СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде»;

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде»;»






Статья

на тему: «Воспитание бережного и ответственного

отношения к окружающей среде»;




















«Воспитание бережного и ответственного

отношения к окружающей среде»;

В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Формирование  у  детей  ответственного  отношения  к  природе  –сложный  и длительный процесс, но он необходим, так  как будущее  планеты  зависит  от желания  трудиться  на  пользу  природы. Следовательно, основная задача любого учителя предметника – вводить  экологический  материал  на своих уроках.

Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, по каким направлениям нравственного становления и духовного роста детей работать в данном классе.

Форм экологического воспитания используется множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.

Дети понимают, что привести в порядок планету – это значит привести в порядок свой двор, свою улицу, своё село. Чистый воздух и ухоженную землю имеет тот, кто этого хочет. Если каждый человек посадит хоть одно дерево, уберёт свалку возле двора, подметёт улицу, то его село станет опрятнее и красивее. И если это очищенное пространство помножить на тысячи других сёл и городов, приведённых в порядок другими людьми, то это будет огромное очищенное пространство на нашей планете. Об этом просил нас и первый космонавт Ю.А. Гагарин: «Облетев землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её

Трудно сформировать у детей чувство ответственности за всё, что нарушает экологию, не привив им любви к природе. В этом мне помогает постоянное обращение к ярким художественным текстам, дающим толчок для развития ума и чувства школьников.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.

Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека
и дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого - физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что - либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Нужно не забывать и о конструктивном подходе в обучении. Поэтому, рассказывая о каких - либо проблемах, мы обязательно должны подчеркнуть, что может сделать для их решения каждый из нас.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Большое значение в формировании и развитии у школьников экологических знаний имеет проведение нестандартных уроков с использованием уроков-дискуссий, практических уроков, игровых уроков. Проводятся уроки-экскурсии в природу при изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами школьной программы. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.

 Никакие уроки не смогут заменить живого общения с природой. С этой целью можно организовать поход в природу. Природа – это то пространство, где ребенок может реализовать различную деятельность. Мы организуем поход в природу с заданиями и играми по станциям, которые соответствуют различным предметам. На станции «Медицина» ребята показывают свои умения оказывать первую медицинскую помощь. На станции «Биология» необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с многообразием местной флоры и фауны. На станции «ОБЖ» ребята показывают свое умение разжигать костер. На станции «Физкультура» проводится эстафета. В таком формате общения с природой приобретаются навыки общения с окружающим миром и его обитателями, чувство коллективизма в командной работе, школьники учатся бережно относится ко всему живому. В конце похода ребятам предоставляется свободное время для обмена впечатлениями, фотографирования и любования красотой родного края.

Научно-исследовательская работа - еще одна форма экологического воспитания, которая проводится в свободное от учебы время. В нашей школе после уроков организуются научно-практические конференции, на которых ребята защищают свои проекты. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся сами находят проблему, которую надо решить, ищут причины и пути решения этой проблемы, проводят анализ результатов, оформляют выводы и формулируют рекомендации. Выступления ребят оцениваются комиссией. Это создает стимул для личностного роста и творческого саморазвития. Безусловно, не все ребята принимают участие в конференции, но чтобы их мотивировать на дальнейшую работу они участвуют в качестве зрителей: задают вопросы, оценивают выступления и присуждают приз зрительских симпатий.

Я очень люблю свою родную деревню. Весной она утопает в яблоневом и вишневом цвете, ароматах сирени и черемухи. Осенью радует глаз разноцветье листьев. Зимой открывается бесконечный, необозримый белый простор.

Наша земля необыкновенно красива, и все, что окружает нас, радует сердце. В сельской местности еще сохранились уголки дикой, первозданной природы.

Наша земля необыкновенно богата лесами, лугами, полями, запасами глины, песка и мела. Единственное, что меня волнует сейчас, — это то, что здесь нет молодежи, в основном остались пенсионеры.

Но идет время, стремительно развивается общество, внедряются современные технологии, меняя образ жизни и мыслей человека, меняя облик земли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!