СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные подходы к пропаганде здорового образа жизни. Методы и средства санитарного просвещения."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы по теме "Современные подходы к пропаганде здорового образа жизни. Методы и средства санитарного просвещения" по МДК "Организация безопасной среды для пациентов и персонала",  который входит в ПМ Выполнение работ по одной  или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 

Просмотр содержимого документа
«"Современные подходы к пропаганде здорового образа жизни. Методы и средства санитарного просвещения."»

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»















Теоретическое занятие

ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК «Организация безопасной среды для пациента и персонала»



ТЕМА: «Современные подходы к пропаганде здорового образа жизни.

Методы и средства санитарного просвещения».







Преподаватель: Федорова О.А.

Черкашина А.Н.







Тобольск, 2020

План:

  1. Здоровье и факторы, влияющие на него;

  2. Здоровый образ жизни и его компоненты;

  3. Санитарное просвещение, методы и средства;

  4. Современные подходы к пропаганде ЗОЖ.



Здоровье и факторы, влияющие на него

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ).

Павел Иосифович Калью рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений здоровья встречаются следующие:

  • Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

  • Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

  • Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

  • Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.

  • Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов.

  • Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.

  • Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам.

  • Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.







Факторы, влияющие на здоровье.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

  • генетические факторы — 15-20% (20%)

  • состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)

  • медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)

  • условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).

Содержание и диапазон влияния каждого из факторов обеспечения здоровья приведены в табл. 1.

Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункцио-нальных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производ-ственные условия, благоприят-ные климатические и природ-ные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприят-ные климатические и природ-ные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профи-лактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологиче-ский дискомфорт. Непра-вильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний



Здоровый образ жизни и его компоненты

Здоровый образ жизниповседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.



Базовые компоненты на основе которых строится ведение здорового образа жизни:

  • Рациональное питание (состав, качество, калорийность, способ кулинарной обработки, режим приема пищи);

  • Физическая активность (регулярность, адекватность нагрузки на организм, условия физических нагрузок)

  • Гигиена организма (чистота кожи, слизистых, волос, ногтей, ротовой полости, нательного и постельного белья, одежды, жилища и т.д.)

  • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, пищевые привычки и др.).

  • Закаливание

  • Соблюдение режима дня (сон, работа/учеба, прием пищи, отдых, хобби)



Санитарное просвещение, методы и средства

Санитарное просвещение — это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Основные задачи санитарного просвещения здоровья сводятся к следующему:

1) информировать население об известных факторах риска возникновения заболеваний и доступных методах их предупреждения;

2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни;

3) давать информацию по соблюдению санитарно-гигиенических мероприятий для укрепления здоровья.



Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные формы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные формы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.

Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.



Современные подходы к пропаганде ЗОЖ

Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Традиционными подходами пропаганды ЗОЖ являются применение как устных (лекции, беседы и т.д.), так и печатных (памятки, буклеты, санбюллетни и т.д.) методы санитарного просвещения. С конца ХХ века тема здорового образа жизни активно поднималась в СМИ – на радио, телевидении, в газетах и журналах.

В настоящее время начинают внедрятся и широко применятся использование для пропаганды здорового образа жизни такие способы, как проведение спортивных мероприятий, выступление значимых людей с темой популяризации ЗОЖ, организация «Дней здоровья» и т.д.

Однако, действительно популярным, концепт «ЗОЖ» стал благодаря интернету и социальным сетям. Установка хештегов, проведение флешмобов способствуют тому, что вести здоровый образ жизни стает не только полезно, но и модно. Этому способствует так же развитие технологий и появление новых устройств, позволяющие отследить некоторые характеристики, влияющие на здоровье.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!