторе, его творчестве. Обращение к тексту учебника (стр.102)
Осмысление художественно- педагогической идеи урока и выявление темы: «Сюита "Пер Гюнт". Странствия Пера Гюнта".» Слайд №2. Работа с материалами в учебнике (стр.102). Чтение учащимися текста учебника. Можно давать учащимся домашнее задание на предыдущем уроке: найти информацию, написать и оформить мини-проект или сообщение о фактах биографии Э. Грига. Установка на восприятие музыки сюиты, к первой части "Утро", учитель играет нотный пример, мелодию произведения. Слайд №3. Восприятие музыки "Утро". Задание учащимся: дать характеристику музыкальному образу, использовать словарь эмоций (таблица на доске в классе), при описании использовать художественно-ассоциативные связи с иллюстрацией в учебнике, выявление особенностей построения и развития музыкального образа. Можно использовать графическое построение мелодии на доске, пластическое интонирование (развитие музыкального образа, усиление динамики, кульминация).
Обращение к следующему развороту учебника (стр.103). Чтение текста учебника, его осмысление, выделение названия следующей части сюиты "В пещере горного короля". Чтение текста из драмы Г. Ибсена, ассоциативные связи с характером произведения. Слайд №4. Восприятие музыки. Определение характера музыки, использования словаря эмоций, интонационно-образный анализ музыкального произведения, выявление особенностей ритма, темпа, динамики, инструментов симфонического оркестра, выявление приёмов развития музыкальной формы. ( Использование наглядного пособия в классе). Сравнение двух частей сюиты ( задание в учебнике стр.103)
Обращение к тексту учебника на стр.104. Слайд №5,6,7. Установка на восприятие следующих частей сюиты "Танец Анитры", "Смерть Озе", "Песня Сольвейг". Чтение текста учебника учащимися. Учитель исполняет мелодии пьес на фортепиано (нотные примеры из учебника). Вокализация мелодий-тем. Восприятие музыкальных образов. Выполнение задания из учебника на стр.105. Выявление характеров музыкальных образов, особенностей средств выразительности, развития музыкального образа, сравнение, включение ассоциативно-образного мышления при сопоставлении музыки (иллюстрации в учебнике). Учитель записывает на доске новые термины. Слайд №8.
Разучивание песни «Весёлые нотки». Распевание на интонациях песни Работа по фразам, правильно брать дыхание, пение на легато. Повторение песни "Рыжий пёс", произведение исполняется с солистом
Подведение итогов урока. Возвращение к эпиграфу: обращение к тексту учебника: стр.102.
Заключение урока. Домашнее задание: нарисовать рисунки музыкальных персонажей сюиты Э. Грига "Пер Гюнт".