СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление личности учащихся в начальных классах через дифференцированный подход в обучении и воспитании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Становление личности учащихся в начальных классах через дифференцированный подход в обучении и воспитании»

«Становление личности учащихся в начальных классах через дифференцированный подход в обучении и воспитании»

«Становление личности учащихся в начальных классах через дифференцированный подход в обучении и воспитании»

Дифференцированный подход в обучении- это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Дифференцированный подход в обучении-

  • это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Дифференцированный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции комфорт защищённость  интерес к учёбе повышение самооценки учащихся снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе .

Дифференцированный подход к обучению на уроках это:

положительные эмоции

комфорт

защищённость

интерес к учёбе

повышение самооценки учащихся

снижение барьеров страха

доверие к педагогу

доброжелательные отношения в классном коллективе .

Положительные стороны дифференцированного обучения сильным учащимся можно уделить время; слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого); повышается уровень мотивации у сильных учеников

Положительные стороны дифференцированного обучения

  • сильным учащимся можно уделить время;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • повышается уровень Я-концепции

(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);

  • повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается уровень мотивации в слабых группах

Отрицательные стороны дифференцированного обучения

  • слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
  • понижается уровень мотивации в слабых группах
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: Внешняя дифференциация  Предполагает создание школ в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями Внутренняя дифференциация Предполагает работу внутри класса группам учащихся отличающихся одними и теми же индивидуальными способностями

ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ:

Внешняя дифференциация

Предполагает

создание школ в

которые зачисляются

учащиеся с

определенными

индивидуальными

особенностями

Внутренняя дифференциация

Предполагает работу внутри класса группам учащихся отличающихся одними и теми же индивидуальными способностями

Школьники делятся на группы по различным признакам: по полу по религиозной по национальному  принадлежности признаку по этнокультурным по профессиональной по интересам  особенностям ориентации по психофизиологическим и по склонностям психологическим особенностям  по способностям

Школьники делятся на группы по различным признакам:

по полу по религиозной по национальному

принадлежности признаку

по этнокультурным по профессиональной по интересам

особенностям ориентации

по психофизиологическим и по склонностям

психологическим особенностям

по способностям

При внутренней дифференциации, т.е. на уроке , дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии.

При внутренней дифференциации, т.е. на уроке , дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов : Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. 2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. Работы) 3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. 4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока 6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов :

  • Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. Работы)

3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока

6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.

Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных в классах 1. Готовность к обучению. 2. Обученность.  3.Обучаемость.

Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных в классах

  • 1. Готовность к обучению.
  • 2. Обученность.
  • 3.Обучаемость.
Способы дифференциации учебной работы Способы дифференциации предполагают: Дифференциацию содержания учебных заданий: – по уровню творчества; – по уровню трудности; – по объему. Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется: – по степени самостоятельности учащихся; – по степени и характеру помощи учащимся; – по характеру учебных действий.

Способы дифференциации учебной работы

Способы дифференциации предполагают:

  • Дифференциацию содержания учебных заданий:

– по уровню творчества;

– по уровню трудности;

– по объему.

  • Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:

– по степени самостоятельности учащихся;

– по степени и характеру помощи учащимся;

– по характеру учебных действий.

По уровню творчества задания бывают: -репродуктивные; -творческие. Репродуктивные задания – это типовые упражнения: -решение задач знакомых видов; -решение примеров на изученные вычислительные приёмы; -решение простых уравнений. Виды творческих заданий:  -поиск закономерностей; -задания на классификацию математических объектов; -задания с недостающими и лишними данными; -выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; -самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств; -нестандартные задачи и задания.
  • По уровню творчества задания бывают:

-репродуктивные;

-творческие.

  • Репродуктивные задания – это типовые упражнения:

-решение задач знакомых видов;

-решение примеров на изученные вычислительные приёмы;

-решение простых уравнений.

  • Виды творческих заданий:

-поиск закономерностей;

-задания на классификацию математических объектов;

-задания с недостающими и лишними данными;

-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

-самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств;

-нестандартные задачи и задания.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Такой   способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной  деятельности школьников,  которая  может быть   репродуктивной или продуктивной (творческой).

