СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы пропаганды здорового образа жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы пропаганды здорового образа жизни»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


В.Ю.Честных

МБОУ СОШ № 7, г. Мичуринск


Здоровье - не все, но мы без здоровья – ничто.

Сократ.

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира.


Одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни, является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. Разумеется, подобную работу невозможно реализовать только силами педагогического коллектива. В ней обязательно участие родителей, специалистов службы здравоохранения и других заинтересованных лиц. Только комплексный подход к проблеме формирования здорового образа жизни способен дать ощутимый результат.


Между тем, одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. При решении подобной проблемы должен осуществляться комплексный подход. Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни подростков, необходимо привлекать к ним сверстников, родителей и других значимых взрослых. Основная цель программ профилактики – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.


Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.


В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.


В обязанности педагога входит также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии. Педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.


В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные соревнования и др.


В нашем колледже была разработана Программа “Здоровье”. Цель программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.


Администрацией колледжа совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав подростков, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.


В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: медицинская комната, ОВД, центр досуга и развития детей и юношества, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры.

Задачи профилактической работы с подростками: научить содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.


Такие принципы работы предполагают формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни.

Можно выделить три основных направления работы колледжа по профилактике употребления ПАВ:

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга подростков, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа колледжа дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.


Одним из направлений работы является расширение в колледже сети спортивных секций. В колледже работают следующие объединения спортивного направления: “Шейпинг”, “Гимнастика”, “Меткий стрелок».


2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

Реализуя работу в данном направлении, в колледже проводятся мероприятия для обучающихся, используются разнообразные формы работы: физкультминутки на уроках, ежедневная утренняя гимнастика, дни здоровья, день профилактики, тематические классные часы, круглые столы, мастер-класс, конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет, ролевые игры, конкурс между группами “Мы за здоровый образ жизни”, участие в соревновании “Дни без курения”.


Особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек, регулярных занятий физической культурой и спортом.


Ежегодно в колледже разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Обучающиеся колледжа — постоянные участники спортивных соревнований города и области.

3) Общественные меры борьбы - привлечение обучающихся к работе: уборка кабинетов и закрепленных территорий.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Психолог

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в колледже проводятся:

Педсоветы, круглые столы.

3. работа с родителями.

Проводятся общеколледжные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков

• Обучающимся предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения.


К методической работе привлечены все педагоги, широко используются технические средства организации, информации и управления. Изучение, анализ и разработка новых организационных форм и методов гигиенического воспитания осуществляется с широким применением средств массовой информации (лекционной пропаганды, радио- и теле- передач, печатной и изобразительной пропаганды).


Новой формой работы в области формирования ЗОЖ, имеющей хорошие результаты, становится волонтерское движение.


Не стоит забывать о значимости духовного воспитания молодежи.

Результатом деятельности становится возрождение подлинно народных и православных традиций - терпимости, воздержанности в словах и поступках, трудолюбия, здорового образа жизни.


Повысить уровень духовности и нравственности народа - значит сократить преступность и пьянство, уменьшить уровень наркомании и табакокурения, остановить рост СПИДа и гепатита. Обращение к собственным духовным истокам, нравственное воспитание - простой и эффективный способ оздоровления нации.


Здоровый образ жизни должен целенаправленно формироваться в течение всей жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Есть древняя, но актуальная по сей день мудрость: «Если ты заболел - измени питание, если не помогло - образ жизни, и только потом обратись к врачу».


Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, различных специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.


Проблема охраны здоровья подростков и формирования у них навыков здорового образа жизни является чрезвычайно сложной, но при совместной деятельности различных служб выполнимой задачей.



Литература:

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. – 2014. - №1. С. 21 – 26.

  2. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2006. с. 148 – 153.

  3. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 139 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!