СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Конспект на уроках"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены этапы работы по обучению коспектированию на уроках русского языка в старших классах

Просмотр содержимого документа
«Статья "Конспект на уроках"»



Конспект на уроках

Современному старшекласснику обязательно придется, готовясь к урокам-семинарам, работать с первоисточниками, с материалами уроков- лекций, поэтому он должен уметь извлекать и перерабатывать информацию, т.е. уметь конспектировать.

Мы хотим предложить вниманию читателей материал о конспектировании.

Работа по формированию умения конспектировать включает несколько основных моментов.

Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте.

Начать нужно с беседы, подчеркивающей значение умения составлять конспект (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное) .На этом этапе полезны высказывания известных людей:

Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному (С. Цвейг)

Как вы относитесь к конспектированию?- этот вопрос позволяет перейти к ознакомлению учащихся с конспектом как особым видом текста.

Что такое конспект? Конспект – особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике. Цель - выявление, систематизация и обобщение ценной для конспектирующего информации. Письменная фиксация избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Какие бывают конспекты? Существует несколько классификаций конспектов. По объему выделяют конспекты краткие, подробные и смешанные. По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические и сводные, составленные по нескольким источникам. Выделяют два вида конспектов по степени эквивалентности первоисточнику. Интегральным называют конспект, который передает все основные положения и важнейшие смысловые связи. Селективным назван конспект, включающий отдельные элементы первоисточника.

На этом этапе полезно обратиться к анализу конспектов, определить их назначение и особенности.

Основные этапы процесса конспектирования. 1. Отбор информации. При первичном отборе учащиеся выбирают нужную информацию, отсекая излишнюю. Информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны и значимости. 2. Переформулировка. Способы речевой фиксации выбираются в зависимости от того, какая - новая или уже известная – информация подвергается переформулировке. Известная информация обозначается опорным словом, системой опорных слов в форме плана. 3. Трансформация. Новая информация фиксируется в виде трансформированных предложений.

Недостаток времени для записи текста сказывается на осмыслении информации. Сокращение слов становится эффективным способом увеличения скорости фиксации получаемой от говорящего информации.

В качестве домашних могут быть предложены задания. 1. Старшеклассникам предлагается законспектировать указанный учителем материал. Обязательное условие – создание конспекта, которым могли бы пользоваться товарищи по классу. 2. Часть ребят получают задание законспектировать урок-лекцию. 3. Ученики составляют памятку для тех, кто хочет научиться хорошо конспектировать.

Важно помнить, что работа по обучению старшеклассников умению конспектировать – довольно длительный, но необходимый этап в подготовке будущих компетентных специалистов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!