СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема урока: «Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.».

 

Цель: научить определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользо­ваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять сто­роны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Дидактический материал: таблица «Детали компаса», учебные топокарты, карточки с за­даниями

Оборудование: железный предмет, турист­ский компас, горный компас, курвиметр, шагомер, высотоизмеритель, бинокль.

Совет: если нет образцов для показа (курвиметр, шагомер и др.) можно использовать ил­люстрации.

Просмотр содержимого документа
««Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.»»

Тема урока: «Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.».


Цель: научить определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользо­ваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять сто­роны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Дидактический материал: таблица «Детали компаса», учебные топокарты, карточки с за­даниями

Оборудование: железный предмет, турист­ский компас, горный компас, курвиметр, шагомер, высотоизмеритель, бинокль.

Совет: если нет образцов для показа (курвиметр, шагомер и др.) можно использовать ил­люстрации.

План проведения урока.


Этапы урока

Работа учителя и уч-ся


Содержание урока

Время в сек. мин.

1. Подготови­тельный этап

Учитель
  1. Организационный момент:

Мистер Запад подал рапорт,

Мистер Север сеял клевер,

Мистер Восток пошел на каток,

Мистер Юг обедал - и вдруг

Обжегся совсем холодным супом.

Как вы, наверное, догадались тема нашего сегодняшнего урока – стороны горизонта и компас. А также способы ориентирования.

Цель нашего занятия - научиться определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.

2 мин.


2. Ос­новной этап

Работа учителя и уча­щихся





































Работа учащихся

  1. Стороны горизонта.

Задание: посмотрите вокруг, сделав полный оборот вокруг себя, и подумайте, какую форму имеет пространство, которое вы видите? В задании есть ключевое слово-подсказка.

(ответы учащихся)

Ещё древние наши предки заметили, что где бы ни находился человек на Земле (или даже под землей), в любую данную минуту он всегда имеет пространство вокруг себя – окружность.

Видимую линию такого пространства – люди назвали линией горизонта. В какую бы точку земного пространства вы ни переместились – круг горизонта всегда перед вами, а вы всегда в нём. Люди это поняли давно и заметили на этом круге несколько примечательных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна будто стоит над горизонтом на одном месте. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов – в подвешенном состоянии поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочной звезды. Люди заметили, что Солнце и Луна восходят над горизонтом всегда с одной стороны от Полярной звезды, а заходят всегда с другой. Вот так постепенно на круге горизонта наметились 4 точки – север, восток, юг и запад.

  1. Компас

О свойстве намагниченного железного штыря (иглы)знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.

Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Задание карточка № 1(см. Приложения)

Научное определение компаса и его назначения:

Компас – это угломерный прибор, предназначенный для ориентирования по сторонам горизонта и для приближённого измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова состоит из пяти частей:

Корпус компаса.

Визирное кольцо

Магнитная стрелка

Лимб (циферблат)

Зажим

Как вы понимаете, корпус компаса служит для того, чтобы соединять и закреплять другие части. Снизу в самом центре корпуса в него вделана короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа – глазок и мушку. Эти выступы при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчёт в градусах.

Самая главная часть компаса – магнитная стрелка. Она вырезается из тонкой стальной пластинки.

Лимб компаса представляет собой белое кольцо с делениями. На лимбе есть один длинный штрих (черточка) – это нульштрих лимба, т.е. начало отсчёта делений на лимбе. Ещё имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В – восток, точка Ю – юг, точка З – запад.

Последняя часть компаса – зажим служит для приведения компаса в рабочее состояние и наоборот.

Последние годы почти все туристы используют жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в герметичной


  1. Компас Адрианова

2.1. Главная особенность

2.2. Размещение компаса на руке

2.3. Пять правил обращения с компасом

2.4. Ошибки при работе с компасом

2.5. Отработка навыков «Найди стороны горизонта».

5 мин.





















11 мин.















2 мин.





5 мин.

3. За­ключи­тельный


1. Подведение итогов

2 мин.


«Найди стороны горизонта»

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально и совместить северный конец стрелки с нулем лимба.

Это задание ребята повторяют многократно.

Далее усложняем задачу:

Поставить северную стрелку не на север и задать вопросы:

- Ориентирован ли компас?

- Где у него север, юг, запад, восток?


«Гимнастика сторон горизонта»

С помощью компаса определяется направление на север, и все поворачиваются лицом туда. Затем называется любая другая сторона горизонта. Задача каждого участника – как можно быстрее повернуться в названную сторону. Когда все встанут правильно, называется новое направление и т.д.


«Флюгер»

Играющие делятся на 4 равные по числу участников команды и строятся в шеренги лицом к центру. В центре стоит ведущий.

Каждая команда получает название: «Восток», «Север», «Юг», «Запад».

По словам ведущего: «Дует северный ветер» - каждый играющий должен повернуться спиной к северу (к названной команде). Затем следует сигнал: «Подул западный ветер» и т.д. Команды следуют быстро одна за другой. За каждую ошибку участникам начисляются штрафные очки. Побеждает команда набравшая наименьшее количество штрафных очков.


«Что изменилось?»

Участникам игры предлагается в течение одной минуты внимательно посмотреть на 2-3 ребят, стоящих перед ними. Ребята уходят и возвращаются, изменив что-нибудь в своём костюме. Играющие в течение 30-60 секунд разглядывают своих товарищей, которые заранее привели в беспорядок что-нибудь в своей одежде.

Играющим предлагается устно или письменно ответить, какие изменения или непорядок в одежде своих товарищей они заметили.

«Какой компас работает?»

На картинке нарисовано 6 компасов. Но пять из них сломаны. Выбери один компас, который работает (указывает правильное направление частей света).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!