Автор: Гулая Елена Григорьевна
Статья «Особенности адаптации учащихся 1, 5 классов»
Аннотация
Данная статья предназначена для родителей первоклассников и пятиклассников, для учителей начальных классов и старших классов, для студентов педагогических учебных заведений. В данном материале даются рекомендации и советы по работе с учащимися 1 классов в период их поступления в школу, а также с учащимися 5 классов во время их перехода в среднее звено.
Ключевые слова: адаптация, приспособление, учёба, родители, школа, учитель.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Существует 3 уровня адаптации:
Высокий. Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес к самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет задания. Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, дружит со многими одноклассниками. Низкий уровень. Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не ладит с одноклассниками. Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только учителя, но и родители.
Как помочь ребенку? Вот несколько советов родителям.
Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Составьте распорядок дня. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять малыша в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля– это самостоятельность. Каждый день интересуйтесь школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «С кем ты подружился в классе?» и т.п. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Положительно оценивайте учебу вашего первоклассника, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Проявляйте к своему ребёнку максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам.
Незаметно пролетят годы обучения в начальной школе и вот уже ваш ребёнок – пятиклассник. Переход учащихся из начального в среднее звено школы является одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Это время становится своеобразным испытанием для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки. И у них свои психологические особенности: Проявление чувства взрослости. Стремление отмежеваться от всего детского. Рост самооценки и самосознания. Желание быть не хуже других. Повышенное внимание к своей внешности. Ярко выраженная эмоциональность, тревожность. Повышенное негативное отношение к взрослым.
Каждый учащийся 5 класса проходит этап адаптации по-разному. Если ребенок успешно справляется с программой, удовлетворен межличностными отношениями с одноклассниками, учителями и родителями, можно смело утверждать, что процесс адаптации для него проходит успешно. К сожалению, так бывает не всегда.
Родителям и учителям следует беспокоиться, если ребенок не хочет выполнять домашнее задание, неохотно делится с родителями подробностями школьной жизни, допускает негативные высказывания в адрес одноклассников и учителей, часто жалуется на плохое самочувствие и имеет утомленный внешний вид. Эти признаки свидетельствуют о дезадаптации учащегося. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Внимательное и чуткое отношение родителей в этот непростой для пятиклассника период является значимым для его успешного прохождения. Расспрашивайте вашего ребёнка о его школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего пятиклассника. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Помогайте ему выполнять домашнее задание. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Будьте другом своему ребёнку , сколько бы лет ему не было – 7 или 12. Тогда он доверит вам самое сокровенное.
Закончить я хочу вот такими словами. «Чтобы быть в памяти детей завтра, нужно быть в их жизни сегодня». (Барбара Джонсон)
Список использованной литературы
Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
Беликова Е. Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников / Е. Ю. Беликова, Е. В. Сазонова, Н .В. Чахмахчева // Клас. рук. - 2003. - № 1. - С. 17-28.
Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Нар. образование. – 2002. - № 8. - С. 99-105.