СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства связи предложений и частей текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родному(русскму языку). Учебник О.М. Александровой. Раздел Речь. Текст.

Просмотр содержимого документа
«Средства связи предложений и частей текста»

Тема Средства связи предложений и частей текста

Цели: дать представление о средствах связи предложений и частей текста;

показать разницу между лексическими и контекстными синонимами; дать понятие о последовательном, параллельном и комбинированном способах связи предложений;

развивать умение восстанавливать текст, выразительно читать и анализировать текст, добывать необходимую информацию, работать в парах.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

Жили-были дождевые капельки. Они всё время работали. Дождиком проливались на землю и поили её. А потом опять летели в воздух. Соберутся капельки в облачко. Облачко превратится в тучу. Оттуда капли падают проливным дождём.

- Как вы понимаете смысл этой сказки?

- Какую пословицу возьмём с собой на урок? (От работы убегать – добра не знать. Чтобы не было скуки, не сиди сложа руки. Аккуратная работа аккуратных людей любит) Нам на уроке предстоит плодотворно поработать, чтобы узнать много нового для себя.

III. Проверка домашнего задания упр. 185. (Прослушать по 1 рассуждению на каждую тему)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Предложения могут связываться многими способами: с помощью союзов, лексических повторов, местоимений, однокоренных слов, форм слов, синонимов, антонимов. В конкретных текстах можно обнаружить и другие средства связи.

Средства связи, подобно вагончикам, цепляются за предыдущее предложение, получается состав поезда. Так постепенно плетётся ткань текста. Такая связь называется последовательной или цепной.

Давайте обратимся к упражнению 188. Определим, с помощью каких средств связи соединяются предложения, образуя текст.

Второе предложение связано с первым с помощью форм слов (у папы-папа) и однокоренных слов (рыбу-рыбок, ловить-выловил).4 с 3-м – с помощью местоимения (рыб-они).5 с 4-м – тоже с помощью местоимения (они-с ними).

Но бывает и по-другому. Вот начало стихотворения И.С. Никитина «Утро»:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Между этими четырьмя предложениями нет средств связи, которые мы уже рассмотрели. В то же время мы понимаем. Что перед нами текст. Как же связаны предложения?

- Какова тема этого теста? Можно ли сказать. Что она заключена в названии?

(Да. В заглавии обозначена тема – утро).

Мы словно наблюдаем картины утра глазами автора, который называет явления, действия, находящиеся рядом. Мы постепенно переводим мысленный взгляд: небо-луга-вода. Кроме того, заметьте, что глаголы стоят в одной форме: меркнут и гаснут, расстилается, разливается.

- В какой форме стоят глаголы? (Это глаголы несовершенного вида в настоящем времени)

- Автор любуется прекрасной картиной утра и передаёт это чувство читателю. Значит, главная мысль тоже объединяет эти предложения.

Такая связь называется параллельной. В тексте с параллельной связью сначала следует тема (мысль). Затем предложения конкретизирующие, раскрывающие эту тему или мысль. Чаще всего структура предложений одинаковая или схожая (параллельная), а глаголы-сказуемые имеют одинаковые формы.

V. Составление опорного конспекта на основе изученного.

Средства связи в тексте



Цепная


1

2

3

4



- союзы

- лексические повторы

- местоимения

- однокоренные слова

- формы слов

- синонимы (языковые, контекстные)

- антонимы


Параллельная

Тема




1

2

3



VI. Словарная работа. Чтение «Лингвистических заметок» в учебнике с. 144.

- А знаете ли вы, чем отличаются языковые синонимы от контекстных? (Нет).

Тогда запишем примеры: близко-рядом, лингвистика- языкознание. Это языковые или лексические синонимы.

Контекстные синонимы становятся таковыми только в определённом контексте (во фразе, высказывании): Моя собака очень привязана ко мне. Дружок всюду ходит за мной. Назовите контекстные синонимы (собака- Дружок)

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа с текстом упр. 189

(Тема – общение. Главная мысль – общение – высшее счастье.

Средства связи – однокоренные слова (человек-человеческая), формы слова (с людьми- человека- с человеком), местоимение (он - человек).

2.Чтение «Лингвистических заметок» с. 146

3. Исследовательская работа по группам упр.192, записать выоды в тетрадь

1 гр. Упр.192 (текст1) (Тип речи – повествование, способ связи –последовательный. Средства связи – местоимение, лексический повтор, формы слова).

2 гр. (текст 2). 2 (Тип речи – описание, способ связи – последовательный. Средства связи - союз, формы слов, лексический повтор).

3гр. (текст 3). (Тип речи – повествование, способ связи – комбинированный.– Последовательный до фразы: «Я решил ему помочь…». Средства связи – формы слов, местоимения; после – параллельный).

4 гр. (текст 4). (Тип речи – рассуждение, способ связи – последовательный. Средства связи – местоимения. Формы слов, однокоренные слова).

5 гр. (текст 5). (Тип речи – рассуждение. Способ связи – параллельный. Средства связи – вводные слова)

4. Обсуждение исследований.

VIII. Подведение итогов урока

- Какими способами могут быть связаны предложения в тексте?

- Назовите признаки последовательной связи.

- Каким образом связаны предложения при параллельной связи?

- В чём особенность комбинированной связи?

IX.Рефлексия

У Н. Заболоцкого в стихотворении «не позволяя душе лениться» есть такие слова:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Мы с вами сегодня на уроке хорошо потрудились. Давайте поаплодиру-ем друг другу.

Дома: упр. 193 (2). Списать, выделить орфограммы. Найти в тексте изобразительные средства, выписать их, определить их роль. Какой способ связи предложений в тексте?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!