СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений "Поле Бородина" и "Два великана"

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».»

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»

Цели и задачи урока         Задачи: обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.         Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.         Термины: образ события, авторский замысел, аллегория.

Цели и задачи урока

  •         Задачи: обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.        Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.        Термины: образ события, авторский замысел, аллегория.
история обращения поэта к теме Отечественной войны 1812 года Первое обращение поэта к теме войны 1812 года — стихотворение «Поле Бородина», написанное в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет и он учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1837 году поэт, по сути дела, переписал его заново, сохранив отдельные фрагменты (например: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой...» и др.). Так появилось стихотворение «Бородино». Через два года поэт вновь обращается к теме борьбы русского народа с Наполеоном и пишет стихотворение «Два великана», в котором историческое событие предстает в сказочно-аллегорической форме, как борьба двух великанов.

история обращения поэта к теме Отечественной войны 1812 года

  • Первое обращение поэта к теме войны 1812 года — стихотворение «Поле Бородина», написанное в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет и он учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1837 году поэт, по сути дела, переписал его заново, сохранив отдельные фрагменты (например: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой...» и др.). Так появилось стихотворение «Бородино». Через два года поэт вновь обращается к теме борьбы русского народа с Наполеоном и пишет стихотворение «Два великана», в котором историческое событие предстает в сказочно-аллегорической форме, как борьба двух великанов.
 анализ стихотворения «Поле Бородина». 1. От чьего имени ведется рассказ о Бородинской битве в этом стихотворении?        2. Чем отличается речь старого солдата в «Поле Бородина» от речи рассказчика в стихотворении «Бородино»?        3. В каком из этих стихотворений создается более мрачная картина боя?        4. Какие строки из «Поля Бородина» сохранились в стихотворении «Бородино»? Найдите их в тексте. Помните ли вы их наизусть?        5. Какая тема, не прозвучавшая в «Поле Бородина», становится в стихотворении «Бородино» одной из центральных, о чем свидетельствует повтор строк «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»?

анализ стихотворения «Поле Бородина».

  • 1. От чьего имени ведется рассказ о Бородинской битве в этом стихотворении?       2. Чем отличается речь старого солдата в «Поле Бородина» от речи рассказчика в стихотворении «Бородино»?       3. В каком из этих стихотворений создается более мрачная картина боя?       4. Какие строки из «Поля Бородина» сохранились в стихотворении «Бородино»? Найдите их в тексте. Помните ли вы их наизусть?       5. Какая тема, не прозвучавшая в «Поле Бородина», становится в стихотворении «Бородино» одной из центральных, о чем свидетельствует повтор строк «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»?
Наблюдаем, исследуем - Как юный поэт подходил к реализации своего замысла в раннем стихотворении? - Чем отличается юношеское стихотворение «День Бородина» от более позднего стихотворения «Бородино»? Кстати, подобные изменения, уточнения первоначального замысла вообще характерны для поэзии Лермонтова.

Наблюдаем, исследуем

  • - Как юный поэт подходил к реализации своего замысла в раннем стихотворении?
  • - Чем отличается юношеское стихотворение «День Бородина» от более позднего стихотворения «Бородино»?
  • Кстати, подобные изменения, уточнения первоначального замысла вообще характерны для поэзии Лермонтова.
анализ стихотворения «Два великана»         1. Как представлен образ уже известного вам исторического события в стихотворении «Два великана»?        2. С какой целью поэт сравнивает военные события 1812 года с битвой двух сказочных великанов?        3. Как нарисованы в стихотворении образы двух великанов? Что в стихотворении напоминает о реальных исторических лицах?        4. Какие строки стихотворения «Два великана» показались вам непонятными, нуждаются в комментариях?

анализ стихотворения «Два великана»

  •         1. Как представлен образ уже известного вам исторического события в стихотворении «Два великана»?       2. С какой целью поэт сравнивает военные события 1812 года с битвой двух сказочных великанов?       3. Как нарисованы в стихотворении образы двух великанов? Что в стихотворении напоминает о реальных исторических лицах?       4. Какие строки стихотворения «Два великана» показались вам непонятными, нуждаются в комментариях?
СРЕДСТВА ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Аллегория (иносказание) выражена во фразе «В шапке золота литого» — изображение православной церкви. Антитеза (противопоставление) «Старый» – «трехнедельный»)  Использование прилагательного после существительного — это фигура речи, которая называется инверсией. Поэтичность творчества Лермонтова обеспечивается красочными эпитетами и сильными метафорами. «Помериться главами» — эта метафора (скрытое сравнение) кратко, но очень емко характеризует воинственность и равную мощь противников, их готовность вступить в бой. Эпитеты (образные определения) «рукою дерзновенной», «неведомый гранит», «улыбкой роковою» усиливают впечатление от рассказа.

СРЕДСТВА ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

  • Аллегория (иносказание) выражена во фразе «В шапке золота литого» — изображение православной церкви. Антитеза (противопоставление) «Старый» – «трехнедельный»)
  • Использование прилагательного после существительного — это фигура речи, которая называется инверсией.
  • Поэтичность творчества Лермонтова обеспечивается красочными эпитетами и сильными метафорами. «Помериться главами» — эта метафора (скрытое сравнение) кратко, но очень емко характеризует воинственность и равную мощь противников, их готовность вступить в бой. Эпитеты (образные определения) «рукою дерзновенной», «неведомый гранит», «улыбкой роковою» усиливают впечатление от рассказа.
почему великан «из далеких чуждых стран» назван «трехнедельным удальцом»? Наполеон сделал головокружительную военную карьеру и покорил всю Европу в течение 3 недель

почему великан «из далеких чуждых стран» назван «трехнедельным удальцом»?

  • Наполеон сделал головокружительную военную карьеру и покорил всю Европу в течение 3 недель
Почему «упал он в дальнем море на неведомый гранит»?  Наполеон провел последние годы на острове Святой Елены в Атлантическом океане

Почему «упал он в дальнем море на неведомый гранит»?

  • Наполеон провел последние годы на острове Святой Елены в Атлантическом океане
Домашнее задание 1) прочитать вступительную статью о Н. В. Гоголе; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.

Домашнее задание

  • 1) прочитать вступительную статью о Н. В. Гоголе; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!