Требования к условиям реализации программ обучения | Структура: - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования. Сохранение методологической основы - системно-деятельностный подход. Виды результатов освоения образовательной программы остались прежними: метапредметные, личностные, предметные результаты. Но формулировки не конкретизированы и не систематизированы. НЕ предусмотрены возможности: -самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ -вариативности сроков реализации образовательной программы -изучения ряда учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в основной школе, абсолютного большинства всех учебных предметов в старшей школе НЕ предусмотрено: -использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией; - использования внешних ресурсов для функционирования ИОС; - обеспечение доступности и безопасности ИОС; - - специальных требований к ресурсам для обучения детей с ОВЗ. Можно использовать электронную версию учебника. Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы; | Сохранение структуры: - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образов 1) ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) 2) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ 3) ФГОС конкретизируют результаты освоения программ. Расширяется возможность вариативности образовательных программ: Предусмотрены возможности: -формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей -разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности -разработки и реализации индивидуальных учебных планов - самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ -вариативности сроков реализации образовательной программы изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровне. Устанавливают требования к использованию информационной образовательной среды: Цели ИОС: - повышение качества реализации образовательных программ, качества управления образовательной организацией. - Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы. - Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации - учебной документации образовательной организации. - Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды. – - Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ. Вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение учебного процесса. Стандартизация процесса обучения и оценки качества образовательных достижений школьников. Появились новые формы – модули. Уточнили требования к программе коррекционной программы. Вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником. Введены понятия: Функциональная грамотность, дистанционные образовательные технологии, верифицированные образовательные ресурсы. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Разделы программы: целевой, содержательный, организационный. Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода. Было: Минимум – 2170, Максимум 2590, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю. Было: 11 учебных предметов: из них 8 обязательных - русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультуру, ОБЖ и астрономию. Из них 3 предмета минимум на углубленном уровне. | Единая схема для программ Примерная рабочая программа основного общего образования. 1 Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. 2 Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы: личностные; метапредметные; предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС с учетом специфики предмета. 3 Содержание учебных предметов по годам обучения. 4 Тематическое планирование. Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии организации обучающихся с ОВЗ). Сократили общий объем занятий на уровне СОО: Минимум – 2170 Максимум – 2516, за 2 года обучения, максимум 37 часов в неделю. Изменили перечень обязательных предметов: 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно. В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. |
Требования к результатам обучения | Требования основаны на системно-деятельностном подходе. Личностные результаты не систематизированы и не конкретизированы. Личностные результаты – ориентация на формирования системы ценностей и мотивов. Метапредметные результаты не систематизированы и не конкретизированы. Метапредметные результаты - 3 группы УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные действия. Предметные результаты: Не сформулированы с учетом системно-дятельностного подхода. Не учитывают результаты процедур оценки качества образования. Не определяют минимум содержания образования. Не систематизированы. Не конкретизированы. | Требования основаны на системно-деятельностном подходе. Требования систематизированы и конкретизированы. Задаются в деятельностной форме. Предъявляются к результатам обучения и воспитания Взаимосвязаны. Личностные результаты на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями сгруппировали по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания. В обновленных ФГОС ООО – 39, ФГОС СОО – 34 конкретных формулировки требований. Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. В обновленных ФГОС ООО – 30, ФГОС СОО – 57 конкретных формулировки требований. В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Предметные результаты: Формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений через глаголы. Формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования. Определяют минимум содержания основного и среднего общего образования. Систематизированы. Конкретизированы. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология». В обновленных ФГОС ООО – 15, ФГОС СОО – 20 конкретных формулировки требований. В обновленных ФГОС (от основного к среднему общему образованию) осуществлено приращение требований по всем результатам. |