СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку "ТЕКСТ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умения опознавать и характеризовать признаки текста,

•  выделять в тексте зачин, основную часть и концовку;

•  находить средства связи предложений в тексте;

•  научиться практическим приёмам развёртывания содержания текста и подбору средств связи предложений в тексте;

• развивать умение работы с текстом и воспитывать культуру речи .

 

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку "ТЕКСТ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ"»

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

  1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Озаглавьте её и спишите.

  1. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.

  2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Каково основное назначение текста?

Какие признаки текста вы знаете?

Во второй записи попробуйте изменить порядок предложений; порядок слов в предложениях, затем заменить настоящее время глагола в одном предложении – прошедшим, а в другом – будущим.


  1. Что значит писать и говорить на тему?

Развивайте умение писать и говорить на тему. Готовясь к устному или письменному высказыванию, вдумайтесь в его тему.

Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы: «Снег», «Первый снег», «Снег в лесу», «Снег однажды вечером» - близкие, но разные.

Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.

  1. Вы знаете, что в тексте предложения связаны не только темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.

  1. Прочитайте и запишите высказывание М.Горького.

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Какой вопрос из этого высказывания помогает вам определить тему будущего сочинения, какой – основную мысль?

  1. Прочитайте заглавия заметок. Какие из них отражают тему, а какие – основную мысль?

  1. Конкурс юных пианистов.

  2. Спорт учит мужеству.

  3. Мы на выставку идём!

  4. Какое чудо – цирк!

  5. Спортивные соревнования.

  6. Учитель мужества – футбол.

Готовясь к устному или письменному высказыванию, продумайте, кого и в чём вы будете убеждать. Что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено определённой мысли, идее. Какова же композиция высказывания? На какие части можно разделить любое высказывание?




концовка


Основная часть

зачин






  1. Составьте такие предложения, чтобы получился текст на тему «Где живёт жар-птица».

Жил-был царь. У царя …. сад. В том саду …. яблоня. На яблоне … золотая клетка. В той клетке

Как связаны предложения в тексте? Как называется такой способ связи предложений?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!