Просмотр содержимого документа
«Статья "Конспект на уроках"»
Конспект на уроках
Современному старшекласснику обязательно придется, готовясь к урокам-семинарам, работать с первоисточниками, с материалами уроков- лекций, поэтому он должен уметь извлекать и перерабатывать информацию, т.е. уметь конспектировать.
Мы хотим предложить вниманию читателей материал о конспектировании.
Работа по формированию умения конспектировать включает несколько основных моментов.
Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте.
Начать нужно с беседы, подчеркивающей значение умения составлять конспект (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное) .На этом этапе полезны высказывания известных людей:
Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному (С. Цвейг)
Как вы относитесь к конспектированию?- этот вопрос позволяет перейти к ознакомлению учащихся с конспектом как особым видом текста.
Что такое конспект? Конспект – особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике. Цель - выявление, систематизация и обобщение ценной для конспектирующего информации. Письменная фиксация избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.
Какие бывают конспекты? Существует несколько классификаций конспектов. По объему выделяют конспекты краткие, подробные и смешанные. По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические и сводные, составленные по нескольким источникам. Выделяют два вида конспектов по степени эквивалентности первоисточнику. Интегральным называют конспект, который передает все основные положения и важнейшие смысловые связи. Селективным назван конспект, включающий отдельные элементы первоисточника.
На этом этапе полезно обратиться к анализу конспектов, определить их назначение и особенности.
Основные этапы процесса конспектирования. 1. Отбор информации. При первичном отборе учащиеся выбирают нужную информацию, отсекая излишнюю. Информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны и значимости. 2. Переформулировка. Способы речевой фиксации выбираются в зависимости от того, какая - новая или уже известная – информация подвергается переформулировке. Известная информация обозначается опорным словом, системой опорных слов в форме плана. 3. Трансформация. Новая информация фиксируется в виде трансформированных предложений.
Недостаток времени для записи текста сказывается на осмыслении информации. Сокращение слов становится эффективным способом увеличения скорости фиксации получаемой от говорящего информации.
В качестве домашних могут быть предложены задания. 1. Старшеклассникам предлагается законспектировать указанный учителем материал. Обязательное условие – создание конспекта, которым могли бы пользоваться товарищи по классу. 2. Часть ребят получают задание законспектировать урок-лекцию. 3. Ученики составляют памятку для тех, кто хочет научиться хорошо конспектировать.
Важно помнить, что работа по обучению старшеклассников умению конспектировать – довольно длительный, но необходимый этап в подготовке будущих компетентных специалистов.