СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация от А до Я

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый раз в Пятый класс!!! «Особенности адаптации пятиклассников»

Адаптация— привыкание к новым условиям обучения.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе".

Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Существует ряд проблем  школьной адаптации:

  1. Изменение условий обучения: Начальная школа: ОДИН основной учитель, ОДНИ требования, ОДИН кабинет, ОДИН классный коллектив, Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя. Переход в 5-й класс: МНОГО учителей-предметников, МНОГО разных требований, МНОГО кабинетов, МНОГО других ребят, Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей.

      2. изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

3. отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

4. пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Признаки успешной адаптации:

  •  удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  •  ребенок легко справляется с программой;
  •  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  •  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  •  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  •  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  •  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  •  нежелания выполнять домашние задания;
  •  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  •  жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  •  беспокойный сон;
  •  трудности утреннего пробуждения, вялость;
  •  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

P.S:….

Переход учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Задача взрослых -облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе. Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптация от А до Я»

Первый раз в Пятый класс!  «Особенности адаптации пятиклассников»

Первый раз в Пятый класс!

«Особенности

адаптации пятиклассников»

Адаптация — привыкание к новым условиям обучения. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

Адаптация — привыкание к новым условиям обучения.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

1. изменение условий обучения  Переход в 5-й класс  МНОГО учителей-предметников МНОГО разных требований МНОГО кабинетов МНОГО других ребят  Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей   Начальная школа  ОДИН основной учитель ОДНИ требования ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив  Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

1. изменение условий обучения

Переход в 5-й класс

МНОГО учителей-предметников

МНОГО разных требований

МНОГО кабинетов

МНОГО других ребят

Заново завоевать авторитет у

МНОГИХ учителей

Начальная школа

ОДИН основной учитель

ОДНИ требования

ОДИН кабинет

ОДИН классный коллектив

Завоевать авторитет у

ОДНОГО учителя

2. изменение требований  Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.  Чем можно помочь?  Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.  Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

2. изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

3. отсутствие контроля  Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

3. отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

4. пробелы в знаниях  За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком.  В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

4. пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Признаки успешной адаптации:  удовлетворенность ребенка процессом обучения;  ребенок легко справляется с программой;  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.   Признаки дезадаптации:  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;  нежелания выполнять домашние задания;  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;  жалобы на те или иные события, связанные со школой;  беспокойный сон;  трудности утреннего пробуждения, вялость;  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять домашние задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.
P.S: … Переход   учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до   полугода . Задача взрослых -облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе. Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

P.S: …

Переход   учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до   полугода . Задача взрослых -облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе. Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!