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

  • Такой   способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть   репродуктивной или продуктивной (творческой).
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: - усложнение учебного материала; - увеличение количества действий в выражении или в решении задачи; - выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию; - использование обратного задания вместо прямого; - использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • - усложнение учебного материала;
  • - увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;
  • - выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
  • - использование обратного задания вместо прямого;
  • - использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания

4 . Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это  делают под руководством учителя, а другие самостоятельно .

4 . Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это  делают под руководством учителя, а другие самостоятельно .

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся Такой  способ, в отличии от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличии от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

6. Дифференциация работы по форме учебных действий 1. Предметные действия обычно выполняются рукой. 2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя. 4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане.

6. Дифференциация работы по форме учебных действий

  • 1. Предметные действия обычно выполняются рукой.
  • 2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом.
  • З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя.
  • 4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане.
7.Дифференциация домашних заданий Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи -   отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества –  учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.

7.Дифференциация домашних заданий

Наиболее эффективны следующие способы:

  • по степени помощи -   отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
  • по уровню трудности или уровню творчества –  учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.
  Задания по выбору учащихся «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.  Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять. - Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький.  Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза

  Задания по выбору учащихся

«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.

- Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза

 1. Дифференциация по уровню творчества.   Пример 1. Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?» Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.  Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом. Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Решите двумя способами. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

1. Дифференциация по уровню творчества.

Пример 1.

Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Решите двумя способами.

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Пример 2.   Даны выражения:  81-29+27 400+200+300-100  72:9-3 400+200+30-100  54:6+72:8 27:3+24:6 9  84-9+8 54+6 х 3-72:8  Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Пример 2.

Даны выражения:

81-29+27 400+200+300-100

72:9-3 400+200+30-100

54:6+72:8 27:3+24:6 9

84-9+8 54+6 х 3-72:8

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

 2 . Дифференциация по уровню трудности  Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др. Пример 1. Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.  Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах  Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.  Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.  Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.  Начерти 5 отрезков разной длины, обозначь отрезки буквами латинского алфавита. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.

2 . Дифференциация по уровню трудности

Предполагает различные виды усложнения заданий

для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др.

Пример 1.

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.

Начерти 5 отрезков разной длины, обозначь отрезки буквами латинского алфавита. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.

Пример 2. Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.  Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.  36 : 3 + 3 45 – 7 х 3 Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.  36 : 3 + 27 : 9 5 х 9 – 7 х 3 36 : 3 +(20+7) : 9 ( 45 – 40 ) х 4 х 3 Пример 3. Сравните числа:/для низкого и среднего уровня/ 54 и 7 63 и 64 Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы/высокий уровень/ 9 и 26 52 32 КС и Н КЗ и К4 9 и РС 5Н и 3Н

Пример 2.

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

36 : 3 + 3

45 – 7 х 3

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

36 : 3 + 27 : 9

5 х 9 – 7 х 3

36 : 3 +(20+7) : 9

( 45 – 40 ) х 4 х 3

Пример 3.

Сравните числа:/для низкого и

среднего уровня/

54 и 7 63 и 64

Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы/высокий уровень/

9 и 26 52 32

КС и Н КЗ и К4

9 и РС 5Н и 3Н

Пример 4. Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы. Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.  Задание для 2-й – 3-й группы  / средний - высокий уровень / Гряды – гряда… - тр…ва – д…ревья,… - р…ды,… - гн…здо,… - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… - Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.

Пример 4.

Подбери к каждому слову проверочные слова.

Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы.

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й – 3-й группы

/ средний - высокий уровень /

Гряды – гряда… - тр…ва – д…ревья,… - р…ды,… - гн…здо,… - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… -

Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.

3. Дифференциация по объёму учебного  материала предполагает выполнение учащимися как основного, так и дополнительного материала. Основное задание: «Найдите значения выражений»./Для всех./ Дополнительное задание: 15 – 7 12 - 6 13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8 «Найдите сумму ответов в каждом столбике» + дополнительные задания из учебника + дополнительные задания на карточках + дополнительные задания в тетрадях + творчество и грамотность учителя!!!

3. Дифференциация по объёму учебного

материала предполагает выполнение

учащимися как основного, так и дополнительного

материала.

Основное задание: «Найдите значения выражений»./Для всех./

Дополнительное задание:

15 – 7 12 - 6

13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8

«Найдите сумму ответов в каждом столбике»

+ дополнительные задания из учебника

+ дополнительные задания на карточках

+ дополнительные задания в тетрадях

+ творчество и грамотность учителя!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!