Просмотр содержимого документа
«Создание условий для высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке»
Создание условий для высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке
(из опыта работы)
Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. В подростковый период мотивация падает.. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся
Задача школы - опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для самого учащегося сторону.
В психологической литературе есть понятие "программирование потребностей". А.С.Макаренко об этом говорил так: "Воспитать человека - это заложить в него перспективные линии, то есть то, к чему желательно стремиться человеку." Но ведь интересы и потребности у каждого человека разные. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным
либо приводит лишь к незначительному эффекту. Поэтому каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работатьА это уже зависит от учителя, какие методы, приемы, формы он выберет ,какой стиль общения с учащимися является на уроке приоритетным.
Более сильными чаще оказываются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные возможности, слабыми - общественные: сотрудничество и соревнование.
Можно сделать вывод , что важными условиями для развития мотивации учащихся является демократичный стиль общения учителя с учениками и выбор методов обучения, основанных на пробуждении личного интереса учащегося и его творческих способностей.
Мотивирует к работе сам процесс, т.е. мотивирует слово «надо». Но ученики привыкают к тому, что проблему за них решает учитель. Практический опыт им подсказывает, что даже если у них выходит "2" за четверть, то сам учитель и предложит выход из положения: даст дополнительное задание, примет отработку и т.д. Поэтому я думаю, что формирование мотивации является актуальной проблемой. На уроке необходимо организовывать работу, предлагая разнообразные задания. Главное, чтобы ученик был погружен в работу. Это могут быть упражнения, тренинги, творческие задания, викторины и т.д.
А над созданием условий для развития и поддержки мотивации каждый учитель работает, используя разнообразные методы, приемы и формы работы. Одним из таких методов, на мой взгляд, является метод проектов, т.к. он учит целеполаганию и целевыполнению, предполагает проявление творческих способностей, самостоятельность в выборе интересной для ученика темы. Мои ученики, семиклассники, работали над разными проектами. Защиту проектов каждый ученик выстраивал по-своему. Большой интерес у детей вызывает метод драматизация, поэтому мы часто используем на уроках инсценировки, чтение по ролям, выразительное чтение и т.д. Большая часть учеников исполняют разные роли, т.к. используем мы этот метод с 6 класса. Поэтому надеюсь на достижение хороших результатов.