СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы саморегуляции эмоционального состояния

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Министерство науки и высшего образования

российской федерации

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет

им. И. Канта»

Высшая школа образования и психологии





Реферат по курсу: Коммуникативная культура педагога начальной школы







Способы саморегуляции эмоционального состояния





Выполнила студентка 3 курса

Направления «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование. Дополнительное образование»

(графический дизайн и изобразительное искусство)

Ситникова Дарья Владимировна





Калининград

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Эмоции……………………………………………………………...

4

1.1. Физиологические основы……………………………………….

4

1.3. Функции эмоций…………………………………………………

5

1.4. Виды эмоций……………………………………………………..

6

Глава 2. Эмоциональные состояния………………………………………...

8

2.1. Основные виды эмоциональных состояний……………………

8

Глава 3. Эмоциональная саморегуляция…………………………………...

10

3.1. Популярные методы саморегуляции…………………………...

11

3.2. Механизм естественной саморегуляции………………………..

13

Заключение…………………………………………………………………..

14

Список литературы………………………………………………………….

15

Приложение………………………………………………………………….

16

























Введение

Тема реферата: способы саморегуляции эмоционального состояния.

Исходя из данной темы определяем предмет исследования – понятие эмоциональной саморегуляции, определение эмоционального состояния, способы саморегуляции эмоционального состояния.

Объект исследования – формирование способности регулировать свое эмоциональное состояние.

Так как у меня есть тема, предмет и объект исследования, несложно определить и актуальность реферата, так как в современных реалиях эмоциональный фон людей несколько пошатнулся, а стабильность эмоционального состояния снижена. Чтобы вновь вернуться к эмоциональной уравновешенности, необходимо уметь регулировать свое состояние, знать методики саморегуляции. Считаю, что мой реферат способен натолкнуть на мысль о важности умения регулировать свое состояние и в целом описать важность выбранной мной темы.





















Глава 1. Эмоции

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают появление определенных эмоций и чувств – положительное или отрицательное отношение к ним. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие или неудовлетворение, радость, печаль. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент, это отчетливо выраженная реакция человека на определенную ситуацию, с которой он столкнулся в жизни, живая реакция на происходящее.

Отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые [1]

1.1. Физиологические основы

Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие коры головного мозга и подкорки, где представлены центры, регулирующие жизнедеятельность организма. Возбуждение, возникающее в коре при отражении окружающей действительности, передается в подкорку, а оттуда – в вегетативную нервную систему. Это вызывает определенные изменения в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнения или покраснения, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Так, при сильном испуге человек бледнеет, от стыда или в гневе – краснеет. В первом случае происходит сжатие, во втором – расширение кровеносных сосудов лица. При сильном волнении увеличивается кровяное давление, изменяется ритм работы сердца. У человека, испытывающего радость, дыхание становится быстрее и глубже, а в состоянии грусти оно замедляется. Чувство горя, тоски, страх сопровождаются ухудшением обмена веществ, работы сердца и желудка. Не случайно тяжелые сердечно-сосудистые заболевания связаны с эмоциональным напряжением, неприятным переживаниями. Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах человека играет кора больших полушарий головного мозга. [1]

1.2. Функции эмоций

В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.

Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.

Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.

Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.

Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям. [1]

1.3. Виды эмоций

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Стресс – это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность. При слабом стрессе, так называемом оптимальном напряжении, появляются общая физическая собранность, ясность и четкость мысли, активность и сообразительность. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, может наблюдаться растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, может привести к полной дезорганизации его деятельности. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

Фрустрация – это эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В таком состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно может проявляться как озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или подавленность, полное безразличие к окружению, апатия (пассивная форма). Фрустрации больше всего подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, плохо подготовленные к невзгодам либо люди с недостаточно развитой волей. [1]



Глава 2. Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д. [2]

2.1. Основные виды эмоциональных состояний

Эмоции и чувства человека могут быть разнообразными по силе, глубине, продолжительности и форме выражения. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение – эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом его значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а общее состояние человека, на которое влияют различные факторы: социально-психологическая атмосфера в его ближнем и дальнем окружении, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность и т. д. Причиной определенного настроения может быть также какое-либо значительное событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. Настроение отражается на активности, действиях и поведении человека. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо грустным, апатичным.

Страсть – это также длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но в отличие от настроения оно характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или человека.

Воодушевление, как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели, но оно часто переживается как чувство коллективное. При этом, чем больше людей охвачено воодушевлением, тем сильнее это состояние переживается каждым человеком в отдельности. Возникает воодушевление в тех случаях, когда цель ясна и результаты ярко представляются как нужные, ценные. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Аффект – это чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние (отчаяние, ярость, ужас и т. д.). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Аффект сопровождается видимыми изменениями в поведении человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи. В таком состоянии у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершить необдуманные поступки. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, они не только резко снижают уровень ее организованности, но и часто влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. Любое чувство может переживаться в аффективной форме (не радость, а восторг, не горе, а отчаяние). Аффекты возникают при ослаблении воли и зачастую являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. [1]



Глава 3. Эмоциональная саморегуляция

Эмоциональная саморегуляция — способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости. Её можно описать как совокупность процессов наблюдения, оценки и модификации эмоциональных реакций, которые осуществляют усиление или ослабление эмоций.

