«Становление личности учащихся в начальных классах через дифференцированный подход в обучении и воспитании»
Дифференцированный подход в обучении-
- это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Дифференцированный подход к обучению на уроках это:
положительные эмоции
комфорт
защищённость
интерес к учёбе
повышение самооценки учащихся
снижение барьеров страха
доверие к педагогу
доброжелательные отношения в классном коллективе .
Положительные стороны дифференцированного обучения
- сильным учащимся можно уделить время;
- слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
- повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
- повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
- слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
- понижается уровень мотивации в слабых группах
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ:
Внешняя дифференциация
Предполагает
создание школ в
которые зачисляются
учащиеся с
определенными
индивидуальными
особенностями
Внутренняя дифференциация
Предполагает работу внутри класса группам учащихся отличающихся одними и теми же индивидуальными способностями
Школьники делятся на группы по различным признакам:
по полу по религиозной по национальному
принадлежности признаку
по этнокультурным по профессиональной по интересам
особенностям ориентации
по психофизиологическим и по склонностям
психологическим особенностям
по способностям
При внутренней дифференциации, т.е. на уроке , дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов :
- Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. Работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.
Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных в классах
- 1. Готовность к обучению.
- 2. Обученность.
- 3.Обучаемость.
Способы дифференциации учебной работы
Способы дифференциации предполагают:
- Дифференциацию содержания учебных заданий:
– по уровню творчества;
– по уровню трудности;
– по объему.
- Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:
– по степени самостоятельности учащихся;
– по степени и характеру помощи учащимся;
– по характеру учебных действий.
- По уровню творчества задания бывают:
-репродуктивные;
-творческие.
- Репродуктивные задания – это типовые упражнения:
-решение задач знакомых видов;
-решение примеров на изученные вычислительные приёмы;
-решение простых уравнений.
-поиск закономерностей;
-задания на классификацию математических объектов;
-задания с недостающими и лишними данными;
-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
-самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и неравенств;
-нестандартные задачи и задания.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
- Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- - усложнение учебного материала;
- - увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;
- - выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
- - использование обратного задания вместо прямого;
- - использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания
4 . Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно .
5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Такой способ, в отличии от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
6. Дифференциация работы по форме учебных действий
- 1. Предметные действия обычно выполняются рукой.
- 2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом.
- З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя.
- 4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане.
7.Дифференциация домашних заданий
Наиболее эффективны следующие способы:
- по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
- по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.
Задания по выбору учащихся
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
- Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза
1. Дифференциация по уровню творчества.
Пример 1.
Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.
Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Решите двумя способами.
Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Пример 2.
Даны выражения:
81-29+27 400+200+300-100
72:9-3 400+200+30-100
54:6+72:8 27:3+24:6 9
84-9+8 54+6 х 3-72:8
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.
Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
2 . Дифференциация по уровню трудности
Предполагает различные виды усложнения заданий
для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др.
Пример 1.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.
Начерти 5 отрезков разной длины, обозначь отрезки буквами латинского алфавита. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.
Пример 2.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
36 : 3 + 3
45 – 7 х 3
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
36 : 3 + 27 : 9
5 х 9 – 7 х 3
36 : 3 +(20+7) : 9
( 45 – 40 ) х 4 х 3
Пример 3.
Сравните числа:/для низкого и
среднего уровня/
54 и 7 63 и 64
Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы/высокий уровень/
9 и 26 52 32
КС и Н КЗ и К4
9 и РС 5Н и 3Н
Пример 4.
Подбери к каждому слову проверочные слова.
Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы.
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й – 3-й группы
/ средний - высокий уровень /
Гряды – гряда… - тр…ва – д…ревья,… - р…ды,… - гн…здо,… - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… -
Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.
3. Дифференциация по объёму учебного
материала предполагает выполнение
учащимися как основного, так и дополнительного
материала.
Основное задание: «Найдите значения выражений»./Для всех./
Дополнительное задание:
15 – 7 12 - 6
13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8
«Найдите сумму ответов в каждом столбике»
+ дополнительные задания из учебника
+ дополнительные задания на карточках
+ дополнительные задания в тетрадях
+ творчество и грамотность учителя!!!