Слайд 1
Тема моего выступления «Совместное проектирование и проведение внеурочных мероприятий»
В нашей школе есть свой календарный план воспитательной работы, который включает в себя определенные внеурочные мероприятия. Он составляется на основе примерного календаря ВР, плана работы местного отделения РДШ, также учитывается календарь знаменательных дат предстоящего учебного года, интересы и возрастные особенности учащихся.
В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы
Как подготовить мероприятие? С чего начать? Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?
Слайд 2 (все 4 этапа)
Всю организацию любого внеклассного мероприятия можно разделить на четыре этапа: конструирование, подготовка мероприятия, проведение мероприятия, анализ.
Слайд 3
1 этап –конструирование– чёткое определение целей и задач данного мероприятия, его тематики; соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей; создание названия мероприятия; составление плана; подбор заданий; разработка правил и условий проведения мероприятия; определение возможности участия родителей, других педагогов и специалистов.
Привлечение класса к планированию и организации — также часть воспитательной деятельности.
Цели должны быть интересны и значимы для участников деятельности. Перед каждым делом нужно объяснить необходимость данного дела, пробудить мотивы. Цели для детей – это энергетика любого дела, чем она сильнее, тем больше существует шансов на успех.
Детям наиболее интересны игровые и занимательные формы.
По способу проведения это:
Слайд 4
Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников.
Это могут быть игры – забавы за столом, подвижные игры и танцы, дискотека и т.д. Мотивация участников напрямую связана, как с возрастными, так и личностными качествами. Предложенная игра должна быть им интересна.
Слайд 5
Конкурсная игровая программа, по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн – ринг», «Турнир знатоков» и т.п.). При подготовке могут быть задействованы как педагог, так и учащиеся.
Слайд 6
Праздник.
Трудоемкий по организации тип внеурочной деятельности. Он предполагает разнообразие развлечений, выставок, публичных выступлений. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников, это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.
На данном этапе можно определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов
Проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями и общественностью (сельская библиотека, КДЦ)
Необходимо разработать правила и условия проведения мероприятия (конкурсной программы, викторины, интеллектуальной игры и т.п.).
Особенно это важно в творческих конкурсах, при подготовке которых заранее выписываются критерии оценки и количество баллов в каждом критерии. Например: критерий новизны, критерий массовости, критерий художественной ценности и т.д. Условия проведения мероприятия прописываются в Положении, которое является сводом правил, законов, касающихся чего-либо (время, место проведения, задания, вопросы о награждении).
Слайд 7
2 этап – Подготовка мероприятия – на этом этапе необходимо дать информацию о предстоящем мероприятии (объявление), довести Положение до участников мероприятия;
Подготовить место проведения: оформить зал, согласно тематике, подготовить атрибуты, декорации, места для зрителей, жюри, для переодевания участников, музыкальное и световое оформление;
техническое обеспечение;
приготовить реквизиты (материалы для конкурса, выставка, видеоматериал и т.д.), оценочные листы;
пригласить жюри;
подготовить программу мероприятия, написать сценарий;
выбрать ведущего и распределить роли;
придумать, чем заполнить паузы;
продумать награждение, приготовить призы;
провести необходимое количество репетиций;
При подготовке к мероприятию также необходимо учитывать распределение обязанностей
- среди учащихся (н.п. оформить зал, стену; подготовка к конкурсам - инсценировать песню, станцевать танец, нарисовать плакат и т.д)
- среди учителей (назначить ответственным классного руководителя за исполнение определенного номера, выполнение какого-либо задания в его классе, назначить ответственного за музыку)
- совместно с участниками - выбор ролей (жеребьёвка, по желанию учащихся)
Также учащиеся старших классов могут участвовать при составлении и расклеивании объявлений, при написании сценария праздника, организации конкурсов, изготовлении реквизитов и т.д.
3 этап – Проведение мероприятия – здесь важны следующие правила:
начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
Это может быть совместное выступление. Н.п. финальная песня
все занятые в проведении мероприятия должны хорошо знать, что и когда следует делать;
Для этого на репетициях отрабатываем каждое действие участника, от выхода до ухода.
Непосредственно перед началом важно проверить готовность всех участников, их эмоциональное и физическое состояние; состояние оборудования и помещения. Важно следить за тем, чтобы не происходило отклонений от запланированного порядка, и корректировать возникающие недочёты по ходу мероприятия.
Слайд 8 …
4 этап – Анализ мероприятия
Анализируя воспитательное мероприятие, следует, прежде всего, фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач.
Необходимо отметить, соответствовала ли форма и проведение поставленной цели и задачам, был ли достигнут желаемый результат, если нет, что стало причиной.
Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем.
Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции
учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом.
Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо
систематически обсуждать на педагогических советах и методических
объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.
Уважаемые коллеги, помните, дети – это сосуды, данные нам на хранение. И от нас зависит каким содержанием наполним мы эти сосуды!
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.