Эмоциональная саморегуляция принадлежит к более широкому классу процессов регуляции эмоций, включающих как контроль над собственными чувствами, так и воздействие на чувства других людей в процессе межличностного общения. Она является необходимым условием для социализации и зависит как от культуры общества, так и от социального контекста ситуации. [3]

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». [1]

Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  1. Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  2. Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  3. Эффект активизации (повышение психофизической реактивности).

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности, и усиливает мобилизацию ресурсов организма. [4]

3.1. Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация. Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация. Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думать обо всем, кроме раздражающего обстоятельства.

Аутогенная тренировка. Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности. [1]

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервнопсихическую напряженность.

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»):

  • Самоприказы – короткие, отрывистые распоряжения, сделанные самому себе. Применять самоприказ нужно, когда есть убеждение в том, что надо вести себя определенным образом, но есть трудность соответствующей организацией своего поведения («Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания»);

  • Самоодобрение – самостоятельное поощрение в случае даже незначительных успехов («Здорово получилось!);

  • Самопрограммирование – внушение уверенности в своих силах («Именно сегодня у меня все получится). [4]

3.2. Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:

  • Классическая музыка;

  • Прогулка на природе;

  • Полноценный сон;

  • Юмор, смех, улыбки;

  • Свежий воздух;

  • Размышления о позитивных вещах;

  • Расслабление мышц;

  • Созерцания красивого пейзажа;

  • Созерцания фото с близким человеком, приятных памятных вещей;

  • Солнечные ванны;

  • Общение с приятной личностью. [1]













Заключение

Во время выполнения данного реферата мне представилась возможность исследовать эмоции, эмоциональные состояния и способы их саморегуляции.

Я могу сделать неоспоримый вывод о том, что тема моего реферата крайне актуальна, так как эмоции очень сильно влияют на человеческую жизни. И для того, чтобы не подвергнуться негативному влиянию, необходимо знать и уметь пользоваться методами эмоциональной саморегуляции.































Список литературы

  1. Основы психологической культуры [Электронный ресурс]

https://ipcollege.ru/wp-content/uploads/2020/03/129 (дата обращения: 10.12.23)

  1. Эмоциональные состояния [Электронный ресурс]

https://ht-lab.ru/obuchenie/slovari/gipertekstovyy/emotsionalnye-sostoyaniya/ (дата обращения: 10.12.23)

  1. Эмоциональная саморегуляция [Электронный ресурс]

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 10.12.23)

  1. Саморегуляция [Электронный ресурс]

https://www.sevsk9school.ru/_ld/14/1494_____.pdf (дата обращения: 10.12.23)

  1. Тест эмоционального самочувствия [Электронный ресурс]

https://peaasi.ee/enesetundetest/?l=ru (дата обращения: 10.12.23)

















Приложение

Тест эмоционального самочувствия

Этот тест не может диагностировать психического здоровья или дать медицинское заключение о состоянии здоровья. Тест исследует наличие важных признаков депрессии, тревожных расстройств, расстройства сна, психического истощения и помогает обратить на них внимание. С результатом теста можно получить общие рекомендации по поддержанию психического здоровья.

Необходимо выбрать тот вариант ответа, который наиболее полно описывает то, что беспокоило в течение последнего месяца:

  • Сниженное настроение;

  • Быстрая раздражительность или гнев;

  • Потеря интереса;

  • Чувство неполноценности;

  • Самообвинения;

  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве;

  • Трудности с засыпанием;

  • Беспокойный или прерывистый сон;

  • Чрезмерно раннее пробуждение;

  • Чувство одиночества;

  • Безнадежность по отношению к будущему;

  • Неспособность чувствовать радость;

  • Беспокойство или суетливость, невозможность усидеть на месте;

  • Легкая пугливость;

  • Страх находиться в центре внимания;

  • Страх при общении с чужими людьми;

  • Чувство вялости или усталости;

  • Пониженное внимание и способность сосредоточиться;

  • Замедление движений;

  • Отдых не восстанавливает силы;

  • Чувство тревоги или страха;

  • Быстрая утомляемость и другие.

Варианты ответов в тесте: «вовсе нет», «редко», «иногда», «часто», постоянно». [5]



Методика управления дыханием

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

  2. На следующие четыре счета задержите дыхание.

  3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

  4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. [4]



Вопросы к аудитории по содержанию презентации

Вопрос

Ответ

1.

Каковы виды эмоциональных состояний?

Настроение, страсть, воодушевление, аффект.

2.

Какие три основных эффекта могут возникать в результате саморегуляции?

Эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.

3.

Какие существуют способы саморегуляции, связанные с воздействием слов?

Самоприказы, самоодобрение, самопрограммирование.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!